Файл: Политические права и свободы гражданина в Российской Федерации..pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 1341
Скачиваний: 14
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Политические права и свободы человека и гражданина в РФ на современном этапе
1.2. Сущность политических прав и свобод человека и гражданина
1.3. Виды политических прав и свобод человека и гражданина
Глава 2. Проблемы реализации политических прав и свобод человека и гражданина в РФ
2.1. Механизм реализации политических прав и свобод человека и гражданина в РФ
2.2. Формы реализации политических прав и свобод человека и гражданина в РФ
Примером этого может быть институт общественной инициативы, который функционирует в российской политической системе. Надо отметить, что термин «общественная инициатива» достаточно многозначный. В широком смысле под ним подразумевают любые самостоятельные действия отдельных граждан и их коллективов, которые стремятся реализовать собственные интересы в политическом процессе.
Эта многозначность позволяет использовать этот термин в нормативно-правовых актах без чёткого определения его значения, когда речь заходит о регламентации разнообразных форм самоорганизации граждан.
В узком смысле понятие общественная инициатива может концентрироваться на отдельном виде политического действия. Например, к общественной инициативе может причисляться подача петиций, волонтёрская деятельность или выступление с правотворческими предложениями. Именно таким образом это понятие конкретизировано в Указе Президента РФ от 04.03.2013 № 183[24].
Общественными инициативами здесь обозначаются предложения граждан РФ по вопросам социально- экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления, направленные с использованием интернет- ресурса«Российская общественная инициатива» (далее - РОИ).
Таким образом, под институтом общественной инициативы мы можем понимать совокупность норм и правил, которая регламентирует опубликование и обсуждение предложений граждан с помощью интернет- ресурса РОИ[25].
С возникновением этого интернет-ресурса связывали надежды на расширение демократии в российском обществе. Они должны воплотиться в ряде мер по организации участия граждан в государственном управлении. По мнению Президента РФ, институт общественных инициатив должен был воплотить в себе «активное право» граждан в законотворческом процессе, т. е. дать возможность самим гражданам формировать законодательную повестку, выдвигать свои проекты и формулировать приоритеты государственной политики.
Этот ресурс заработал в 2013 году и вызвал поначалу большой интерес как со стороны простых граждан, так и публичных политиков. Сегодня энтузиазм по его поводу несколько поубавился, в публичном пространстве высказываются достаточно критические оценки его работы, а на самом сайте граждане разместили немало инициатив, касающихся его преобразования, и даже было предложение упразднить этот ресурс.
В научной среде сегодня сформированы две точки зрения на его политико-правовую природу и возможности реализовывать демократические права и свободы граждан. Различия в этих позициях обусловлены спецификой теоретико-методологического подхода к анализу природы и сущности этого института.
Первая точка зрения сформирована исследователями-юристами, которые рассматривают этот институт как форму правотворчества народа и проявление народовластия. Этот подход базируется на нормативном анализе юридического механизма функционирования этого института.
С формальной точки зрения институт общественных инициатив позволяет реализовать гражданам большинство политических прав, которые являются неотъемлемым элементом реального народовластия, при этом ключевое значение здесь приобретает право участвовать в государственном управлении.
Но отмечается, что достичь максимальной эффективности его работы мешает ряд негативных моментов, которые касаются правовой регламентации этого института:
-отсутствие федеральных законов в отношении данного института;
- неточность и расплывчатость формулировок в определении основных понятий и форм взаимодействия между разными субъектами;
-неточность и расплывчатость формулировок в определении основных понятий и форм взаимодействия между разными субъектами;
-нехватка правовых гарантий по реализации предложенных инициатив в реальные действия и решения государственной власти;
-сложность рассмотрения процедуры общественной инициативы; недостаточная прозрачность в процессе голосования и подсчете голосов и т. д.
