Файл: Политические права и свободы гражданина в Российской Федерации..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 1237

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. В современном обществе особое внимание уделяется защите прав и свобод человека и гражданина, представляющих собой полномочия личностного, правового, социально-экономического и духовного характера, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность людей. Внимание к правам человека появилось еще во времена античности, когда человек стал задумываться о морально-нравственных и социальных принципах общественного устройства, необходимости защиты этих принципов в равном соотношении для каждого человека. Однако окончательно институт защиты прав и свобод человека и гражданина сформировался гораздо позже, пройдя сквозь суровые религиозные догматы средних веков, первоначальные правовые концепции эпохи возрождения, попытки правового регулирования прав в новом времени.

Одним из неотъемлемых элементов политической и правовой реформы, проходящей в Российской Федерации, является переход от формально - догматического подхода к правовому регулированию народовластия к реальному и объективному. Как известно, основу народовластия составляют политические права и свободы граждан и механизм их реализации.

В настоящее время механизм реализации политических прав и свобод в РФ только формируется и во многом не совершенен. Современное законодательство РФ внесло значительные изменения в систему гарантий реализации политических прав и свобод, в связи с чем теоретическое исследование данного законодательства и практики его применения в настоящее время становится все более актуальным.

Важно заметить, что в юридической литературе по политические права и свободы многократно становились предметом исследований, в то же время существуетмножество неисследованных вопросов, связанных, в частности, с реализацией отдельных видов указанных прав и свобод, с совершенствованием их гарантий.

Степень научной разработанности темы. Наиболее весомый вклад в разработку проблемы реализации политических прав и свобод внесли следующие правоведы:Афанасьева С.А., Афонин М.В., Аюшева С.А., Николаев Б.В.,,., Курячая М.М., Лебедев А.В., Мамошин В.И., Мирская Т.И., Рафикова Г.Х., Садиков А.А., Хазикова А.В., Галунский И.И., Хазов Е.Н. и др.

Объект данного исследования - политические права и свободы человека и гражданина в РФ.

Предмет исследования - механизм реализации политических прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Цель данного исследования - проанализировать основные проблемы реализации политических прав и свобод человека и гражданина в РФ и предложить направления их решения.


Задачи исследования:

  1. проследить процесс становления и развитие института политических прав и свобод в России;
  2. охарактеризовать сущность и виды политических прав и свобод человека и гражданина в РФ на современном этапе;
  3. исследовать механизм реализации политических прав и свобод человека и гражданина РФ;
  4. проанализировать практику реализации политических прав и свобод человека и гражданина в РФ;
  5. процесса реализации политических прав в РФ на современном этапе.

Методы исследования. При изучении политических прав и свобод граждан применялся диалектический метод; применялись общенаучные и частные научные методы: исторический метод, анализ, синтез, системный подход, метод определения и деления понятий, статистический метод, сравнительный анализ, методы юридико-аналитической обработки нормативного материала.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Политические права и свободы человека и гражданина в РФ на современном этапе

Становление и развитие института политических прав и свобод в России

Развитие современных демократических государств невозможно без предоставления широкого круга политических прав и свобод гражданам. Система публично-политических прав в России складывалась постепенно. Перечень политических прав и свобод постоянно увеличивался от одной российской конституции к другой. Эволюцию системы публично- политических прав граждан России можно условно разделить на два этапа: советский и современный.

Советский этап положил начало формированию политических прав. Уже первая Конституция РСФСР 1918 года закрепляла за гражданами некоторые политические права. В их число входили право свободно устраивать собрания, митинги, шествия, а также предоставлялось избирательное право. Но в условиях становления нового политического строя эти права были сильно ограниченны. Так избирательная система отражала сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране. Избирательным правом могли пользоваться только трудящиеся.

Конституция РСФСР 1925г. в сфере предоставления гражданам политических прав и свобод практически ничем не отличалась от Конституции 1918г. Однако она все же дополнила перечень политических прав свободой организаций и объединения. Но права по-прежнему предоставлялись не всем. В целом продолжался процесс «отсеивания» чуждых элементов из системы управления государством[1].


Конституция РСФСР 1937г. была намного демократичней предыдущих, в ней признавалось равноправие всех граждан, во всех сферах жизни, в том числе и в общественно-политической. Кроме того, гражданам предоставлялись свобода слова, печати, также сохранялись свобода собраний и митингов, шествий и демонстраций. Гражданам РСФСР обеспечивалось право объединения в общественные организации. Главная новелла данной Конституции в сфере предоставления политических прав и свобод - предоставление всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Но, несмотря на предоставление столь демократического права, в условиях тоталитарного режима и однопартийной системы происходил жесткий отбор кандидатов со стороны партийных органов, а выборы были безальтернативными.

Наиболее полный объем прав за период существования советской власти предоставляла Конституция 1978г. В ней провозглашалось, что граждане РСФСР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод. Однако нельзя назвать перечень политических прав и свобод исчерпывающим. В новой Конституции к уже существующим правам и свободам добавились новые. Теперь каждый гражданин мог беспрепятственно выражать свои мнения и убеждения. Также граждане могли принимать участие в обсуждении и принятии законов, во всенародных обсуждениях и голосованиях. Данная Конституция закрепила право граждан вносить предложения и жалобы в государственные органы. Однако реальный характер эти права стали приобретать лишь со второй половины 80-х годов .

