Файл: Управление организациями в современных условиях. Особенности и пути усовершенствования.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 308
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Теория особенностей управления организациями в современных условиях
1.2 Анализ организации управления в современных условиях
2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ МАГНИТОГОРСКОГО МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО КОМБИНАТА
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Характеристика внешней среды
ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» с одинаковой эффективностью работает практически на всех экспортных рынках. Продукция ПАО «ММК» реализуется в 60 странах мира.
Поставщики: По состоянию на конец года в реестре Группы зарегистрировано 9400 компаний-поставщиков, в течение года поставки на ОАО «ММК» осуществляли 1682 компании. 82% закупленных позиций поставили компании, имеющие «Высший» и «Первый» рейтинг, что гарантирует качество поставляемых МТР.
Следуя устоявшемуся принципу на приоритетность работы с производителями, в 2015 году достигнут показатель 96,2% закупок от поставщиков, являющихся производителями и торговыми домами от общего объема закупок.
Конкуренты ПАО «ММК» входит в тридцатку крупнейших производителей стали в мире. Среди российских производителей металлопроката ПАО «ММК» прочно занял свою нишу и стабильно входит в тройку лидеров на протяжении последних лет, удерживая свою долю в объеме производства на уровне 17–18%.).
Рисунок 4 – Основные конкуренты ПАО «ММК»
ПАО «ММК» обладает хорошими возможностями для эффективного функционирования с высоким уровнем доходности благодаря использованию своего выгодного географического положения на российском рынке, широкому сортаменту выпускаемой продукции, в том числе высокомаржинальных видов продукции. По итогам 2019 года по поставкам металлопродукции на рынок РФ отечественным потребителям доля ПАО «ММК» составила 18%.
Следовательно, основными конкурентами являются такие предприятия как Северсталь, НЛМК, ЗСМК, НТМК, так как они занимают по итогам 2019 года наибольшую долю рынка металлопроката и соответствуют ПАО «ММК» по видам деятельности.
Таблица 1 – Возможные факторы, возникающие в процессе деятельности ПАО «ММК»
Группа факторов |
Фактор |
Проявление |
Возможные ответные меры организации |
1.Экономические |
1.1. Темп инфляции |
Возможность аккумулирования денежных средств, создавать резервы для обновления ОПФ |
Вложение средств в модернизацию процесса оказания услуг с отдаленным по времени результатом |
1.2 Рост производства |
Расширение рынков, ассортимента |
Использование эффекта масштаба для снижения издержек |
|
1.3. Рост безработицы |
Удешевление рабочей силы. Высвобождение работников |
Формирование рациональной кадровой политики |
|
1.4 Кризис |
Снижение уровня дохода населения, массовые увольнения и сокращение рабочей недели и рабочего дня |
Улучшение быта работников организации |
|
Правовые |
2.1.Принятие нормативных актов, имеющих обратную силу |
Найти финансовые средства для покрытия вновь установленных отчислений |
Добиться льгот по исчислению налогооблагаемой базы и по налоговым ставкам |
2.2. Реестр монополистов |
Воздействие антимонопольного законодательства |
Осторожная ассортиментная политика |
|
Международные |
Либерализация ВЭС |
Возможность выхода на внешний рынок. Заинтересованность зарубежных клиентов |
Получение международного сертификата на продукцию. Использование ценового преимущества. |
Продолжение таблицы 1
Политическое |
4.1. тенденция к дестабилизации в связи с финансовым кризисом в стране |
Повысилась вероятность социальных потрясений, социальная напряженность сохраняется еще в связи с монетизацией льгот, субсидий, проведением реформы ЖКХ. |
Проведение социально-ориентированной политики для страхования от политических рисков |
4.2. проявление в органах государственной власти лоббирования от различных структур |
Влияние лоббирования на выработку политического курса и законодательство |
