Файл: Аппарат государственной власти (Понятие аппарата государственной власти (механизма государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Статус носителя одной из трех – судебной – властей обеспечивает органам правосудия весьма важное место в государственном механизме наряду с другими органами.

Но, несмотря на особенности структуры и другие различия судебных органов разных стран, у них много сходства в целях и задачах, которые перед ними ставятся и конституционно во всех государствах, именующих себя демократическими, провозглашаются. Много общего у них в социальных функциях, содержании деятельности, конституционных принципах их организации и функционирования. Так, например, в конституционных актах подавляющее большинство современных государства в той или иной форме провозглашается принцип независимости судей, самостоятельности судов в решении любых, в пределах установленной юрисдикции, вопросов.

4. Значительную роль в государственном механизме ряда стран играет непосредственно система органов прокуратуры. Прокуратура осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.

Органы прокуратуры осуществляют также непосредственный надзор за соблюдением законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах, в местах заключения, при исполнении наказаний и других мер принудительного характера, назначаемых судами.

Правовую основу деятельности органов прокуратуры разных стран определяют нормы, которые содержаться в конституциях и специальных актах, регулирующих порядок организации и деятельности прокуратуры. Согласно Конституции России, определяющей структуру, порядок формирования и принципы деятельности прокуратуры, «полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом».

1.3 Принципы деятельности аппарата государственной власти (механизма государства)

Принципы государственного аппарата на протяжение всего развития государства разрабатываются, уточняются, дополняются новыми. Но существует и обратный процесс, по мере изменений в государственном аппарате некоторые принципы отпадают. "Например, совсем до недавнего времени, а именно - до разрушения СССР в советской политико-юридической теории и практике не без оснований в качестве наиболее важных принципов организации и деятельности государственного аппарата считались следующие:


- принцип партийного руководства;

- подчинения аппарата политике;

- принцип широкого участия масс в управлении делами государства и общества, в деятельности государственного аппарата;

- принцип демократического централизма, гласности, социалистической законности, интернационализма и социалистического федерализма (применительно к социалистическим федеративным государствам);

- принципов равноправия национальностей, принцип научного планирования, координации, учета и контроля деятельности аппарата и др.

Однако после распада СССР и кардинальных изменений, произошедших в государственном механизме России за последние годы, многие из этих принципов полностью себя исчерпали". Теория государства и права: Учебник. / Под редакцией М.Н. Марченко - М.2004. - С.277

Непосредственно с этим, независимо от особенностей конкретных государств и происходящих в них изменений в организации и деятельности государственных аппаратов разных стран имеются общие принципы. Это значит, разумеется, что они всегда не только формально провозглашаются, но и полностью реализуются. Очень сложно назвать государство, в котором бы все или хотя бы основные принципы организации и деятельности аппарата не только деклорировались теоретически, но и абсолютно полностью реализовывались практически. Однако, непосредственно общие принципы, предъявляемые к процессу организаци и деятельности государственного аппарата в разных странах, существуют и в той или иной мере реализуются.

Посреди всего этого следует назвать непосредственно принципы оптимальности построения и функционирования аппарата, эффективности его действия, законости и конституционости, высокого професионализма государственных служащих, соблюдения высоких этических требований членами парламентов и чиновниками, их полной политической лояльности и другое.

"Деятельность любых государственных органов на сегодняшний день строится на принципах гуманизма, демократизма, гласности, законности, национального равноправия, централизма, научного подхода к управленческой деятельности, профессионализма в подборе кадров, сочетания единоначалия и коллегиальности в принятии решений, разделения властей. Рассмотрим содержание каждого принципа.

Принцип гуманизма. Этот принцип говорит о признании ценности человека как личности, утверждении приоритета его интересов в деятельности государства. Смотря на содержание принципа гуманизма, следует обратить внимание на 2 момента. Первое – именно интересы личности должны быть на 1-м месте в деятель-ности государства, а не что-либо. И, второе – должны быть учтены интересы каждого либо большей части населения, а не одного человека или маленькой социальной группы.


Гуманизм – это в 1-ую очередь – учет и уважение основных прав человека в деятельности государственных органов - права на жизнь, на личную неприкосновенность, на честь и достоинство, на собственность и другое. Гуманное государство применяет насилие к человеку только в самых исключительных случаях, например в случае неправильного поведения.

Государственность существует уже около 5-и тыс. лет, а принцип гуманизма начал появляться только после победы революций буржуазии. Сегодня это один из главных принципов организации и деятельности государственного аппарата; закрепляется в конституциях многих совр. государств. В Конституции России сказано: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".

Демократизм. В переводе с греческого "демократия" означает "народовластие". Принцип демократизма составляет признание народа источником государственной власти, признание его права на участие в принятии политических решений, провозглашение широкого круга гражданских свобод.