В целом можно заключить, что в советский период публично- политические права и свободы в реальной жизни лишь провозглашались, а фактически оставались в тени. В большинстве случаев политические права и свободы практически не реализовывались, кроме того, часто нарушались государственными органами. Свобода слова и убеждений была практически нереализуема в рамках существования жесткой цензуры. Свобода собраний и объединений тотально контролировалась со стороны государства. А избирательные права носили явно недемократичный характер: сначала они являлись не всеобщими и открытыми, а затем безальтернативными.

Современный этап развития системы публично-политических прав граждан начался с принятия 12 декабря 1993г. всенародным голосованием Конституции РФ[2] и продолжается по сей день. Конституция провозглашает Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Это и обусловило предоставление гражданам широкого круга политических прав и свобод. К политическим правам и свободам по Конституции РФ относятся: свобода мысли и слова; право на информацию; право на объединение; право на проведение публичных мероприятий, право на участие в управлении государственными делами; право на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.


Данные права и в большей степени политическая обстановка в стране позволяют гражданам все активнее участвовать в публичном управлении, путем реализации своих конституционных прав и свобод. Все политические права гарантированы государством. В дальнейшем политические права и свободы граждан, их гарантии конкретизируются в иных нормативных правовых актах РФ. Но, все же, стоит отметить, что зачастую многие политические права ограниченны. Сохраняются ограничения и появляются новые формы и процедуры нарушений политических прав граждан.

Система публично-политических прав граждан России еще далека от совершенства и продолжает эволюционировать в наше время. Начало развития политических прав в России происходило в условиях становления новой политической системы, в рамках формирования социалистического государства. На современном этапе возникла необходимость реформирования системы политических прав граждан и приведения ее в соответствие с демократическими принципами. И этот процесс весьма противоречив: с одной стороны возрастает роль политических прав в жизни граждан России, а с другой - граждане не всегда могут в полной мере осуществлять свои политические права[3].

1.2. Сущность политических прав и свобод человека и гражданина

Многоплановость прав и свобод человека выступает основанием для их разделения по видовому содержанию. Традиционно критерием такого разделения являются основные сферы общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, экологическая и духовная.

Следует отметить, что какой из критериев классификации прав человека и гражданина ни был бы избран, он является взаимосвязанным и взаимообусловленным с другими возможными критериями и позволяет сделать акцент на изучении отдельного их аспекта, остановиться на анализе одной из сторон целостного содержания прав человека и гражданина.

Политические права человека в полной мере не могут осуществляться без надлежащего обеспечения гражданских, экономических и социальных прав, поскольку в таком случае они не сопровождаются соответствующими материальными, экономическими и социальными благами. С другой стороны, политические права граждан являются условием функционирования всех других видов прав, так как они являются органической основой системы демократии и выступают как ценности, которыми власть должна ограничивать себя и на которые должна ориентироваться. Поэтому во взаимопроникновении отдельных прав и свобод человека заложен важный функциональный механизм их осуществимости[4].


Политические права позволяют гражданам влиять на деятельность субъектов политической системы, принимать участие в политической жизни. Современные определения политических прав человека сводятся, в основном, к возможностям активного участия граждан в управлении государственной и общественной жизнью. Поэтому представляется возможным разделить их на две соответствующие группы:

  1. правомочия по участию в формировании и функционировании публично-властного механизма;
  2. правомочия по участию в жизни общества (право на ассоциации, свобода слова, свобода демонстраций) .

Таким образом, политические права охватывают сферу публичных интересов гражданина и тесно связаны с понятием политической свободы.

Политические права и свободы, определяемые как важнейшая категория субъективных прав и свобод гражданина, также рассматриваются «как обеспеченная человеку законом и публичной властью возможность участия (как индивидуально, так и коллективно) в общественно- политической жизни государства и осуществлении государственной власти». Это означает, что политические права могут быть как индивидуальными, так и коллективными.

Политические права и свободы формируют условия для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. Незыблемость устоев конституционного строя, его демократизм, уровень политической культуры у граждан во многом зависит от того, в каком состоянии находятся политические права и свободы. При этом политические права и свободы функционируют на фоне личных прав и свобод, взаимодействуя с ними с опорой на уважение к человеку .

Среди основных признаков политических прав необходимо выделить следующие:

  • политические права являются всеобщими, поскольку возможность их осуществления должна быть у каждого представителя человечества;

-они являются субъективными правами, так как наряду с другими, гарантированы государством и закреплены в правовых нормах;

-они являются естественными правами в связи с тем, что принадлежат человеку от рождения, неотъемлемы и независимы ни от чьей либо воли;

-имеют тесную связь с гражданством государства, так как обычно признаются за гражданами конкретного государства;

они определяются возможностью участия как индивидуально, так и коллективно в общественно-политической жизни государства, его управлении и свободой развития личности;

-могут иметь коллективный характер реализации; не относятся к числу абсолютных прав;