Файл: Аппарат государственной власти (Понятие аппарата государственной власти (механизма государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Реформа гoсyдарственoгo аппаратa являeтcя одной из самых обсуждаемых тем за последние несколько лeт. Реформа необходима в связи с неэффективностью работы государственного аппарата. Поэтому, актуальность темы исследования определяется потребностью изучения структуры и функций государственного аппарата, происходящих изменений, и возможных путей дальнейшего развития для реализации целей построения правового демократического государства с развитой рыночной экономикой.

Реформирование государства актуально не только для нашей страны. В последнее время много стран Европейского Союза проводят административно-государственные реформы, направленные на дальнейшее совершенствование государственного аппарата в соответствии с требованиями времени.

Я считаю, что актуальность исследования связана также с необходимостью реализации в Российской Федерации административной реформы и реформы государственной службы.

Сегодня – малая эффективность государственного аппарата является главной преградой на пути развития российского общества и экономики. Основной вопрос сегодняшней России - ее становление как динамично развивающегося государства. Достичь эту цель нельзя без эффективного функционирования системы управления страной.

Цель моей работы – рассмотрение со всех сторон понятия государственного аппарата, его структуры в соответствии с законодательством России и его функций.

Глава 1. Понятие, структура и принципы современного аппарата государственной власти (механизма государства)

1.1 Понятие аппарата государственной власти (механизма государства)

Государство реально действует, проявляет себя как система, совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут участвовать в делах государства, но его органы несут персональную ответственность за эффективность своей работы.


Поэтому, государственный аппарат – это органы и должностные лица, осуществляющие управление функциями государства и обладающие монополией на государственное принуждение.

Понятие государственный аппарат употребляют и в широком и в узком смысле. В широком смысле взгляд на государственный аппарат как на все государственные органы идентично понятию механизма государства. В более узком смысле государственный аппарат понимают как аппарат государственного управления, т.е. совокупность исполнительно - распорядительных, управленческих органов государства. В этом смысле «государственный аппарат» используют в науке административного права.

Органы и учреждения являются первичной ячейкой государства. Каждый государственный орган это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, которое создается государством для осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.

Очень много авторов выделяет три главные формы деятельности государственных органов: правотворческую, направленную на разработку издание законов; правоисполнительную, как реализация норм права; правоохранительную – форму правовой деятельности государства, обеспечивающую соблюдение правовых норм.

Главными признаками, которые характеризуют понятие органов государства, являются эти:

  • выполняют от имени государства его задачи и функции методом определенного вида деятельности в порученной области;
  • имеют власть и, как раз, тем самым отличаются от государственных учреждений и предприятий;
  • имеют закрепленные задачи, функции, права и обязанности (правомочия);
  • характеризуются непосредственной структурой, то есть строением по видам отдельных служб и численному составу (штатам) и имеют территориальный масштаб деятельности;
  • образуются в порядке, который установлен законом.

Основное свойство государственного органа это то, что он может создавать юридические акты, обязательные для исполнения всем, кому они направлены, принуждать, убеждать, поощрять для обеспечения требований этих актов, следить за их реализацией.

Органы государственной власти занимают основное место в структуре государственного аппарата и имеют такие особенности, которые рождены природой и функционалом гос-ва. Эти органы каждый в своей области и своими особенными методами выражают организационную роль государства в обществе. Понятие органа государственной власти складывается из суммы некоторых признаков.


Каждый орган государственной власти создается согласно конституции, законов или других правовых актов.

Орган государственной власти имеет властные полномочия, т.е. его решения обязательны для всех и если нужно, принудительны со стороны государства.

Деятельность органов государственной власти непосредственно осуществляется в формах и методах, которые установлены правовыми актами. Ни при каких условиях орган государственной власти не имеет права делать то, что выходит за рамки, особенно в применении принудительных мер.

Выполнение государственным органом полномочий проходит в порядке, который установлен Конституцией РФ или же законами. Органу предоставляется возможность:

  • принимать общеобязательные решения в виде нормативно-правовых или индивидуальных актов применения права,
  • проводить организационную, контрольную или иную властную деятельность,
  • Применять принуждение ко всем, кто не выполняет общеобязательные решения данного органа либо иных органов государства.

Государственный орган обязан реализовывать компетенции.

Каждый орган гос-ва может делать что-то только в рамках прав, которые он имеет. Выход за пределы является правонарушением, а принятые решения или действия за пределами предоставленных полномочий подлежат скорейшей отмене.

