Файл: Политические права и свободы гражданина в Российской Федерации..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 1226

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Право на проведение публичных мероприятий (ст. 31).

Право граждан на проведение мирных публичных мероприятий, к которым относятся также собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, есть не что иное, как реализация на практике фундаментального конституционного положения о свободе мысли и слова, открытого изъявления требований и интересов, одно из важнейших условий формирования и развития демократического гражданского общества в России.

Основная цель проведения публичных мероприятий - выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Второстепенным целями являются: привлечения общества и государства к насущным проблемам, а также формирование и свободное выражение мнений. Выражая коллективное мнение, общество, таким образом, пытается косвенно участвовать в делах государства.

Всеобщая декларация прав человека в ч. 1 ст. 20 констатирует: «Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций». Данное положение конкретизируется в ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах: «Признаётся право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц»[14].

Однако декларируемое Конституцией РФ право граждан, в соответствии со ст. 31, законодательно, на практике, не было урегулировано вплоть до принятия 19 июля 2004 г. Федерального закона № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях», который в редакции 2016 года называется «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»[15].В данном законе даются основные понятия публичных мероприятий, собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования, а также определяются принципы, на которых должно основываться проведение публичного мероприятия:

законность - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона № 54-ФЗ от 19.07.2004 г., иных законодательных актов Российской Федерации;

- добровольность участия в публичном мероприятии.

В главе 2 Федерального закона № 54-ФЗ определяется порядок организации и проведения публичного мероприятия: мероприятия, которые относятся к организации публичного мероприятия, кто может быть организатором публичного мероприятия, права и обязанности организатора публичного мероприятия, а также права и обязанности участников публичного мероприятия.


При этом особое внимание уделяется тому, что участники публичных мероприятий не вправе:

  1. скрывать своё лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;
  2. иметь при себе оружие или предметы, используемые в качестве оружия, взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
  3. находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения .

Та же глава Федерального закона № 54-ФЗ определяет места проведения публичного мероприятия, а также места, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, в ней определяется время проведения публичного мероприятия, порядок проведения предварительной агитации, материально-технического и организационного обеспечения проведения публичного мероприятия, обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, права и обязанности уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченного представителя органа внутренних дел. В статьях 15, 16, 17 определяются: основания и порядок приостановления публичного мероприятия, основания и порядок его прекращения.

В главе 3 Федерального закона № 54-ФЗ констатируются гарантии реализации гражданами права на проведение публичного мероприятия, где главное внимание уделяется обеспечению условий для проведения публичного мероприятия и порядку обжалования решений и действий (бездействия), нарушающих право граждан на проведение публичного мероприятия.

Федеральным законом от 08.06.2012 г. № 65-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», предусматривающие ужесточение административной ответственности за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях. Кроме увеличения максимальных размеров административного штрафа для граждан по санкциям целого ряда статей, рассмотрение дел о нарушениях законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях отнесено к процессуальным полномочиям судей районных судов, а не мировых судей. При этом сроки исковой давности по правонарушениям данного вида составляют один год со дня совершения административного правонарушения[16].


Исследование конституционно-правового регулирования прав граждан на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования показывает, что оно находится в постоянном развитии и совершенствовании, что обусловлено, в первую очередь, необходимостью обеспечения безопасности как митингующих граждан, так и окружающих людей, недопущения нарушений общественного порядка, а также охраны здоровья и нравственности граждан.

    1. Право на участие в управлении делами государства (ст. 32).

Осуществление субъективного права на участие в управлении делами государства есть объективация принципа демократии, зафиксированного в российских конституционных нормах. Во многом именно от создания действенных организационных, политических и правовых условий для осуществления права граждан на участие в управлении государственными делами обусловливается успешность модернизации властных институтов и политико-правовая эмансипация общества, развитие его политико-правовой культуры. Структурно-содержательными компонентами права на участие в управлении государственными делами являются, во-первых, право избирать и быть избранными в состав государственных органов власти; во-вторых, право изъявлять свою волю на референдуме; право на равный доступ к государственной службе; в-третьих, право участвовать в отправлении правосудия.

