Файл: Процессы принятия решений в организации (Оценка общей эффективности комплекса исторически принятых решений).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы организации процесса принятия управленческих решений
1.1. Концепция принятия управленческого решения
1.2. Классы и модели решений, принимаемых управленцем
2. Практический подход к принятию решений в организации
2.1. Характеристика деятельности организации
2.2. Оценка общей эффективности комплекса исторически принятых решений
3 Резервы повышения эффективности процесса принятия решений в организации
3.1 Слабые места в процессе принятия решений в организации
3.2 Направление повышения общей результативности процесса принятия решения в организации
Таким образом, текущая оценка уровня кредитоспособности предприятия является достаточно высокой, поэтому возникают вопросы об обоснованности текущей стоимости привлечения кредитных ресурсов. Поэтому необходимо обратиться либо к банку, в котором происходит обслуживание предприятия на текущий момент, либо в другие коммерческие банки, которые способны предоставить адекватное финансирования для предприятия. Если в конкретном учреждении накопилась история постоянных неплатежей со стороны предприятия, то целесообразно использовать кредитные продукты тех банков, которые не владеют такой статистикой.
Что касается выбора срока финансирования предприятия с привлечением кредитных ресурсов, на текущий момент наиболее дешевыми являются кредиты на срок от полугода до одного года, а также на срок свыше 3 лет. Считаем, что кредитование до 1 года, в том числе до востребования, не является оптимальным, так как предприятию постоянно нужны средства для обеспечения своей стабильной деятельности. Если через полгода доступ к финансированию будет ограничен, то это может негативно отразиться на ритмичности и стабильности операционного процесса. Что же касается периода свыше 3 лет, то привлечение такого финансирования позволит обеспечить оптимальную процентную нагрузку (см. рисунок ранее).
Такое финансирование является более дешевым, а значит, предприятие сможет сократить свои расходы, связанные с проведением финансовой политики. Экономический эффект будет состоять в разнице между текущими расходами на обслуживание кредита и расходами в случае привлечения более выгодных кредитов.
Что касается конкретных шагов, которые необходимо предпринять в рамках такого мероприятия, то целесообразно обратиться в обслуживающий банк для определения возможности пересмотра текущих условий кредитования предприятия. Также целесообразно обратиться в другие конкурирующие банки, которые предложат свои условия кредитования с более выгодной процентной ставкой. Соответственно, получив предложения от различных банков, целесообразно выбрать наиболее выгодное. В дальнейшем необходимо проводить постоянный мониторинг для того, чтобы исключить вероятность возникшей ситуации. Дело в том, что банк имеет право пересматривать условия кредитования, в том числе повысить уровень кредитной ставки в том случае, если рыночные условия изменились, и средневзвешенная ставка повысилась. Однако они предпочитают не делать этого в том случае, если ситуация обратная, то есть предприятие обслуживается по более высокой ставке, чем средневзвешенная. Поэтому для получения более выгодных условий и нивелирования влияния процентного риска необходимо постоянно изучать тенденции в банковской отрасли (таблица 16).
Как показано на рисунке далее, экономический эффект от внедрения предложенного мероприятия составляет 13660,83 тыс. руб. Таким образом, предприятие сформирует более высокую прибыль до налогообложения за счет оптимизации источников финансирования. Таким образом, можно утверждать, что предложенные мероприятия имеют ощутимое влияние на тот результат, который предприятие продемонстрирует по окончанию финансового года (таблица 17).
Для определения изменения объема чистой прибыли и структуры источников финансирования целесообразно выполнить прогноз. Этот процесс необходим для того, чтобы подчеркнуть влияние предложенного мероприятия, именно поэтому в расчетах предполагается, что те показатели, на которые предложенные мероприятия не влияют, будут оставаться на предыдущем уровне. Таким образом, как показано в таблице далее, сумма заемных средств останется прежней, однако весь объем этого источника финансирования будут составлять долгосрочные заемные средства (таблица 18).
В таблице далее (таблица 19) отображен тот финансовый результат, который будет получен в связи с внедрением предложенного мероприятия. Как можно судить, объем процентов к уплате снизится на 654,12%, что положительно скажется на показателе чистой прибыли.
Также следует обратить внимание на изменение процентной нагрузки на прибыль предприятия. Этот показатель свидетельствует об уровне финансовых рисков и устойчивости компании в связи с внедрением предложенных мероприятий. Нормативным считается значение показателя в размере единицы и больше, что указывает на достаточность полученной прибыли до налогообложения и уплаты процентов для того, чтобы своевременно погасить возникшие обязательства по кредитам.
