Файл: Аппарат государственной власти (Понятие аппарата государственной власти (механизма государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Президент является главой государства в наибольшем количестве современных государств. Его избирает или население, или парламент, или особая избирательная процедура.

Президент в большинстве случаев имеет возможность формирования совещательного органа (правительства) и включает в него по своему желанию тех или иных руководителей министерств и ведомств.

Глава государства имеет различные полномочия, но осуществление этих полномочий на практике зависит от формы правления, от реального положения главы государства.

В классических президентских республиках президент является центральным политическим фигурантом, здесь в его руках сосредотачивается вся исполнительная власть, так как он, будучи главой государства, еще и возглавляет правительство. Президент сам назначает министров и отправляет в отставку. Правительство полностью ему подконтрольно.

В полу-президентской республике правительство сформировано парламентом, однако, у президента здесь имеются значительные полномочия в области исполнительной власти.

В парламентских республиках президент, будучи главой государства, фактически властью не обладает. Его избирают, как правило, не население, а коллегия выборщиков, состоящая преимущественно из парламентария.

Правительство здесь ему не подотчетно, оно формировано партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не являясь лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность.

Правительство. Правительство - это высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти, который непосредственно осуществляет управление страной.

Правительство имеет разные названия: кабинет, кабинет министров, совет министров, госсовет, федеральное правительство и др.

В состав правительства обычно входит: глава правительства (премьер-министр, председатель совета или кабинета министров, первый министр, канцлер и т.д.), его заместитель и член правительства (министр, секретарь, статс-секретарь), возглавляющие отдельные центральные ведомства государственного управления (министерство, департамент).

Правительство осуществляет административную, или исполнительно-распорядительную деятельность в стране. Под его руководством находится госаппарат, ВС РФ, финансы государства, иностранные дела.

Существуют однопартийное и коалиционное правительство. Однопартийные правительства состоят из представителя одной партии, а коалиционные - из двух и более. В стране с нестабильной политической ситуацией создаются беспартийные правительства.


В зависимости от государственного устройства правительство может быть единым (в унитарных государствах) либо федеральным, действующим наряду с правительством республики и автономии (в федеративных государствах).

Смысл деятельности исполнительной ветви власти - фактически реализовывать те положения принятого парламентом закона, который нуждается в принудительном исполнении или вмешательстве в их исполнение в другой форме органа публичной власти.

Главной задачей правительства является исполнение закона. Но на этом его полномочие не исчерпывается. В компетенцию правительства входит и издание правового акта (указ, декрет, постановление, распоряжение), который обязателен для исполнения. Правительство осуществляет свою деятельность через орган государственной администрации - министерство, ведомство, агентство, комиссия и т.д.

Министерства и ведомства различаются по характерам задач, которые они решают. Так, в нашей стране для обеспечения нормального государственного управления обществом в Правительстве России действует 24 министерства: внутренних дел, по атомной энергии, по делам гражданской обороны, по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, по налогам и сборам, здравоохранения, иностранных дел, культуры, обороны, образования, путей сообщения, по связи и информатизации и др.

Управление министерствами и ведомствами осуществлено по принципу единоначалия. Министр всегда имеет помощника, личного сотрудника, который и составляет штат министерства, но не входит в состав правительства.

Внутри министерства созданы дирекция, управление, департамент, отдел. Ими руководит назначенный министром начальник. Группа управления и отдела курируют заместители министра.

Министерства и другие ведомства обрастают сложным, громоздким и разветвленным чиновничьим аппаратом, который и образует основу механизма государства.

Законодательные органы. Законодательная (представительная власть) - это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательного акта, а так же наблюдений и контроля над аппаратом исполнительной власти, в основном в финансовой сфере.

Как видно из определений, законодательный орган формируется путем избрания его населением страны, действует от его имени и ответственен перед ним.

Законодательная власть, исходя из принципов разделения властей, является самой важной, и ее орган занимает главенствующее положение в механизме государства. Она устанавливает обязательные требования, которое исполнительная власть должно проводить в жизнь и которое служит законодательной основой для деятельности судебной власти.


Общегосударственый представительны органы могут иметь разные названия, (в России - Федеральное Собрание, в Испании - Кортесы, в Польше - Сейм, в Дании - Фолькетинг, Альтинг - в Исландии, Конгресс - в США, в Швеции - Риксдаг и так далее), но за ним утвердилось обобщенное название "парламент".

Современный парламент - это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призваный регулировать важнейшее общественное отношение главным образом путем принятия закона, осуществляющего контроль над деятельностью органа исполнительной власти и высшего должностного лица.

Парламент, как правило, включает в себя 2 палаты: верхняя и нижняя. Однако существуют и однапалатные парламенты, которые в основном образованны в государстве с однородными национальными составами населения или небольшой по территорией (Дания, Финляндия, Польша).

Под парламентом обычно понимают однопалатные представительные учреждения или нижнюю палату двухпалатного парламента, хотя с юридической стороны это понятие гораздо наиболее сложное.

Руководит парламентом председатель, который представляет парламент во взаимоотношениях с другими органами, руководит прениями, голосованием, координирует работу внутри парламентских органов и т.д.

