Файл: Аппарат государственной власти (Понятие аппарата государственной власти (механизма государства).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие аппарата государственной власти (механизма государства)
1.2 Структура аппарата государственной власти (механизма государства)
1.3 Принципы деятельности аппарата государственной власти (механизма государства)
Глава 2. Понятие государственных органов, их классификация
2.1 Понятие государственных органов
2.2 Классификация государственных органов
Глава 3. Проблемы совершенствования механизма современного российского государства
Президент является главой государства в наибольшем количестве современных государств. Его избирает или население, или парламент, или особая избирательная процедура.
Президент в большинстве случаев имеет возможность формирования совещательного органа (правительства) и включает в него по своему желанию тех или иных руководителей министерств и ведомств.
Глава государства имеет различные полномочия, но осуществление этих полномочий на практике зависит от формы правления, от реального положения главы государства.
В классических президентских республиках президент является центральным политическим фигурантом, здесь в его руках сосредотачивается вся исполнительная власть, так как он, будучи главой государства, еще и возглавляет правительство. Президент сам назначает министров и отправляет в отставку. Правительство полностью ему подконтрольно.
В полу-президентской республике правительство сформировано парламентом, однако, у президента здесь имеются значительные полномочия в области исполнительной власти.
В парламентских республиках президент, будучи главой государства, фактически властью не обладает. Его избирают, как правило, не население, а коллегия выборщиков, состоящая преимущественно из парламентария.
Правительство здесь ему не подотчетно, оно формировано партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не являясь лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность.
Правительство. Правительство - это высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти, который непосредственно осуществляет управление страной.
Правительство имеет разные названия: кабинет, кабинет министров, совет министров, госсовет, федеральное правительство и др.
В состав правительства обычно входит: глава правительства (премьер-министр, председатель совета или кабинета министров, первый министр, канцлер и т.д.), его заместитель и член правительства (министр, секретарь, статс-секретарь), возглавляющие отдельные центральные ведомства государственного управления (министерство, департамент).
Правительство осуществляет административную, или исполнительно-распорядительную деятельность в стране. Под его руководством находится госаппарат, ВС РФ, финансы государства, иностранные дела.
Существуют однопартийное и коалиционное правительство. Однопартийные правительства состоят из представителя одной партии, а коалиционные - из двух и более. В стране с нестабильной политической ситуацией создаются беспартийные правительства.
В зависимости от государственного устройства правительство может быть единым (в унитарных государствах) либо федеральным, действующим наряду с правительством республики и автономии (в федеративных государствах).
Смысл деятельности исполнительной ветви власти - фактически реализовывать те положения принятого парламентом закона, который нуждается в принудительном исполнении или вмешательстве в их исполнение в другой форме органа публичной власти.
Главной задачей правительства является исполнение закона. Но на этом его полномочие не исчерпывается. В компетенцию правительства входит и издание правового акта (указ, декрет, постановление, распоряжение), который обязателен для исполнения. Правительство осуществляет свою деятельность через орган государственной администрации - министерство, ведомство, агентство, комиссия и т.д.
Министерства и ведомства различаются по характерам задач, которые они решают. Так, в нашей стране для обеспечения нормального государственного управления обществом в Правительстве России действует 24 министерства: внутренних дел, по атомной энергии, по делам гражданской обороны, по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, по налогам и сборам, здравоохранения, иностранных дел, культуры, обороны, образования, путей сообщения, по связи и информатизации и др.
Управление министерствами и ведомствами осуществлено по принципу единоначалия. Министр всегда имеет помощника, личного сотрудника, который и составляет штат министерства, но не входит в состав правительства.
Внутри министерства созданы дирекция, управление, департамент, отдел. Ими руководит назначенный министром начальник. Группа управления и отдела курируют заместители министра.
Министерства и другие ведомства обрастают сложным, громоздким и разветвленным чиновничьим аппаратом, который и образует основу механизма государства.
Законодательные органы. Законодательная (представительная власть) - это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательного акта, а так же наблюдений и контроля над аппаратом исполнительной власти, в основном в финансовой сфере.
Как видно из определений, законодательный орган формируется путем избрания его населением страны, действует от его имени и ответственен перед ним.
Законодательная власть, исходя из принципов разделения властей, является самой важной, и ее орган занимает главенствующее положение в механизме государства. Она устанавливает обязательные требования, которое исполнительная власть должно проводить в жизнь и которое служит законодательной основой для деятельности судебной власти.
Общегосударственый представительны органы могут иметь разные названия, (в России - Федеральное Собрание, в Испании - Кортесы, в Польше - Сейм, в Дании - Фолькетинг, Альтинг - в Исландии, Конгресс - в США, в Швеции - Риксдаг и так далее), но за ним утвердилось обобщенное название "парламент".
Современный парламент - это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призваный регулировать важнейшее общественное отношение главным образом путем принятия закона, осуществляющего контроль над деятельностью органа исполнительной власти и высшего должностного лица.
Парламент, как правило, включает в себя 2 палаты: верхняя и нижняя. Однако существуют и однапалатные парламенты, которые в основном образованны в государстве с однородными национальными составами населения или небольшой по территорией (Дания, Финляндия, Польша).
Под парламентом обычно понимают однопалатные представительные учреждения или нижнюю палату двухпалатного парламента, хотя с юридической стороны это понятие гораздо наиболее сложное.