(1) (таблица 20)
Коэффициент покрытия процентов 2018 = (14911 + 53324) : 53324 = 1,28
Коэффициент покрытия процентов 2019 = (28571,8336 + 39663,17) : 39663,17 = 1,72
Коэффициент покрытия процентов 2020 = (28571,8336 + 39663,17) : 39663,17 = 1,72
Как показано на рисунке выше, произойдет улучшение коэффициента покрытия процентов предприятия, что прямо указывает на повышение финансовой устойчивости, а также кредитоспособности ООО «Сеть Автоматизированных Пунктов Выдачи».
Подытожим, что анализ уровня кредитоспособности предприятия позволит выявить возможность привлечения кредитования по более выгодным условиям, поэтому предложено оптимизировать этот источник финансирования. Указано, что предприятие может рассчитывать на стоимость средств банков на уровне среднего по рынку. Указано, что это приведет к снижению объема процентов к уплате на 13660,83 тыс. руб. Финансовая устойчивость и кредитоспособность предприятия повысится, ведь коэффициент покрытия процентов также будет улучшаться в течение последующих лет. Предложен оптимальный алгоритм действий для реализации мероприятия.
Заключение
Сегодня многие решения в организациях принимаются группами, командами или комитетами. Преимущества группового принятия решений включают в себя: больше знаний и опыта для решения проблемы; рассматривается большее количество альтернатив, окончательное решение лучше понимается и принимается всеми членами группы; и среди всех членов группы больше приверженности принятию окончательного решения. Есть некоторые распространенные нарушения эффективного принятия групповых решений. Существует несколько способов, с помощью которых организация может противостоять этим нарушениям и улучшить групповое принятие решений. Они включают в себя мозговой штурм, технику номинальной группы, технику Дельфи, диалектическое исследование.
Принятие решений является неотъемлемой частью современного менеджмента. По сути, рациональное или обоснованное принятие решений принимается в качестве основной функции управления. Каждый менеджер принимает сотни и сотни решений подсознательно или сознательно, делая его ключевым компонентом роли менеджера. Решения играют важную роль, поскольку они определяют как организационную, так и управленческую деятельность. Решение может быть определено как курс действий, преднамеренно выбранный из ряда альтернатив для достижения организационных или управленческих целей или задач. Процесс принятия решений является непрерывным и обязательным компонентом управления любой организацией или бизнес-деятельностью. Решения принимаются для поддержания деятельности всех видов деловой деятельности и организационного функционирования.
Решения принимаются на каждом уровне управления для обеспечения достижения организационных или бизнес-целей. Кроме того, решения составляют одну из основных функциональных ценностей, которые каждая организация принимает и внедряет для обеспечения оптимального роста и управляемости с точки зрения услуг и / или предлагаемых продуктов.
Библиографический список
- Алексеенко, В.Б. Применение моделей и стилей управления к практическим ситуациям и проблемам / В. Б. Алексеенко, В. С. Титов. - Москва : Российский университет дружбы народов, 2017. - 178 с.
- Аленина, Е.Э. Количественные и качественные методы принятия управленческих решений : учебное пособие / Е. Э. Аленина, Л. В. Бородачева, Д. В. Ширяев. - Москва : Новые технологии, 2017. - 113, [1] с.
- Амелин, С.В. Методы принятия управленческих решений : [учебное пособие] / С. В. Амелин ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Воронеж. гос. техн. ун-т. - Воронеж : ВГТУ, 2017. - 201 с.
- Батищев, В. Н. Психология решения управленческих проблем : учебное пособие / В. Н. Батищев ; М-во образования Моск. обл., Моск. гос. обл. ун-т. - Москва : МГОУ, 2018. - 97 с.
- Богданов, А.И. Методы принятия управленческих решений : [учебное пособие] / А. И. Богданов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. ун-т технологии и дизайна. - Санкт-Петербург : СПГУТД, 2015. - 89 с.
- Власова, Т.И. Методология разработки и принятия управленческих решений : учеб. пособие для направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» / Т. И. Власова, М. М. Волков. - Москва : МГОУ, 2017. - 163 с.
- Гильбоа, И. Как принять наилучшее решение? : теория принятия решений на практике / Ицхак Гильбоа ; пер. с англ. Н. Шиловой ; под науч. ред. М. И. Левина, В. П. Бусыгина ; [Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Рос. Федерации]. - Москва : Дело, 2017. - 286, [1] с.
- Демин, С.С. Методы и модели принятия управленческих решений в условиях рисков : учеб. пособие для бакалавров направления подготовки 38.03.02 / С. С. Демин, Е. В. Джамай, А. А. Сазонов. - Москва : Перо, 2017. - 142 с.
- Ильченко, Е.Н. Управленческое решение: разработка, принятие и реализация : учебное пособие / Е. Н. Ильченко, С. А. Суркова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Курган. гос. ун-т. - Курган : КГУ, 2016. - 124 с.
