Файл: Политические права и свободы гражданина в Российской Федерации..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 1335

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • они обеспечивают блага политической свободы[5].

Итак, политические права - это неотъемлемые, естественные права, определяющие правовой статус человека как гражданина, члена политического общения и участника политических процессов, происходящих в государстве. Политические права человека можно определить как гарантированную нормами международного и внутригосударственного права возможность личности индивидуально и коллективно участвовать в осуществлении государственной власти, в политических процессах, в деятельности государства и всей политической системы общества.

1.3. Виды политических прав и свобод человека и гражданина

Рассмотрим основные виды политических прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией РФ.

1. Право на свободу мысли и слова (ст. 29 Конституции РФ).

Право на свободу мысли и слова - одно из основополагающих личных прав человека, означающее свободу личности от какого-либо идеологического контроля, право каждого самостоятельно выбирать для себя систему духовных ценностей, а также гарантированная государством возможность беспрепятственно выражать свое мнение и убеждения по самым различным вопросам любыми способами. При этом важно понимать, что свободное и самостоятельное выражение людьми своих мнений налагает на них особые обязанности и большую ответственность. Особые ограничения в использовании свободы слова определяются законодательством и являются необходимыми для уважения прав и репутации других лиц, охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

Реализация права на свободу мысли и слова затрагивает следующую конституционную норму: о признании идеологического и политического многообразия, недопущении установления какой бы то ни было идеологии в качестве государственной или обязательной (статья 13).

Реализация права свободы слова подразумевает две формы: индивидуальную и коллективную. Индивидуальная форма подразумевает демонстрацию личной позиции или мнения, коллективная же форма объединяет мнения множества людей. Так, лица, которые разделяют схожие убеждения, мнения и интересы, имеют полное право на объединение любого характера, например, политическая партия или общественная организация[6].


2. Право на информацию (ч. 2 ст. 24, ч. 4 ст. 29).

Свобода информации обеспечивает доступ граждан к полной, всесторонней и достоверной информации, а также защищает общественное и индивидуальное сознание от вредного воздействия пропаганды и других форм манипулирования.

Реализация права на информацию имеет особое значение как для граждан, так и для общества и государства в целом. Осуществление субъективного права на информацию предусматривает определение обязанности государственных органов и должностных лиц по представлению неконфиденциальных сведений. С помощью слова, открыто сказанного и распространенного как в устной, так и в письменной форме, т.е. доведенного до сведения других субъектов, внешне выражаются и материализуются мысли, идеи и убеждения по различным вопросам.

В юридической литературе нет единой и однозначной формулировки таких понятий, как «право на информацию», «свобода информации, слова и мнения». В данном направлении выдвигаются различные противоречивые и опровергающие друг друга подходы. Право на информацию, свобода мысли и слова, мнения и информации являются отдельными и независимыми правовыми категориями, которые не отождествляются, и никакая из них не выступает в качестве составного элемента другой.

Перечисленные права и свободы, носящие независимый характер, обладают различными направлениями. В первую очередь, мы считаем неверным подход, предполагающий, что право на информацию охватывается свободой слова.

Во-первых, свобода слова гарантирует передачу информации от одного субъекта к другому, независимо от должности одной из сторон, а право на информацию обеспечивает получение информации от должностного субъекта, обладающего информацией, предусматривая его обязанность предоставить эту информацию.

Во-вторых, право на информацию реализуется посредством самостоятельных действий в направлении поиска и получения информации, а свобода слова осуществляется посредством высказывания субъектом собственных мыслей, мнений и убеждений окружающим. Соотношение понятий «право на информацию» и «свобода информации» выглядит как соотношение целого к его части.

Резюмируя, приходим к выводу, что право на информацию является составной частью свободы информации. Вместе с тем «свобода информации» - это универсальная категория, объединяющая право на информацию и свободу слова[7].

3. Право на объединение (ст. 30).

Для реализации жизненных целей, прав, зачастую приходится объединять усилия, средства, т.е. создавать различного рода объединения, которые способны решать общественные проблемы без вмешательства государственной власти. Общественные объединения являются основным элементом гражданского общества, выразителем интересов различных слоев населения. Их можно рассматривать как связующее звено между государством и гражданами. И здесь выявляется необходимость закрепления отношений на юридической основе между объединениями и государством в целях недопущения использования объединений в антисоциальных интересах.


Российское законодательство закрепляет, что под общественным объединением понимается добровольное самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общих интересов для реализации общих целей. Кроме того, каждый гражданин вправе создавать общественные объединения, быть членом любого общественного объединения, участвовать в его деятельности, а также свободно выходить из него. Общественные объединения самостоятельны в выборе целей и способов их достижения .

Конституция РФ в ст. 13 уравнивает все общественные объединения перед законом.

