Файл: Реализация собственного Start-up'а с сфере образования.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы создания Start-up
1.1 Сущность Start-up проектов
1.2 Перспективные направления Start-up в России
1.3 Ошибки при разработке Start-up проектов в сфере образования
Рисунок 3. Причины гибели стартапов
1.3 Отраслевые особенности реализации стартапа в сфере онлайн-образования
Глава 2. Разработка Start-up проекта в сфере образования
2.1 Start-up проект Онлайн-школа растяжки
2.3 Конкурентный анализ стартапа
2.8 Государственная поддержка образовательных Start-up проектов
Таким образом, процесс финансирования играет важную роль в процессе организации и реализации стартапа. Базовые методы их финансирования представлены на рисунке 5. Рассмотрим их более подробно.
Рисунок 5. Основные методы финансирования стартапов
Собственные средства выступают одним из наиболее безопасных методов финансирования стартапов. Их основным преимуществом выступает свобода от финансовых и договорных обязательств, в частности отсутствие необходимости возвращать денежные средства третьим лицам. Однако на практике данный метод используется нечасто, поскольку финансирование стартапа, как правило, требует серьёзных финансовых вложений.
Второй вариант предполагает принятие долговых обязательств от семьи, друзей и знакомых. Как правило, подобные займы осуществляются на менее жёстких условиях, нежели получение займов у профессиональных кредиторов, однако используются они скорее для открытия бизнеса, нежели для финансирования инновационных стартапов.
Одним из возможных источников финансирования проектов стартапа выступает государственное финансирование. В частности, речь идет о всевозможных грантах и субсидиях, распределяемых на конкурсной основе.
К числу специфических методов финансирования стартапов относится привлечение бизнес-ангелов, предполагающее частное инвестирование на стадии создания бизнеса в обмен на возврат вложений и долю в капитале.[9]
Получить финансовые ресурсы для развития стартапа можно и на площадках акселераторов и инкубаторов, которые представляют собой институты венчурного рынка, которые «выращивают» бизнесов из идей инициативных людей, намеревающихся стать предпринимателями при отсутствии предпринимательского опыта.
Возможными вариантами привлечения денежных средств выступают:
- оплата за комплекс услуг, оказываемых этими институтами;
- бесплатный вход на площадку с последующим предоставлением доли в проекте бизнес-инкубатору, который, по сути, становится совладельцем бизнеса.
Одним из наиболее распространённых способов финансирования стартапа выступает привлечение банковских кредитных ресурсов.
В данном случае речь идет о получении кредита, который владелец бизнеса обязуется погасить согласно установленным банком требованиям.
Специфическим источником привлечения денежных средств выступают венчурные фонды, аккумулирующие денежные средства для инвестиций в проекты с высокой степенью риска.
Данный метод финансирования основан на трех базовых принципах:
- принцип поэтапности;
- принцип беспроцентности;
- принцип тесного сотрудничества между венчурными капиталистами и создаваемыми с их участием предприятиями.
- Прочими источниками привлечения финансовых средств являются:
- венчурные фонды, аккумулирующие денежные средства для инвестиций в проекты с высокой степенью риска;
- крауд-финансирование, предполагающее привлечение множества мелких инвесторов, получающих право на финансовое / нефинансовое вознаграждение по результатам реализации (чаще всего реализуется посредством интернет-площадок, где молодые компании размещают информацию о стартапе);
- IPO, представляющее собой проведение первичного открытого размещения акций компании на фондовом рынке.
В сущности, все источники финансирования стартапов делятся на собственный и заемный капитал.
Основными способами финансирования стартап-проектов выступают:
Выбор того или иного метода финансирования определяется предпринимателем (стартапером) и зависит от инвестиционной привлекательности и финансового потенциала стартапа, а также от развитости финансово-кредитной инфраструктуры в стране.
Как бы удивительно это не прозвучало, но согласно данным вышеупомянутого исследования «STARTUP BAROMETER 2018», порядка 70% всех стартапов без всякой поддержки из вне. В общем виде структура источников средств, используемых для запуска стартапов представлена на рисунке 6.
Рисунок 6. Источники средств для запуска стартапа
Около 71% российских стартапов основаны на собственные средства основателей. В венчурной терминологии такие стартапы принято называть «venture baked», они не финансируются инвесторами.
Лишь у 11% стартап-проектов имеются непрофильные частные инвесторы. Порядка 5% стартапов имеют бизнес-ангела, еще 3% привлекают к стартовому финансированию венчурные фонды.