- Информационно-аналитический инструментарий обоснования управленческих решений : сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции (г. Ставрополь-Гродно, 15-16 июня 2017 г.) : материалы и доклады / [редкол.: Е. И. Костюкова и др.]. - Ставрополь : Секвойя, 2017. - 171 с.
- Кондрашина, О. Н. Методы принятия управленческих решений : учебное пособие / О. Н. Кондрашина ; Акад. труда и социал. отношений, [Экон. фак.], каф. экономики и менеджмента. - Москва : АТиСО, 2017. - 95 с.
- Литвак, Б.Г. Разработка управленческого решения : учебник: [для вузов по специальности «Менеджмент»] / Б. Г. Литвак ; Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации. - 7-е изд., испр. и доп. - Москва : Дело, 2008. - 439 с.
- Методы принятия управленческих решений : учебное пособие / Е. Н. Амельченко, Е. Н. Бардулин, В. И. Бабенков [и др.] ; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Рос. Федерации, Сосновобор. фил. - Санкт-Петербург : Астерион, 2018. - 164 с.
- Науменко, Б.В. Теория и методы принятия управленческих решений : [учебное пособие по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент»] / Б. В. Науменко ; Моск. гуманитар.-экон. ун-т. - Мурманск : Издательство МГТУ, 2017. - 132 с.
- Основы разработки и реализации управленческого решения : учебно-методическое пособие / М-во образования и науки РФ, Ленингр. гос. ун-т им. А. С. Пушкина, Яросл. фил., при поддержке «Усть-Выя: Зайцево» ; [В. Н. Порывкин]. - Ярославль : Аверс Плюс, 2013. - 57 с.
- Пленкина, В.В. Методы принятия управленческих решений : [учебник для вузов по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент»] / В. В. Пленкина, И. В. Осиновская, О. В. Ленкова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Тюмен. индустр. ун-т. - Тюмень : ТИУ, 2017. - 265 с.
- Разработка и принятие управленческих решений [Электронный ресурс] : учебное пособие для обучающихся направления бакалавриата 38.03.03 Управление персоналом очной и заочной формы обучения. - Екатеринбург : Гуманитарный ун-т, 2017. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - Загл. с этикетки диска.
- Самохин, С.В. Стратегические управленческие решения как фактор создания инноваций в малом предпринимательстве / С. В. Самохин. - Казань : Бук, 2017. - 103, [1] с.
- Современные проблемы менеджмента в условиях научно-технологической трансформации / [Никитин С. А., Мусатова И. В., Татенко Г. И. и др.] ; под ред. С. А. Никитина. - Санкт-Петербург : Издательство Политехнического университета, 2017. - 260 с.
- Теория принятия управленческих решений : учебное пособие / М-во образования и науки Рос. Федерации, Грознен. гос. нефтяной техн. ун-т им. М. Д. Миллионщикова, Чечен. гос. ун-т ; [Р. Ю. Асхабов и др.]. - Санкт-Петербург : Издательство Политехнического университета, 2017. - 114 с.
- Тимофеева, А.А. Управленческая экономика: оценка рисков хозяйствующих субъектов при принятии решений : сборник структурно-логических схем, задач и тестов : учебное пособие / А. А. Тимофеева. - Санкт-Петербург : Издательство Политехнического ун-та, 2017. - 65 с.
- Тухканен, Т.Н. Управленческие решения: методы принятия, организация, контроль и эффективность исполнения : учебное пособие / Т. Н. Тухканен, С. Н. Угримова. - Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2018. - 257 с.
- Управленческие решения: теоретические основы : учебное пособие / С. А. Баркалов, Е. В. Баутина, О. Н. Бекирова, Я. С. Строганова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Воронеж. гос. техн. ун-т, каф. упр. стр-вом. - Воронеж : Ритм, 2017. - 293 с.
- Управленческие решения: технология, методы и инструменты : учебное пособие : [по специальности «Менеджмент организации»] / П. В. Шеметов, В. В. Радионов, Л. Е. Никифорова, С. В. Петухова. - 4-е изд., стер. - Москва : Омега-Л, 2014. - 398 с.
- Чудновская, С.Н. Методы принятия управленческих решений : учеб. для вузов / С. Н. Чудновская. - Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2012. - 314 с.
- Филинов, Н. Б. Разработка и принятие управленческих решений : учеб. пособие / Н. Б. Филинов ; Высш. шк. менеджмента Гос. ун-та Высш. шк. экономики. - Москва : ИНФРА-М, 2009. - 308 с.
- Шамалова, Е.В. Основы метологии принятия управленческих решений в организации : учебное пособие / Е. В. Шамалова, М. И. Глухова. - Казань : Бук, 2017. - 99 с.