Хотелось бы отметить, что в настоящий момент право на объединение является одним из основных прав и свобод человека и гражданина, дающее возможность принимать участие в общественно-политической жизни государства. Конституция РФ закрепляет следующие положения, связанные с реализацией рассматриваемого права:

1. Право на объединение принадлежит каждому человеку. Возможность реализации данного права принадлежит не только гражданам РФ, но также иностранным гражданам и лицам без гражданства, законно находящимся на территории России. Однако иностранцы и лица без гражданства несколько ограничены в правах на участие в объединениях. Так, в соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»[8], иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть членами политических партий. В законодательстве РФ содержатся определенные ограничения и для граждан России. В соответствии с Законом РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации»[9], судьям запрещается вступать в политические партии. Такие же ограничения характерны и для прокуроров в соответствии с

Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»[10].

И это вполне обоснованный запрет, так как при осуществлении своих профессиональных обязанностей они не имеют права руководствоваться партийными интересами, предпочтениями, а должны быть беспристрастными и объективными .

2. Государство гарантирует свободу общественных объединений. Данное положение находится в тесной связи со ст. 13 Конституции, которая устанавливает идеологическое и политическое многообразие. В соответствии с данной статьей в Российской Федерации признается многопартийность и равенство всех общественных объединений перед законом. Ст. 19 Конституции гарантирует равенство граждан независимо от их принадлежности к общественным объединениям.


Свобода объединения подразумевает право лица объединять других лиц, принимать участие в деятельности объединения, требовать признания правового статуса созданного объединения со стороны государства и всеми другими лицами. В случае ограничения свободы деятельности общественного объединения предусмотрено право на защиту, включая и международную.

Нормы международного права и международные договоры Российской Федерации также закрепляют свободу объединений. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 20 признает за каждым человеком право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Статья 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.[11] устанавливает, что каждый человек имеет право на свободу объединения с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Аналогичное право закрепляется в ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года.

Примером гарантированности реализации права на объединения может

служить Постановление Конституционного Суда от 12.02.1993 № 3-П , где указывается, что любая попытка со стороны исполнительной власти пресекать инициативную деятельность по созданию общественного объединения считается нарушением конституционного права граждан на объединение. Ограничить это право может только суд на основании закона. Государство не вправе вмешиваться во внутреннюю деятельность общественных объединений, ограничивать их цели и задачи. Свобода объединения предполагает также право создавать общественные объединения без предварительного разрешения государственных органов. Уставы принимаются ими самостоятельно и подлежат только государственной регистрации в Федеральной регистрационной службе для признания их в качестве юридического лица.

3. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение. Исходя из определения, данного в ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 №-82-ФЗ «Об общественных объединениях» , общественное объединение является добровольным формированием. Следовательно, исключается любое принуждение вступления в объединения. В настоящее время допускаются нарушения ч. 2 ст. 30 Конституции РФ. Например, некоторые работодатели обязывают сотрудников вступать в профсоюзы. Членство в какой-либо партии или в профсоюзе не может быть условием занятия должности в государственной организации и в целом служить причиной для ограничения прав и свобод человека.


Конституция не определяет, в каких формах и видах могут создаваться общественные объединения. Таким образом, субъектам объединения дается достаточная свобода выбора. Общественные объединения могут образовываться по различным признакам: по профессиональному, например, профсоюзы; по политическому, как партии и т.д. Однако, в ст. 13 Конституции запрещается формирование общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушают целостность РФ, подрывают безопасность государства, способствуют разжиганию социальной, расовой, национальной и религиозной розни[12].

Право на объединение тесно связано с рядом других конституционных прав и свобод. Зачастую объединения действуют через собрания, митинги, шествия, которые являются формой коллективного волеизъявления. Общественные объединения принимают участие в выработке решений органов государственной власти, органов местного самоуправления. Выступают с инициативой по многим важным вопросам общественной жизни. Общественные объединения представляют и защищают права своих членов в органах государственной власти, органах местного самоуправления.

Большинство общественных объединений образуются для защиты прав и законных интересов граждан.

К настоящему времени созданы многочисленные неправительственные правозащитные организации (НПО), объединения пенсионеров, инвалидов, защитников окружающей среды; женские, молодежные, детские объединения; объединения солдатских матерей и др.

Афанасьева С.А. указывает, что «право граждан на объединение носит политический характер, к тому же на сегодняшний день имеет место излишняя политизация права на объединение»[13]. Однако полностью согласиться с этим мнением нельзя, так как право на объединение предполагает формирование не только политических партий, но и других общественных движений, которые создаются для выражения социальных и экономических интересов.

Россия провозгласила создание правового государства, что и нашло свое отражение в Конституции. Однако существуют определенные трудности и препятствия, которые стоят на пути движения к правовому государству.Еще не сформировано развитое гражданское общество, неотъемлемым элементом которого являются общественные объединения. К тому же в российском обществе имеются давние традиции правового нигилизма. Поэтому представляется еще одно назначение общественных объединений - способствовать формированию правосознания и правовой культуры граждан, развитию гражданской активности населения. В том случае государство будет процветающим, когда граждане будут общественно активными .