Вторая точка зрения представляет собой более реалистичный взгляд на этот институт, она концентрирует внимание на изменениях политической субъектности граждан РФ в связи с его работой. Здесь речь, прежде всего, идёт о возрастании властных способностей граждан, которые воплощаются в их влиянии на процесс принятия решения, политическую повестку дня, в контроле за государственными и муниципальными органами власти. Что в итоге и подразумевает реальная демократия, которая невозможна без самостоятельной и активной деятельности общества в государственном управлении. К сожалению, ряд авторов приходит к выводу, что данный институт пока не смог в полной мере воплотить эту цель в жизнь.
С этой точки зрения, общественная инициатива — это, прежде всего, информационно-коммуникационный институт. Здесь на первый план выходят такие политические права, как свобода слова, получать и распространять информацию, политические и идеологический плюрализм, право на обращения в органы государственной власти, тогда как право участия в государственном управлении приобрело второстепенное значение и скорее представлено номинально.
С этой точки зрения, институт общественной инициативы может рассматриваться скорее как краудсорсинговая платформа, широкий общественный форум, цель которого стать каналом отбора и донесения до власти проблем и идей актуальных для граждан. Его политический потенциал проявляется в формулировании повестки дня как первого этапа принятия политических решений, определении тех вопросов, которые подлежат публичному обсуждению[26].
Таким образом, функциональность данного института, с точки зрения, реального политического влияния здесь существенно ограничена: институт общественной инициативы всего лишь апеллирует к органам исполнительной власти, но не более чем. Аргументом в подтверждении этой точки зрения является тот факт, что за все время своего существования ни одна из инициатив граждан, которая набрала более 100 тыс. голосов, так и не воплотилась в реальность. Тогда как инициативы, не набравшие необходимого количества голосов поддержки, но созвучные настроениям власти, были реализованы в полной мере.
Таким образом, можно сделать вывод, что никаких кардинальных изменений в политической системе, меняющих качество демократии и статус гражданина, не произошло. Причина этого, с нашей точки зрения, находится в общей специфике российской демократии, для которой в целом характерна неразвитость гражданских форм участия в политике, доминирование государства в структурировании политического пространства, высокая степень централизации, персонализация власти и т. д.
В том виде, в котором сегодня существует этот институт, он больше всего полезен государству с точки зрения эффективности управления, нежели расширения демократии. С этой позиции можно выделить несколько функций этого института, которые способствуют контролю государства за активностью граждан в интернет-среде.
Во-первых, этот институт позволяет артикулировать и представлять интересы отдельных граждан, минуя их агрегирование государственными структурами, политическими партиями и общественными организациями. Это формализованный канал выражения общественного мнения, а также конфликтов и противоречий в российском обществе, не выявленных и поэтому не учтённых выше обозначенными институтами. С этой точки зрения, это ресурс может быть полезен не только государственным структурам, но политическим организациям.
Во-вторых, он позволяет получать точные данные об уровне политической активности граждан: технические возможности и характер регистрации на сайте, позволяет отследить настроение каждого отдельного гражданина, отследить все действия, которые он предпринимал на данном интернет-портале.
В-третьих, этот институт выполняет функции политической социализации, политического просвещения и информирования граждан, т. к.
позволяет доносить развёрнутую позицию власти по вопросам, собравшим большее количество голосов при обсуждении.
В-четвёртых, так как этот институт включает в себя механизм обратной связи, это позволяет рассматривать его как дополнительный ресурс легитимации политической системы и правящей элиты[27].
Таким образом, в завершение можно сказать, что этот институт имеет вполне реальный потенциал по расширению прямой демократии в российском обществе, поскольку позволяет каждому человеку публично высказать свои идеи, обращаться за поддержкой к общественности, видеть реакцию власти на его предложения. Но говорить об увеличении влияния граждан на политику государства преждевременно. Точки зрения, высказанные в научной среде хотя и противоположные по оценке природы и сущности данного института, но, тем не менее, взаимно дополняют друг друга. Поскольку его дальнейшее развитие в демократическом ключе, способствующее расширению народовластия, невозможно без создания нормативной базы, обеспечивающей правовые гарантии реализации политических прав и свобод граждан с помощью электронных технологий, а также изменения отношения к нему со стороны государственной власти.