Существует непосредственная и представительная демократия. Непосредственная демократия означает участие каждого в принятии политических решений. В конституциях многих государств закреплены формы непосредственной демократии: голосование на выборах, на референдуме, участие в демонстрациях, собраниях митингах, шествиях, пикетированиях, право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Представительная демократия выражается в деятельности выборных представительных органов государства.

Принцип демократизма закреплен и в Конституции РФ: "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления". Конституция Российской Федерации - М.2000 - Ст.3 (чч. 1 и 2)

Принцип Гласности. Требуется достаточная осведомленность общества о деятельности государственных органов, потому что только благодаря гласности возможно реальное народовластие. В основу данного принципа входит право каждого на получение информации, затрагивающие его права и законные интересы, а в более широком плане - формирование общественного мнения о деятельности государственного аппарата. Так, согласно Конституции РФ: "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом". Конституция Российской Федерации - М.2000 - Ст.29 (ч. 4)


Таким образом, речь не идет об абсолютной гласности: она ограничивается в случае возможности нанесения ущерба существенным интересам государства или граждан.

Государственный аппарат в СССР на протяжении длительного промежутка времени функционировал в полу секретных условиях. Служебные документы, различные статистические данные были практически недоступны для населения, к тому же многое из известной информации сознательно искажалось. В 90-х годах принцип гласности начал получать реальное воплощение в деятельности органов государства, в частности уменьшены перечни сведений, относящихся к государственной и служебной тайнам, во многих органах созданы структурные подразделения, которые отвечают за связь со средствами массовой информации (пресс-центры, пресс-службы и т. д.).

Принцип Законности. Вся деятельность государственных органов регулируется нормами права, которые отражены в многочисленных и разнообразных нормативных актах. Их строгая и неуклонная реализация и составляет содержание принципа законности. "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы". Конституция Российской Федерации - М.2000 - Ст.15 (ч. 2)

Принцип национального равноправия. Доступ к замещению должностей в государственном аппарате должен быть разрешен всем лицам независимо от их национальности. В некоторых странах острота постановки национального вопроса отлична, в прямой зависимости от этого находится и актуальность данного принципа. Здесь речь может идти о равноправии в общем - не только о расовом или национальном, но и о равенстве прав на замещение должностей в государственном аппарате. "Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе". Конституция РФ- М.2001 - Ст.36 (ч. 6)

Принцип централизма. Государственный аппарат имеет непосредственно иерархическую структуру, и органы, которые стоят ниже госуд-ва, должны выполнять решения вышестоящих органов, регулярно отчитываться перед ними. Органы государства имеют или только подчинение по вертикали, или так называемое "двойное подчинение" - по вертикали и по горизонтали. В крайнем случае орган, например, отраслевого территориального управления подчиняется как вышестоящему территориальному или центральному органу отраслевого управления, так и вышестоящему территориальному органу.

Принцип научного подхода к управленческой деятельности, профессионализм в подборе кадров. Управленческая деятельность - это деятельность вполне себе специфическая и сложная, что, непосредственно обусловлено современным уровнем развития общества, многообразием и сложностью общественных отношений. Практика гласит, что управление обществом наиболее качественно, наиболее эффективно осуществляется специалистами. В нашей стране данный принцип долгое время недооценивали. Для того чтобы быть назначенным на любую должность в государственном аппарате, необходимо наличие, прежде всего определенных морально-политических качеств, и только потом уже - конкретно профессиональных.


Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности. У обоих принципов принятия решений есть свои достоинства и недостатки. В 1-ом случае решения принимаются вполне быстро, оперативно, с наименьшими затратами, создаются предпосылки для эффективного осуществления управленческой деятельности. Но принятие решений большинством голосов (а голосованию предшествует, как правило, обсуждение вопроса, выяснение различных точек зрения, уточнение спорных моментов, выработка коллективного мнения и т. п.) - разрешает находить более взвешенные методы к сложным проблемам. В то же время качественной работе коллегиальных органов государства часто ограничивают разные обстоятельства организационного характера: не всегда достаточная скорость работы и оперативность принятия решений; в некоторых случаях - отсутствие определенной позиции, нереальность прийти к общему мнению, непоследовательность в проведении определенной политики; дороговизна коллегиальных процедур. Поэтому сочетание в тех или иных пропорциях коллегиальности и единоначалия относится к деятельности практически всех государственных органов, которые функционируют преимущественно на основе единоначалия или коллегиальности.

Принцип разделения властей. Это основной принцип организации и деятельности государственного аппарата в сегодняшних конституционных государствах. Основная мысль состоит в том, что вся власть не может находиться в руках 1 человека или 1 органа. А если такое все-таки случается, неизбежно злоупотребление властью, нарушения прав человека, беспредел со стороны властных органов и должностных лиц. Поэтому требуется разделение всей государственной власти на несколько составляющих, её распределение по разным органам с тем, чтобы ни один орган не обладал всей властью. В соответствии с классическим вариантом теории разделения властей выделяют 3 ветви власти.

- Законодательная власть;

- Исполнительная власть;

- Судебная власть.

Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность.

Глава 2. Понятие государственных органов, их классификация