1.2 Структура аппарата государственной власти (механизма государства)

В качестве структуры государственного аппарата понимается его внутреннее строение, порядок расположения составляющих звеньев аппарата, их соотношение. Структура практически всегда говорит о том, из чего складывается государственный аппарат, какая субординация его главных частей, также, каковы принципы его организации и функционирования.

В абсолютно любой стране сложившийся государственный аппарат это единая целостная система, состоящая из ряда частных систем. В качестве частных выступают одинаковые по своему функционалу, внутреннему строению, непосредственным целям, видам выполняемой деятельности разные государственные органы.

Главными частными системами государственного аппарата на сегодняшний день являются: система органов государственной власти, система органов государственного управления, система судебных органов и система органов прокуратуры. Каждая из них это носитель соответствующей государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной.


Иной подход решения проблемы соотношения государственных властей и их носителей заключается в том, что, прежде всего, выступает государственная власть, источником которой является народ.

В абсолютно всех демократических странах данная концепция получила большое признание. Политическая практика подтвердила жизнеспособность и гуманность данной идеи, которая развилась еще в семнадцатом веке английским философом материалистом Джоном Локком.

Каждая из частных систем государственных органов, представляет собой:

1. Главным значением органов законодательной власти является законодательная деятельность. В демократических государствах у них центральное место в структуре государственного аппарата. Представительные органы государственной власти делятся на высшие и местные. Высшие органы государственной власти это парламенты. Одной из их главнейших функций является принятие законов.

Сосредотачивая в себе законодательные функции, парламент очень часто передает часть из них другим, подвластным ему органам и распределяет их. Возникающая в результате этого система актов называется делегированным законодательством.

Вместе с высшими органами государственной власти в каждой стране существуют местные органы. Они называются по разному. Но цель и назначение их идентичны: осуществление государственной власти и управление на местах.

2. Система органов исполнительной власти осуществляет непосредственно в различных государствах исполнительно-распорядительную деятельность. Исполнительная деятельность органов государственного управления действует в том, что они выступают как непосредственные исполнители требований, которые содержатся в актах органов государственной власти и стоящих выше органов государственного управления. Распорядительная деятельность этих органов выражается в том, что они принимают меры и обеспечивают путем издания своих актов выполнения подчиненными им органами и организациями данных требований. Всю свою деятельность органы государственного управления обязаны проводить на основе законов и для исполнения законов.

В пределах своей компетенции органы государственного управления наделяются нужной для их функционирования оперативной самостоятельностью. На них возложены очень ответственные задачи по правовому регулированию и руководству разными сферами деятельности общества и государства. Эти задачи, равно как месть и роль органов управления в государственном аппарате, закреплены в конституционных и обычных правовых актах.


В зависимости от тяжести задач и территориального масштаба деятельности органы государственного управления разделены на центральные и местные. К центральным относятся те органы государственного управления, которые распространены на всю страну или на территорию государств – субъектов федерации. Это – правительства, именуемые в большинстве стран кабинетами или Советами министров, министерства, государственные комитеты, специальные, находящиеся при Советах министров ведомств.

Местные органы государственного управления это органы, деятельность которых ограничена рамками одной или нескольких административно-территориальных единиц. К ним также относятся исполнительные комитеты местных органов власти, муниципалитеты, их отраслевые отделы и управления, администрации фабрик, заводов, других предприятий и учреждений.

В зависимости от характера, объема и содержания полномочий органы государственного управления подразделяются на органы общей, отраслевой и специальной компетенции.

Органы общей компетенции (например, Советы министров, исполкомы) объединяют и направляют работу по руководству всеми отраслями или большинством отраслей государственного управления.

Органы отраслевой и специальной (функциянальной) компетенции (министерсва, разные государственые комитеты, отделы исполкомов, специальные ведомства) непосредственно осуществляют руководство лишь отдельными отраслями государственного управления.

Основную роль в системе органов государственного управления выполняют правительсва. Они относятся к высшим исполнительным и распорядительным органам государств и возглавляют всю систему органов государственного управления. В соответствии с конситуционными и иными актами на правительство возлагаются задачи по общему руководству экономикой и социально-культурным хозяйством страны, разроботке и осуществлению государственных бюджетов, по защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, по обеспичению и защите прав и свобод граждан, обеспечению государственной безопасности, осуществлению общего руководства строительством вооруженных сил.

3. Очень важное место в структуре государственного аппарата занимает сис-ма судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия.

Подобно тому, как представительные органы и органы управления являются носителями соответственно законодательной и исполнительной властей, система судебных органов выступает как носитель судебной власти. Это положение закрепляется в конституциях и обычных законах ряда современных государств.