Файл: Процессы принятия решений в организации (Оценка общей эффективности комплекса исторически принятых решений).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы организации процесса принятия управленческих решений
1.1. Концепция принятия управленческого решения
1.2. Классы и модели решений, принимаемых управленцем
2. Практический подход к принятию решений в организации
2.1. Характеристика деятельности организации
2.2. Оценка общей эффективности комплекса исторически принятых решений
3 Резервы повышения эффективности процесса принятия решений в организации
3.1 Слабые места в процессе принятия решений в организации
3.2 Направление повышения общей результативности процесса принятия решения в организации
2. Практический подход к принятию решений в организации
2.1. Характеристика деятельности организации
ООО «Сеть автоматизированных пунктов выдачи» зарегистрирована 7 июля 2010 года. Предприятию был присвоен ОГРН 1107746539670 и выдан ИНН 7723763977.
Предприятие осуществляет основную деятельность с использованием информационных технологий и вычислительной техники.
Кроме этого, предприятие предоставляет следующие виды услуг:
1. Складские услуги.
2. Логистика по доставке товаров.
3. Вспомогательная деятельность, связанная с логистикой.
4. Курьерская деятельность.
5. Доставка письменной корреспонденции.
6. Грузоперевозки, аренда и лизинг.
Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации, с учетом норм международных стандартов, сертифицирована и соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015, в соответствии с чем внесена в Реестр Серт-Стандарт в системе добровольной сертификации рег. № РОСС RU.З1517.04ИЖГ0 20 ноября 2017 года (№ 89).
Прибыль компании за 2017 год прибыль компании составила 4,75 млн. руб.
Учредителем ООО «Сеть автоматизированных пунктов выдачи» является ООО «Пикпоинт Деливери Систем Лимитед».
Цель создания предприятия: получение прибыли, удовлетворение потребностей населения в курьерской доставке товаров; получение прибыли.
Миссия заключается в удовлетворении спроса путем предоставления качественных услуг и сопутствующих товаров по доступным ценам.
Цель существования ООО «Сеть автоматизированных пунктов выдачи» и стратегия ее развития, применяемая в настоящий момент, задерживают развитие этого предприятия, являясь малоэффективным с точки зрения экономики, а при определенных обстоятельствах могут стать причиной ликвидации или банкротства предприятия.
ООО «Сеть автоматизированных пунктов выдачи» - первое предприятие на российском рынке, которое специализируется на выдачи товаров, купленных через интернет-магазины используя сеть терминалов – постоматов. Организация представляет на рынке новый способ доставки товаров, закарканных через интернет, используя автоматизированные посылочные терминалы. Предприятие также развивает направление классических пунктов выдачи для конечных потребителей.
Терминалы (постаматы «PickPoint») - это альтернатива почтовой и курьерской доставки, которая полностью обеспечивает доставку и выдачу заказов, через терминалы, которые устанавливаются в ближайших торговых центрах. Клиенты в течении 3-х дней получают заказ в любое удобное время. Расчет производится по факту через терминалы.
Основным преимущественным внутренним ресурсом предприятия является:
- Предприятие имеет в своем составе высококвалифицированные кадры.
- На предприятии автоматизирован процесс управления операциями, что позволяет быстро реагировать на конъектуру рынка, вести автоматизированную отчетность.
В целом, все эти преимущества оказывают положительный результат на деятельность компании.
Конечно, при формировании ассортимента услуг, предприятие ориентируется на спрос потребителей и стремится в своей деятельности максимально его удовлетворить. Для продвижения своих услуг на рынке организация использует рекламу, связи с общественностью. В бюджете организации, на сегодняшний день, предельный размер расходов на рекламу составляет 5 % от получаемой прибыли.
Одной из основных целей, которым должны руководствоваться руководители предприятия при определении рекламной политики и организации собственной работы – это соответствие потребительским запросам потенциальных клиентов.
Процесс принятия руководителем организационных решений
Для изучения эффективности принимаемых управленческих решений рассмотрим организационную структуру предприятия, которая представлена в таблице 2.