Руководит парламентом председатель, который представляет парламент во взаимоотношениях с другими органами, руководит прениями, голосованием, координирует работу внутри парламентских органов и т.д.
Двухпалатная структура парламента позволяет предотвратить принятия поспешного решения нижней палатой. Обычно, срок полномочия верхней палаты более длительный, чем нижней, ее депутаты имеют наиболее высокий возрастной ценз, она реже обновляется и формируется на основе косвенного (непрямого) выбора. В большинстве стран досрочному роспуску подлежит только нижняя палата.
Палата парламента имеет разное название, поэтому для обобщения её принято называть верхним и нижним. При этом нижняя палата состоит из депутатов, избранные населением, а верхняя - из представителя субъекта федерации. Верхняя, обычно, обладает меньшими полномочиями, чем нижняя. Она может быть либо "слабой", когда она не в состоянии воспрепятствовать ему, а только лишь отсрочить принятие решения нижней палатой парламента, поскольку ее вето может быть преодолено последней, либо "сильной", когда без ее решения законы не могут быть принято.
При парламентах и каждой палате образовано и действует постоянное, временное и смешанное комитет и комиссии, которые осуществляют свою деятельность по различным направлениям: бюджетно-финансовая политика, международные дела, здравоохранение, социальная политика, борьба с преступностью, оборона страны и др. Они могут обладать правом законодательной инициативы, контроля над правительством и аппаратом государственного управления.
Порядок работ парламентов, как и других высших государственых органов, определяется его регламентом, в котором так же закреплены основная стадия законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждения законопроектов на пленарном заседании и в комиссии, принятие, утверждение и опубликование.
Основной целью законодательной власти является издание закона. Но, это не единственный ее аргумент. Не менее важным моментом законодательной власти является финансовая, которая реализована в праве ежегодно утверждать государственный бюджет страны, а так же устанавливать налоги.
Во внешней политике парламент (утверждает) международные договоры или дает согласие президенту на их ратификации (при ратификации нельзя внести поправку в договор, можно лишь утвердить его в целом или отказать сделать это), решает вопрос об использовании армии за пределами страны, а так же об импичменте президента, т.е. отказа его от должности, выносит решение о предании министров суду и т.п. Он наделен правом решать вопросы, относящиеся к основам правового положения: только он может объявлять амнистию.
Есть также и ряд "распорядительных" функций, которые непосредственно связаны с высшими исполнительными и судебными органами, а так же осуществлением ими контроля над правительством, других лиц исполнительной власти.
Контроль над исполнительной властью парламент осуществляет самыми разнообразными методами. Он участвует в назначении различных должностных лиц и органов исполнительной власти. Парламент, если это входит в его компетенцию, назначает главу государства (в парламентарных республиках).
В зависимости от формы государственного правления парламент в различной степени может оказывать влияние на структуру, персональный состав и характер деятельности правительства, участвуя в процедуре назначения его главы и самого правительства.
В парламентарных республиках главы правительства и члены кабинета министров назначаются непосредственно парламентом и ответственны перед ним. Правительство формирует парламентское большинство и лидер партии, завоевавшей большее количество голосов, становится главой правительства, который затем представляет для утверждения в парламент кандидатов в члены правительства.
В государствах с классическим президентским правлением, как известно, полномочия главы государства и главы правительства совмещаются в одном лице, и в их избрании парламент принимает лишь косвенное участие.
Парламентский контроль предназначен непосредственно для того, чтобы законодательная власть была в курсе проводимой правительственной политики, конституционными методами способствовала ее общественной полезности и реально гарантировала свободное развитие личности.
Законодательными органами помимо парламента являются и местные органы власти и самоуправления. Они, как правило, имеют представительный характер и действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц (муниципальных советов, префектурных собраний, национальных советов, коммунальных советов). Местные представительные органы избираются непосредственно населением административно-территориальных единиц. Им подведомственны в пределах, установленных законом, местные предприятия, местный бюджет, вопросы местного благоустройства, транспорта, водоснабжения, бытового обслуживания, народного образования, здравоохранения, поддержания правопорядка, гражданской обороны, противопожарной безопасности и др.
Судебные органы. Суд - это орган государства, который в процессуальном порядке осуществляет непосредственное правосудие по гражданским, административным и уголовным делам.
Суд является непосредственным органом власти, он подчиняется только закону. Все решения суда, вступившие в силу, обязательны для всех субъектов права и подлежат безусловному исполнению.
Судебная власть в системе государственных властей является главным уравновешивающим механизмом, который направляет действие законодательной и исполнительной власти в правовые рамки. Судебные органы защищают человека от произвола первых двух ветвей власти.
Судебные органы придают установленным ими фактам юридическое значение. А после этого следуют процедура защиты законных прав участников правовых отношений, наказание виновных лиц, отмена незаконных решений, восстановление нарушенного права, защита прав потерпевшего и т.д.
В отличие от законодательной власти суд не издает законы, не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью, хотя в судебных учреждениях есть должности судебных исполнителей. Суд занимается иной деятельностью. Он рассматривает и решает непосредственно конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов в обществе. Это могут быть уголовные дела, имущественные и трудовые споры, конфликты в политической сфере, жалобы граждан на действия чиновников и т.д.
Судебная система имеет сложную структуру, она включает в себя различные специфические судебные учреждения: гражданские, административные, военные, транспортные и иные суды.