Заключение
К политическим правам и свободам по Конституции РФ относятся: свобода мысли и слова; право на информацию; право на объединение; право на проведение публичных мероприятий, право на участие в управлении государственными делами; право на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Политические права позволяют гражданам влиять на деятельность субъектов политической системы, принимать участие в политической жизни.
Все политические права гарантированы государством. В дальнейшем политические права и свободы граждан, их гарантии конкретизируются и закрепляются в иных нормативных правовых актах РФ.
Однако для успешного осуществления и реализации политических прав одного их нормативного закрепления недостаточно. Поэтому в юридической литературе введено понятие механизма защиты прав человека и гражданина как системы средств и факторов, создающих необходимые условия уважения прав и свобод человека.
Под реализацией политических прав и свобод граждан понимается определенный правовыми нормами процесс, обеспечивающий каждому гражданину те материальные и духовные блага, которые лежат в основе принадлежащих ему субъективных прав, а также защиту этих прав от любых посягательств.
Механизм реализации политических прав и свобод граждан представляет собой систему правовых и организационных способов, форм, методов и средств обеспечения этих прав и свобод, основанную на совокупности норм национального права, общепризнанных принципов и норм международного права, системе органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также системе специализированных органов международного контроля за соблюдением прав человека.
Степень реализации политических прав и свобод зависит от установленного в государстве политического режима. Если рассматривать демократию, то права и свободы человека, предоставляются настолько максимально, насколько это возможно. Авторитаризм отличается формальным наличием политических прав (например, проводятся выборы в законодательные органы власти), однако они носят лишь условный характер. При тоталитаризме политические права вовсе отсутствуют, зачастую они никоим образом даже не регламентируются.
Россия - демократическое государство, для которого реализация прав и свобод человека является долгом. При этом важно понимать, что нормальное функционирование современных демократических институтов невозможно без реализации всего спектра политических прав (свободы слова, отсутствия дискриминации в политике, политического и идеологического плюрализма, реальных возможностей осуществлять государственное и муниципальное управлении, участвовать в законотворческом и избирательном процессе). Умаление хотя бы одного права рассматривается как деформация демократического строя, симулирование народовластия.
Анализ практики реализации показал, что политические права и свободы в Российской Федерации имеют глубокую проблематику, которая не ограничивается некоторыми рассмотренными случаями. Учитывая проблемную специфику современного состояния законодательства, ужесточение ответственности, расплывчатые формулировки норм и понятий, ограничивающих политические права граждан, отсутствие механизма воздействия избирателей на выбранных ими же лиц, можно говорить о преобладании в настоящий момент императивных методов управления общественными процессами. Между тем, правовое и гармоничное развитие российского общества возможно не только с помощью авторитарных методов, но и на основе усиления демократических начал и институтов.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
- Всеобщая декларация прав человека принята резолюцией 217 А (3) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. // СПС Консультант плюс
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [№ 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом № 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // СПС Консультант плюс
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)//в "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
- Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 03.07.2018)"О политических партиях"//"Собрание законодательства РФ", 16.07.2001, N 29, ст. 2950,
- Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1(ред. от 30.10.2018)"О прокуратуре Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 20.11.1995, N 47, ст. 4472
- Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 11.10.2018) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"//"Собрание законодательства РФ", 21.06.2004, N 25, ст. 2485,
- Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1(ред. от 12.11.2018)"О статусе судей в Российской Федерации"//"Российская газета", N 170, 29.07.1992
- Постановление Конституционного Суда РФ от 12.02.1993 № 3-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 28 октября 1992 г. № 1308 «О мерах по защите конституционного строя Российской Федерации» // СПС Консультант плюс
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 № 11 (ред. от 03.11.2016) «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» // СПС Консультант плюс