Анализ структуры предприятия и обязанностей служащих компании показывает, что весь процесс принятия решения осуществляется в головном офисе и сосредоточен у директора предприятия.
На предприятии ООО «Сеть автоматизированных пунктов выдачи» осуществляется функциональный принцип построения управленческого процесса по функциональным подсистемам организации. В функции администрации входит направление деятельности и контроля, весь процесс принятия решения сосредоточен в руках администрации головного офиса.
Конечный результат деятельности предприятия отходит на второстепенный план, так как каждая служба работает не на конечный результат, а на исполнение своих функциональных обязанностей.
Конечно, для увеличения конкурентоспособности предприятия необходимо для каждого отдела организации поставить четко сформулированные конкретные цели и задачи. Именно четкое соблюдение должностных обязанностей и инструкций будет определять эффективность деятельности предприятия.
Также необходимо перед каждым подразделением предприятия поставить определённую задачу, которая вместе с остальными подразделениями предприятия должны работать на выполнение общей задачи. И в целом это должно изменить внутреннюю структуру организации.
Процесс принятия решений должен отражаться на всех аспектах управления. Управленческая деятельность в части формирования и реализации решений на предприятии состоит из этапов, отраженных на таблице 3.
Конечно, наиболее эффективные управленческие решения при соблюдении этапов их разработки (см. рисунок выше), однако и процессу принятия этих решений необходимо уделять особое внимание, так как даже самое правильное решение может оказаться не эффективным если его принять не в то время, не в том месте.
Разработка и принятие управленческих решений должна носить системный характер и представляет собой сложный процесс, который состоит из этапов от формулирования проблемы и заканчивается действиями которые эту проблему решают.
На предприятии, которое мы рассматриваем в рамках нашей работы этапы формирования и принятия решений представлены в таблице 4.
Из таблицы 4 видно, что принятие управленческого решения на предприятии в основной степени зависит от одного личностного фактора – это директора предприятия. По сути дела, все решения в организации принимает только он.
Проанализируем с помощью матрицы управления уровень полномочий при принятии управленческого решения на исследуемом предприятии. Обозначим:
«1» - фактическая ответственность;
«2» - общее руководство.
«3» - необходимость консультироваться.
«4» - «возможность» консультироваться.
«5» - необходимо ставить в известность.
Произведем оценку уровня принятия решений по 5-ти бальной системе в таблице 5.
Как видно из таблицы 6 у лиц, которые принимают управленческие решения есть попытки проявления творческого подхода, но в основном принятие управленческого решения заточен под реализацию и выполнения конкретного решения, который определяет генеральный директор предприятия. Процесс руководства предприятия ООО «Сеть автоматизированных пунктов выдачи» носит авторитарный характер, все решения, по сути, принимает только один человек - генеральный директор предприятия. Для принятия решений он редко прибегает к мнению других специалистов и экспертов.
Итак, организационно-управленческие условия обоснования управленческих решений в ООО «Сеть Автоматизированных Пунктов Выдачи» имеет ряд особенностей, которые прежде всего определяются спецификой своей финансово-хозяйственной деятельности, организационной структурой предприятия, которое заточено под основной вид деятельности и системой материальной мотивации.
В целом, практику, которая принимается на исследуемом предприятии, для принятия управленческих решений можно назвать удовлетворительной, так как основная деятельность организации - это почтовая и курьерская доставки, и выдача заказов, через терминалы.
Для улучшения принятия эффективных решений можно предложить ряд рекомендаций:
- Директору предприятия тщательнее проводить диагностику, мониторинг ситуации, характер ее изменений для получения более достоверной информации при принятии решений и действий, которые обеспечат достижения желаемых результатов.
- Для достижения оптимизации приятия всех решений использовать инновационные информационные технологии, для организации технологического процесса. Внедрение новых программных продуктов позволит оптимизировать процесс переработки информации.
- С целью повышения квалификации сотрудников, которые принимают управленческие решения, посещение тренингов и семинаров по использованию новых информационных технологий для организации переработки информации.