Приложения
Таблица 1
«Процесс принятия решений, планирования и контроля[12]»
Таблица 2
Организационная структура ООО «Сеть автоматизированных пунктов выдачи»
Отдел |
Должность |
Функции |
---|---|---|
Администрация |
Генеральный директор |
В обязанности руководителя входят: составление бюджета, организация бизнеса, планирование, определение ассортимента услуг и товаров, подбор кадров и контроль эффективности работы предприятия. Руководитель несет ответсвенность в целом деятельность предприятия и каждого его отдела. |
Бухгалтерия |
Занимается документированием и составлением финансовой отчетности для предоставления в контрольные органы. |
|
Юрист |
Юридическое сопровождение всех сделок |
|
Технический отдел |
Программист |
В задачи программиста входит развитие и поддержка существующих интернет-сервисов, борьба с различными чрезвычайными ситуациями. |
Отдел IT технологий |
В задачи отдела входит настройка серверов, постоматов, АТС, настройка бухгалтерской информационной системы (1С). |
|
WEB-дизайн |
В задачи дизайнера входят: разработка дизайна сайта, баннеров и рассылок в единой концепции ресурса. |
|
Отдел продвижения |
SEO (Search Engine Optimization) |
Целью является увеличение продаж, посредством оптимизации внутренней и внешней сред интернет-сайтов. Специалисты размещают ссылки на сайт, что приводит к увеличению продаж услуг и товаров в целом. |
SMO (Social Media Optimization) |
Введение корпоративного блога с целью продвижения услуг и товаров. |
|
Отдел маркетинга |
Маркетологи |
Изучение внешней среды, анализ конкурентов, планирование маркетинговой стратегии, бюджет продвижения, стимулирования продаж и контроль реализуемой стратегии. |
Служба формирования контента |
Контент-менеджер |
Специалист, отвечающий непосредственно за внутреннее содержание сайта. В задачи контент-менеджера входит описание товара и в соответствии с инструкциями размещение на сайте описаний и фотографий товара. |
Складская служба |
Складские сотрудники |
Своевременное отражение приема и выдачи складского товара по требованию. |
Отдел закупок |
Менеджер по закупу |
Закуп товара и мониторинг наличия товара на складе и у поставщиков. |
Курьерская служба |
Курьер |
Своевременная доставка и закладка товара в постоматы, согласно заказу. |
Источник: составлено автором
Таблица 3
«Основные этапы разработки управленческих решений в исследуемой компании»
Источник: составлено автором
Таблица 4
Распределение полномочий при этапах формирования и принятия решений в ООО «Сеть автоматизированных пунктов выдачи»
Этапы формирования |
Субъекты |
---|---|
Подготовка, разработка решений |
Директор |
Отбор основных вариантов и принятие решения |
Директор |
Планирование |
Директор, главный бухгалтер, руководители подразделения. |
Выполнение принятого варианта решения |
Все подразделения предприятия |
Осуществление контроля за выполнением решения |
Директор |
Источник: составлено автором
Таблица 5
Распределение полномочий при принятии решений в ООО «Сеть автоматизированных пунктов выдачи»
Наименование |
Администрация |
Техотдел |
Отдел продвижения |
Отдел маркетинга |
Служба формирования контента |
Складская служба |
Отдел закупок |
Планирование |
1 |
5 |
3 |
3 |
5 |
3 |
3 |
Проведение анализа |
1 |
5 |
2 |
3 |
5 |
5 |
5 |
Финансовое планирование |
1 |
5 |
3 |
4 |
5 |
5 |
5 |
Бухгалтерский учет |
2 |
5 |
3 |
3 |
5 |
3 |
3 |
Маркетинговое планирование |
1 |
5 |
3 |
2 |
5 |
5 |
5 |
Снабжение товаром |
2 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 |
Документальное оформление операций |
1 |
5 |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
Управление трудовыми ресурсами |
1 |
5 |
4 |
5 |
3 |
4 |
4 |
Источник: составлено автором
Таблица 6
Оценка уровня принятия решений персоналом ООО «Сеть автоматизированных пунктов выдачи»
Лицо, которое принимает решение |
Оценка качества принятия решений |
Пояснения |
---|---|---|
Директор |
3 |
Решения, которые принимаются имеют авторитарный характер. Для принятия решения редко учитываются мнения и оценки других специалистов |
Главный бухгалтер |
3 |
Решения принимаются шаблонно, не рассматриваются другие альтернативы и возможности |
Руководитель технического отдела |
4 |
Попытки творческого подхода, предложение альтернативных решений, ограничен властью директора. |
Руководитель маркетингового отдела |
4 |
Творческий подход к принятию решений, ограничен властью директора. |
Руководитель отдела продвижения |
3 |
Опирается на указания директора, решения принимаются шаблонные |
Руководители подразделений |
3 |
В принятии решения опираются на указания директора, при принятии решения не проявляют самостоятельности. Решения, которые принимаются без учета других альтернатив и возможностей. |