Косвенное стимулирование участие в политике лиц, представляющих интересы организации. Активная политическая позиция руководства организацией. |
|
4.3. рыночное регулирование при существующем воздействии государственных и муниципальных органов |
Возможность выбора сферы хозяйственной деятельности. Низкая дисциплина платежей |
Изыскание новых направлений деятельности Страхование поставок Стимулирование партнерства. предоплата |
|
5.Социальные |
5.1. рост мобильности населения в условиях низкой оплаты |
Отток работников с вредных производств |
Совершенствование системы стимулирования труда. Дополнительные льготы, Автоматизация и механизация производства. |
Окончание таблицы 1
5.2 Изменение системы социальных ориентиров |
Снижение трудовой дисциплины и возникновение конфликтов |
Создание службы социально-психологической поддержки. Поддержание уровня вложений на профессиональную подготовку. Обучения персонала без отрыва от производства (курсы, получение второй профессии и т.д.) |
6.1. НТП в сфере процесса производства |
Появление новых материалов и оборудования, технологий Сокращение сроков амортизации |
Дополнительные вложения в ноу-хау и обновление мощностей. Увеличение объема амортизационных отчислений |
6.2. НТП в социальной сфере |
Рост уровня потребления населения |
Улучшение условий труда и быта работников предприятия |
Законы и государственные органы: Продолжается действие введенных правительствами ряда стран в отношении России экономических санкций. Кроме того, идет обсуждение потенциальных дополнительных санкций. Объем санкций, прогноз их усиления или ослабления и соответственно степень их влияния на деятельность ОАО «ММК» остаются неопределенными. Ситуация находится под постоянным мониторингом.
Предприятие должно соблюдать законодательство, которое определяет его отношения с государством по поводу уплаты налогов. Также государственные органы проводят антимонопольную политику.
Возможности и угрозы, сильные и слабые стороны бизнеса рассматриваются в SWOT-анализе.
SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон вашего предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).
Таблица 2 – SWOT анализ ПАО «ММК»
Аспект среды |
Сильные стороны и возможности |
Слабые стороны и угрозы |
Производство |
Значительный ассортимент продукции Высокий уровень качества продукции Эффективная система контроля качества Возможность расширения производственных мощностей Возможность выпуска новой продукции Эффективная вертикальная интеграция |
Большая энергоёмкость и материалоёмкость Быстро стареющие производственные мощности |
Финансы |
Возможность взаимозачётов Использование льготных ставок налогообложения Сбалансированный портфель активов Устойчивое финансовое положение и стабильные производственные результаты |
Инфляционное обесценивание накоплений (прибыль. Амортизация, и т.д.) Ограниченные инвестиционные возможности |
Маркетинг |
Ограниченные каналы распространения и продвижения Значительная конкурнтоспособность Наличие рыночной ниши Наличие своего сегмента на рынке Возможности на внешнем рынке Диверсифицированные рынки сбыта Выгодное географическое расположение |
Малоэффективная система ценообразования Недостаток средств на маркетинговые разработки и исследования |
Организация |
Компетентное руководство Профессиональный коллектив среднего звена |
|
Кадры |
Своя база профессиональной подготовки и переподготовки Отсутствие высокой текучести персонала Стремление к новой системе организации управления и стимулирования |
Большая мобильность населения Недостаточное количество высококвалифицированных работников со знанием новейших технологий |
НИОКР |
Восприимчивость к новым разработкам |
Нехватка денежных средств для проведения исследований Ориентация на текущие нужды производства |
Итогом анализа внешней и внутренней среды является SWOT-анализ.
Подводя итог вышеперечисленному, можно сказать, что ОАО «ММК» обладает хорошими показателями в своей сфере, но существует угроза потери части рыночной ниши, которая выражена в стареющих мощностях, высокой себестоимости продукции, слабоприменяемых инвестиционных возможностей.