Реализовать свое участие в управлении делами государства граждане могут как с использованием традиционных - принять участие в выборах, отзыве депутатов и выборных должностных лиц, опросе, референдуме, деятельности общественных организаций и других - так и новых, инновационных форм взаимодействия с государством - краудсорсинга, электронной демократии, электронного правосудия, а в последнее время - и с использованием механизмов общественного контроля. .

    1. Право граждан РФ на обращения (ст. 33).

Важнейшую роль в системе политических прав и свобод человека и гражданина играют обращения, служащие своеобразным средством взаимодействия и коммуникации человека (гражданина) и государственной власти. Процесс становления института права обращения граждан был довольно долгими проходил несколько этапов. Еще в дореволюционный период формировалось само право на обращение, уточнялись субъекты обращений, порядок работы с челобитными во властных структурах, меры ответственности должностных лиц и жалобщиков.

В настоящее время обращения граждан выполняют три функции:


правозащитную, информационную и партиципаторную .

Сущность правозащитной функциисостоит в том, что обращения как юридический институт являются одним из средств защиты прав граждан: они позволяют предупредить правонарушение, а если оно уже совершено, то устранить его последствия и восстановить нарушенное право. Суть информационной функции заключается в том, что обращения граждан для государственного аппарата являются очень ценным источником информации о проблемах и нуждах граждан. Партиципаторная функция состоит в том, что обращения граждан могут быть средством коммуникации между государством и гражданами, служить своего рода каналом воздействия, посредством которого граждане участвуют в процессе принятия властных решений .

Характеризуя теоретические основы работы исполнительных органов государственной власти с обращениями граждан, необходимо рассмотреть типологию обращений, которая включает в себя несколько классификаций, опирающихся на различные признаки. Например, по признаку сущности обращения оно может различаться в рамках трех видов: предложение, заявление и жалоба.

Под предложением понимается такое обращение гражданина, которое содержит в себе рекомендации и предложения для исполнительных органов власти, направленные на совершенствование законодательства, улучшение благоустройства и прочих сфер жизнедеятельности, интересующих гражданина. Заявление призвано задействовать органы исполнительной власти в целях защиты законных интересов гражданина. Жалоба, в отличие от заявления, направляется в том случае, когда права и интересы гражданина уже нарушены, и он просит исполнительные органы власти содействовать в их восстановлении.

Отметим, что некоторыми авторами, в частности, С.Ю. Кабашовым выделяется еще один вид обращений - ходатайства. Ранее действовавшее законодательство субъектов Российской Федерации также содержало регламентацию подобного вида обращения. Под ходатайством в законодательстве субъектов Российской Федерации обычно понималось обращение, содержанием которого является просьба о признании за лицом определенного правового статуса, прав, свобод, гарантий и льгот с предоставлением документов, их подтверждающих. Однако в настоящий момент эти акты утратили свою силу. В то же время, во многих зарубежных государствах данная форма обращений продолжает успешно использоваться в рамках взаимодействия общества и органов государственной власти[17].


Также в данном контексте исследования необходимо отметить, что взаимодействие граждан и государственной власти с целью реализации политических прав первых, может осуществляться не только напрямую, но и через соответствующие общественные организации некоммерческого типа (НКО).

В настоящее время именно общественные организации являются наиболее распространенным видом общественных объединений, причем их количество гораздо превышает наличие иных видов общественных объединений в государстве, позволяющих организовывать и осуществлять профессиональную коммуникацию между гражданином и государством с целью защиты его прав и свобод политической категории.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной формой реализации политических прав и свобод человека и гражданина является непосредственное взаимодействие граждан с государственными органами, которое может осуществляться как напрямую (посредством формирования обращений граждан) или через общественные организации. Политические права человека и гражданина позволяют поддерживать установленные политические ценности государственного строя, что обуславливает их важнейшую роль в системе конституционного права Российской Федерации.

Итак, политические права и свободы - это комплекс прав, регулирующих жизнь общества в политической сфере. Как правило, такие права считаются естественными, неотчуждаемыми.

Глава 2. Проблемы реализации политических прав и свобод человека и гражданина в РФ

2.1. Механизм реализации политических прав и свобод человека и гражданина в РФ

Согласно ст.2 Конституции РФ «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Каждому человеку должна быть обеспечена возможность пользоваться всеми основными правами и свободами[18].