С развитием бизнеса ситуация кардинально не меняется. Основными источниками финансирования по-прежнему остается начальное финансирование проекта, а также выручка от продаж (рисунок 7).
Рисунок 7. Основные источники финансирования текущего развития стартапов
Порядка 14% всех респондентов сами дофинансировнали свой проект, еще 12% обратились к внешним инвестициям.
В целом справедливо говорить, что лишь 30% стартап-проектов имеют внешних инвесторов, не являющихся основателями компаний. Тем не менее, подобная практика, как правило, не затрагивает крупные высокотехнологичные инновационные проекты, требующие серьезных финансовых вложений.
Как показывает практика, в последние годы в России особую популярность набирает венчурное финансирование стартапов, а также различные формы государственной поддержки, особенно для вновь созданных инновационных стартапов.
Так, например, к числу специфических возможностей привлечения средств для них выступают:
- инвестиции бизнес-ангелов;
- венчурные фонды, сформированные на рыночной основе;
- региональные бюджетные венчурные фонды, созданные за счет средств федерального бюджета и бюджетов отдельных субъектов РФ;
- специализированные фонды (например, Фонд содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере).
Таким образом, среди внешних инвесторов российских стартапов определяющая роль отводится бизнес-ангелам и целевой поддержке.
В целом справедливо говорит о том, что в России начинающим молодым стартапам оказывается активная поддержка со стороны государства, особенно на начальном этапе их развития. Содействуют их становлению технопарки, бизнес-инкубаторы, акселераторы и пр., предоставляющие необходимые ресурсы и организующие профильные мероприятия.
Следует отметить, что бизнес-инкубаторы в оказании помощи стартапам тоже преследуют коммерческие цели, связанные с получением части прибыли от новых проектов.
Заключение
Делая выводы, признаками стартапа можно считать следующие факторы: История существования проекта коротка; число совершённых операций и сделок, как и число публикаций в СМИ, ещё слишком мало, чтобы составить впечатление или прогноз; Многие даже не слышали о проекте или слышали только эпизодически; Экономическое и организационное развитие находится в стадии формирования.
Проект «Онлайн-школа растяжки» активно осваивает целевую аудиторию и соответствующий рыночный сегмент. Практическое применение показывает, что выход на рынок имеет низкий порог входа и позволяет начать бизнес с небольшими затратами. Создав MVP, протестировав ряд гипотез и получив первую прибыль, сделан вывод, что бизнесс имеет положительный возврат инвестиций и высокую рентабельность.
Более того, возврат инвестиций происходит крайне быстро. Цикл сделки менее чем 1 день, что позволяет окупать вложенные в рекламу деньги моментально и тут же их реинвестировать, тем самым быстро масштабируя уровень продаж без дополнительного вливания финансов извне.
Без труда, с минимальными вложениями удалось создать и вывести на рынок достойный продукт. Отсутствие территориального ограничения рынка и возможноть продавать онлайн даёт обширную целевую аудиторию. Создавая большую сетку продуктов в данной сфере есть возможность быстрого масштабирования и шанс стать крупным игроком в сфере онлайн-фитнеса и онлайн-образования в целом, быстро выйти на желаемый результат.
В стартапе могут использоваться инновационные, не классические методы управления и организации. В первую очередь – это возможность набора удаленной команды, а так же самому вести бизнес удалённо, имея доступ лишь к компьютеру. Это исключает расходы на офис, а так же не ограничивает поиск сотрудников рамками города и даёт доступ к обширному рынку труда. В бизнесе мало процессов и достаточно простая модель продаж, что позволяет иметь небольшой штат сотрудников, что снижает ресурсы на менеджмент и управление кадрами. Весь фонд оплаты труда легко привязывать к конкретному результату и количеству продаж, что позволяет избежать таких постоянных расходов, как оклады. Так же многие процессы, например такие, как маркетинг, финансовый учёт и бухгалтерия, можно передать на аутсорсинг, что тоже делает нашу бизнес-модель более простой.