Таблица 3 - PEST анализ ПАО «ММК»
Возможности Разработка новых технологий Снижение затрат на изготовление продукции Улучшение профессионализма работников Направление политики правительства на развитие рыночных отношений Заинтересованность зарубежных партнёров в сотрудничестве Возможность выхода на новые рынки. Расширение и развитие производства |
Угрозы Сложности привлечения финансовых ресуросв Падение сбыта Неплатежи Уменьшение рынка металлоконструкций Нестабильность экономики Кризис Конкуренция |
|
Сильные стороны Новые технологии Эффективное руководство Возможность расширения мощностей Восприимчивость к новым разработкам Эффективная система контроля качества Отсутствие большой текучки кадров |
Сила и возможности Улучшить качество работы за счёт введения новых технологий, повышения профессионализма и специализации работников. Расширение рынка сбыта Разработка новой продукции |
Сила и угрозы Повышение качества путём введения новых технологий. Сокращение расходов Продвижение на внешний рынок |
Слабые стороны Слабые инвестиционные возможности. Быстро стареющие производственные мощности. |
Слабость и возможности Концентрация на рыночном сегменте Производство другой продукции на основе имеющейся технологии Совместное предприятие в новой отрасли |
Слабость и угрозы Сокращение, переориентация производства с учётом имеющихся производственных мощностей |
2.3. Направление управленческой деятельности
Основной задачей компании на 2020–2021 гг. является повышение операционной эффективности, снижение затрат, повышение безопасности труда. Эти направления деятельности были утверждены как приоритетные в Стратегии развития компании до 2025 года.
Результаты работы менеджмента компании в 2019 году, характеризующие текущие достижения в указанных сферах, признаны успешными как Советом директоров компании, так и независимыми экспертами по соответствующим направлениям.
Развивающиеся рынки, в частности рынок Российской Федерации, являются высокодинамичными и характеризуются более высоким уровнем неопределенности, чем развитые рынки, что может привести как к значительным правовым, экономическим и политическим рискам, так и определенным возможностям. Эффективная и своевременная работа по минимизации рисков и реализации дополнительных возможностей является одним из инструментов достижения целей. Компании и повышения ключевых показателей деятельности.
Результаты деятельности ПАО «ММК» в значительной степени зависят от изменения спроса и цен на металлопрокат и стальную продукцию.
ПАО «ММК» необходимо применять следующие меры по снижению негативных последствий, связанных с изменением спроса и цен на производимую продукцию:
- диверсификация круга потребителей;
- активная маркетинговая политика;
- заключение долгосрочных контрактов на отгрузку металлопродукции;
- развитие сбытовой сети;
- переориентация производства на виды продукции, более востребованные рынком;
- проведение гибкой ценовой политики;
- снижение издержек производства;
- расширение сортамента производимой продукции, в том числе за счет производства уникальных видов продукции и продукции с высокой добавленной стоимостью (стан «5000» горячей прокатки, стан «2000» холодной прокатки и др.).
Главными факторами конкурентоспособности, позволяющими снижать риски внутриотраслевой конкуренции как на внутреннем, так и на внешнем рынках являются цена, качество, местоположение относительно ключевых потребителей и поставщиков, налаженная логистическая инфраструктура.
ПАО «ММК» не имеет в достаточном объеме собственных сырьевых активов и предпринимает действия, направленные на расширение собственной сырьевой базы, тем самым снижая риски, связанные с обеспечением основными видами сырья.
ПАО «ММК» в дальнейшем необходимо:
- расширение собственной базы;
- заключение долгосрочных договоров на поставку сырья с фиксированными условиями и формулами ценообразования;
- диверсификация ключевых поставщиков сырья.
Проведение конкурентной ценовой политики, защита интересов Компании в государственных органах власти, в рамках отраслевых организаций и объединений предпринимателей, проведение плановой работы по защите внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции иностранных поставщиков металлопродукции и внеплановых мероприятий (в случае резкого роста импорта) с применением инструментов торговой защиты.