Двухпалатная структура парламента позволяет предотвратить принятия поспешного решения нижней палатой. Обычно, срок полномочия верхней палаты более длительный, чем нижней, ее депутаты имеют наиболее высокий возрастной ценз, она реже обновляется и формируется на основе косвенного (непрямого) выбора. В большинстве стран досрочному роспуску подлежит только нижняя палата.

Палата парламента имеет разное название, поэтому для обобщения её принято называть верхним и нижним. При этом нижняя палата состоит из депутатов, избранные населением, а верхняя - из представителя субъекта федерации. Верхняя, обычно, обладает меньшими полномочиями, чем нижняя. Она может быть либо "слабой", когда она не в состоянии воспрепятствовать ему, а только лишь отсрочить принятие решения нижней палатой парламента, поскольку ее вето может быть преодолено последней, либо "сильной", когда без ее решения законы не могут быть принято.

При парламентах и каждой палате образовано и действует постоянное, временное и смешанное комитет и комиссии, которые осуществляют свою деятельность по различным направлениям: бюджетно-финансовая политика, международные дела, здравоохранение, социальная политика, борьба с преступностью, оборона страны и др. Они могут обладать правом законодательной инициативы, контроля над правительством и аппаратом государственного управления.


Порядок работ парламентов, как и других высших государственых органов, определяется его регламентом, в котором так же закреплены основная стадия законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждения законопроектов на пленарном заседании и в комиссии, принятие, утверждение и опубликование.

Основной целью законодательной власти является издание закона. Но, это не единственный ее аргумент. Не менее важным моментом законодательной власти является финансовая, которая реализована в праве ежегодно утверждать государственный бюджет страны, а так же устанавливать налоги.

Во внешней политике парламент (утверждает) международные договоры или дает согласие президенту на их ратификации (при ратификации нельзя внести поправку в договор, можно лишь утвердить его в целом или отказать сделать это), решает вопрос об использовании армии за пределами страны, а так же об импичменте президента, т.е. отказа его от должности, выносит решение о предании министров суду и т.п. Он наделен правом решать вопросы, относящиеся к основам правового положения: только он может объявлять амнистию.

Есть также и ряд "распорядительных" функций, которые непосредственно связаны с высшими исполнительными и судебными органами, а так же осуществлением ими контроля над правительством, других лиц исполнительной власти.

Контроль над исполнительной властью парламент осуществляет самыми разнообразными методами. Он участвует в назначении различных должностных лиц и органов исполнительной власти. Парламент, если это входит в его компетенцию, назначает главу государства (в парламентарных республиках).

В зависимости от формы государственного правления парламент в различной степени может оказывать влияние на структуру, персональный состав и характер деятельности правительства, участвуя в процедуре назначения его главы и самого правительства.

В парламентарных республиках главы правительства и члены кабинета министров назначаются непосредственно парламентом и ответственны перед ним. Правительство формирует парламентское большинство и лидер партии, завоевавшей большее количество голосов, становится главой правительства, который затем представляет для утверждения в парламент кандидатов в члены правительства.

В государствах с классическим президентским правлением, как известно, полномочия главы государства и главы правительства совмещаются в одном лице, и в их избрании парламент принимает лишь косвенное участие.


Парламентский контроль предназначен непосредственно для того, чтобы законодательная власть была в курсе проводимой правительственной политики, конституционными методами способствовала ее общественной полезности и реально гарантировала свободное развитие личности.

Законодательными органами помимо парламента являются и местные органы власти и самоуправления. Они, как правило, имеют представительный характер и действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц (муниципальных советов, префектурных собраний, национальных советов, коммунальных советов). Местные представительные органы избираются непосредственно населением административно-территориальных единиц. Им подведомственны в пределах, установленных законом, местные предприятия, местный бюджет, вопросы местного благоустройства, транспорта, водоснабжения, бытового обслуживания, народного образования, здравоохранения, поддержания правопорядка, гражданской обороны, противопожарной безопасности и др.

Судебные органы. Суд - это орган государства, который в процессуальном порядке осуществляет непосредственное правосудие по гражданским, административным и уголовным делам.

Суд является непосредственным органом власти, он подчиняется только закону. Все решения суда, вступившие в силу, обязательны для всех субъектов права и подлежат безусловному исполнению.

Судебная власть в системе государственных властей является главным уравновешивающим механизмом, который направляет действие законодательной и исполнительной власти в правовые рамки. Судебные органы защищают человека от произвола первых двух ветвей власти.

Судебные органы придают установленным ими фактам юридическое значение. А после этого следуют процедура защиты законных прав участников правовых отношений, наказание виновных лиц, отмена незаконных решений, восстановление нарушенного права, защита прав потерпевшего и т.д.

В отличие от законодательной власти суд не издает законы, не занимается исполнительно-распорядительной деятельностью, хотя в судебных учреждениях есть должности судебных исполнителей. Суд занимается иной деятельностью. Он рассматривает и решает непосредственно конкретные дела и споры, возникающие вследствие различных конфликтов в обществе. Это могут быть уголовные дела, имущественные и трудовые споры, конфликты в политической сфере, жалобы граждан на действия чиновников и т.д.

Судебная система имеет сложную структуру, она включает в себя различные специфические судебные учреждения: гражданские, административные, военные, транспортные и иные суды.