Несмотря на то, что всё выглядит очень привлекательно, есть и свои нюансы. Во-первых, управление удалённой командой – это достаточно новая и малоосвоенная компетенция, которая имеет немалый список сложностей и рисков: сложность контроля сотрудников, сложность мотивации, трудности с самоорганизацией у сотрудников и большой ряд отвлекающих факторов, снижающих рабочий настрой команды. Во-вторых, это необходимость хорошо разбираться в интернет-маркетинге, так как от него напрямую зависит успех бизнеса. Просто делегировать это не получится. Даже имея хороших специалистов в штате или на аутсорсинге, крайне важно самому глубоко разбираться в процессе, чтобы грамотно выстраивать стратегию привлечения клиентов и контролировать специалистов. В-третьих, онлайн-образование – это достаточно новый рынок и важно следить за всеми изменениями в нём, в том числе в правовом и законодательном поле, чтобы не попасть в неожиданную для себя ситуацию.
Тем не менее, положительных сторон гораздо больше, и для молодого начинающего предпринимателя, имеющего «хорошие отношения» с интернет-индустрией, онлайн-школа – это отличная ниша для создания бизнеса, позволяющая без больших вложений, а значит и рисков, стартовать свой проект, который будет иметь перспективы вырасти в полноценную IT-компанию. Главное выбрать востребованный сегмент, устойчивый и растущий. В нашем случае это фитнес и спорт, рынок являющийся очень обширным и перспективным, имеющий большое поле для создания новых продуктов и открытый к новым игрокам.
Список использованной литературы
- Баронин, С.А. Основы менеджмента, планирования и контроллинга в недвижимости: Учебное пособие / С.А. Баронин. – М.: НИЦ ИНФРА– М, 2018. – 160 c.
- Бланк, И.А. Основы финансового менеджмента. В 2– х т. Основы финансового менеджмента / И.А. Бланк. – М.: Омега – Л, Эльга, 2017. – 1330 c.
- Веснин, В.Р. Основы менеджмента: Учебник / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2017. – 320 c.
- Володько, В. Ф. Основы менеджмента: учебное пособие / В. Ф. Володько. – Москва, 2018. – 452 с.
- Воропаев, С. Н. Менеджмент: учебное пособие / С. Н. Воропаев, В. Д. Ермохин; Международная ассоциация «Агрообразование». – Москва: КолосС, 2017. – 246 с.
- Глухов, В. В. Менеджмент: для экономических специальностей / В. В. Глухов. – Санкт– Петербург: Питер Пресс, 2017. – 600 с.
- Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. – Минск : Современная школа, 2018. – 635 с.
- Егоршин, А.П. Основы менеджмента: Учебник для вузов / А.П. Егоршин. – Н.Новг.: НИМБ, 2018. – 320 c.
- Исаченко, И.И. Основы само менеджмента: Учебник / И.И. Исаченко. – М.: НИЦ ИНФРА– М, 2017. – 312 c.
- Зиновьев, В. Н. Менеджмент: учебное пособие / В. Н. Зиновьев, И. В. Зиновьева. – Москва: Дашков и Кº, 2018. – 477 с.
- Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов– н– Дону: Феникс, 2018. – 452 с.
- Ковалев, В.В. Основы теории финансового менеджмента / В.В. Ковалев. – М.: Проспект, 2017. – 544 c.
- Коротков, Э.М. Основы менеджмента: Учебное пособие / И.Ю. Солдатова, Э.М. Коротков; Под ред. И.Ю. Солдатова, М.А. Чернышева. – М.: Дашков и К, Академцентр, 2018. – 272 c.
- Костин, В. А. Менеджмент: учебное пособие / В. А. Костин, Т. В. Костина. – Москва : Гардарики, 2017. – 334 с.
- Круи, М. Основы риск – менеджмента / М. Круи, Д. Галай, Р. Марк. – Люберцы: Юрайт, 2018. – 390 c.
- Круглова, Н. Ю. Основы менеджмента: учебное пособие / Н. Ю. Круглова. – Москва: КноРус, 2018. – 499 с.
- Маркевич, А.Л. Основы экономики, менеджмента и маркетинга для морских специальностей рыбопромыслового флота / А.Л. Маркевич. – М.: МОРКНИГА, 2017. – 267 c.
- Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Вильямс, 2018. – 672 c.
- Основы менеджмента: учебное пособие для вузов по специальности «Менеджмент организации» / [Э. М. Коротков и др.]. – Москва: Дашков и К. – Ростов– на– Дону: Наука– Пресс, 2017. – 254 с.
- Попов, В.Н. Основы менеджмента: Учебное пособие / В.Н. Попов, В.С. Касьянов. – М.: КноРус, 2018. – 320 c.
- Семенов, А. К. Основы менеджмента: учебник / А. К. Семенов, В. И. Набоков. – Москва: Дашков и Кº, 2017. – 575 с.