В конечном итоге хотелось бы обобщить вышеизложенное: составная часть любой управленческой функции – это принятие решений. Эффективность принятых решений необходимо для успешного выполнения управленческих функций. Именно для обоснования наиболее объективных решений необходима система научного подхода, моделирования ситуации и количественных методов её решений. Поэтому понимание процесса принятия решения очень важно для современных руководителей.
2.2. Оценка общей эффективности комплекса исторически принятых решений
Рассмотрим основные показатели эффективности функционирования предприятия и соответственно принимаемых решений, то есть эффективности процесса принятия решения в организации (комплексно) (таблица 7)
О способности предприятия эффективно действовать на открытом рынке, достигать устойчивого рыночного положения в условиях постоянной конкуренции свидетельствует прирост показателя на 38,85%. Как результат, в 2018 г. сумма выручки составила уже 1 471 571 тыс. руб.. Повышение дохода Сеть Автоматизированных Пунктов Выдачи обеспечивает приток необходимых денежных ресурсов для покрытия расходов. Наблюдается снижение эффективности процесса управления расходами в рамках текущей деятельности, ведь показатель себестоимости продукции, товаров и услуг ООО «Сеть Автоматизированных Пунктов Выдачи» увеличился на 144,35% за 2016 – 2018 гг., в то время как выручка демонстрирует прирост на уровне 138,85%.
На конец 2018 г. сумма валовой прибыли (убытка) ООО «Сеть Автоматизированных Пунктов Выдачи» равно 131 679 тыс. руб. против 131 614 в 2016 г. Факт положительного значения показателя на конец периода говорит о способности создавать добавленную стоимость в рамках своей ежедневной текущей деятельности. Как результат, у предприятия остаются средства для обеспечения коммерческих расходов, обслуживания долгов и т. п.
Тот факт, что в 2018 г. ООО «Сеть Автоматизированных Пунктов Выдачи» на каждый рубль продаж заработало 0,0895 рублей прибыли от продаж, говорит о продуманном управлении операционными расходами. Снижение операционной маржи на 3,47% в 2016-2018 гг. говорит о недостаточной активности менеджмента по обеспечению стабильной эффективности операционной деятельности компании.
Фондоотдача ООО «Сеть Автоматизированных Пунктов Выдачи» снижается на 0,22, что говорит о необходимости поиска возможностей оптимизации структуры основных средств. На конец периода исследования каждый вложенный в основные средства рубль позволил произвести и реализовать 4,98 рублей товаров и услуг (таблица 8).
Сумма выручки ООО «Сеть Автоматизированных Пунктов Выдачи» равна 1 059 827 тыс. руб. в 2016 г. О способности предприятия эффективно действовать на открытом рынке, достигать устойчивого рыночного положения в условиях постоянной конкуренции свидетельствует прирост показателя на 38,85%. Как результат, в 2018 г. сумма выручки составила уже 1 471 571 тыс. руб.. Повышение дохода ООО «Сеть Автоматизированных Пунктов Выдачи» обеспечивает приток необходимых денежных ресурсов для покрытия расходов. Наблюдается снижение эффективности процесса управления расходами в рамках текущей деятельности, ведь показатель себестоимости продукции, товаров и услуг ООО «Сеть Автоматизированных Пунктов Выдачи» увеличился на 144,35% за 2016 – 2018 гг., в то время как выручка демонстрирует прирост на уровне 138,85%.
На конец 2018 г. сумма валовой прибыли (убытка) ООО «Сеть Автоматизированных Пунктов Выдачи» равно 131 679 тыс. руб. против 131 614 в 2016 г. Факт положительного значения показателя на конец периода говорит о способности создавать добавленную стоимость в рамках своей ежедневной текущей деятельности. Как результат, у предприятия остаются средства для обеспечения коммерческих расходов, обслуживания долгов и т. п.
О качественной работе менеджмента ООО «Сеть Автоматизированных Пунктов Выдачи» свидетельствует повышение показателя прибыли от продаж ООО «Сеть Автоматизированных Пунктов Выдачи» на 0,05%. Высокая операционная эффективность обеспечивает устойчивое хозяйственное положение.