Файл: Политические права и свободы гражданина в Российской Федерации..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 1229

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особое значение данный вопрос приобретает в отношении реализации политических прав и свобод граждан. Так, к примеру, при отсутствии необходимых условий для реализации права граждан на участие в управлении государственными делами, вполне вероятно отсутствие данных условий для реализации и иных не менее важных конституционных прав и свобод личности.

Безусловно, основная роль в обеспечении политическихправ и свобод граждан принадлежит государству и праву. Однако, как показывает практика, не всегда государство в полной мере выполняет свой долг перед гражданами, что ведет к актуализации проблемы соблюдения политических прав и свобод граждан. Способность иметь политические права и гражданские свободы образуют политическую и гражданскую правоспособность и дееспособность гражданина. Никто не может быть ограничен в политических правах и гражданских свободах, иначе как в прямо предусмотренных законом случаях.

Необходимо не только провозглашение в Конституции РФ прав личности, но и их материализация, то есть реальное получение того блага, которое составляет содержание данного права, т.е. его реализация.

В научной литературе под реализацией политических прав и свобод граждан понимается определенный правовыми нормами процесс, который обеспечивает каждому гражданину те материальные и духовные блага, которые лежат в основе принадлежащих ему субъективных прав, а также защиту этих прав от любых посягательств.

Реализация политических прав и свобод - это правомерная деятельность гражданина, направленная на практическое использование гарантированных правовыми нормами возможностей, в результате чего он получает различные материальные, духовные и иные блага для удовлетворения, прежде всего личных и, в известной мере, общественных интересов и потребностей.

Вопрос о структуре механизма реализации политических прав граждан в юридической науке также является дискуссионным. С точки зрения Г.Х. Рафиковой, механизм реализации прав граждан включает две подсистемы:

  1. обеспечение реализации прав и действий граждан по пользованию благами, закрепленными правами. То есть, основными элементами следует указать: осуществление, или непосредственная реализация права;
  2. обеспечение непосредственной реализации права[19].

Само понятие «механизм» в юридической наукеисследуется с разных сторон. У правоведов нет единого мнения и в толковании категории «механизм реализации прав и свобод граждан».


А.С. Мордовец, анализируя структуру социально-юридического механизма, указывает, что «в качестве элементов подсистемы механизма социально-юридического обеспечения прав человека следует назвать: «механизм охраны», «механизм защиты», «механизм восстановления нарушенных субъективных прав», а также «механизм воспитания»[20].

В данной работе под механизмом реализации политических прав и свобод граждан будем понимать систему правовых и организационных способов, форм, методов и средств обеспечения этих прав и свобод, основанную на совокупности норм национального права, общепризнанных принципов и норм международного права, системе органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также системе специализированных органов международного контроля за соблюдением прав человека.

Нормативно-правовая база государственной охраны основных прав и свобод человека и гражданина имеет сложную структуру, содержащую разнообразные по характеру, содержанию и назначению акты, посредством которых регулируются те или иные общественные отношения.

Основой системы нормативно-правовых актов, закрепляющих политические права и свободы граждан РФ, является Конституция Российской Федерации, которая открывает первый уровень многоуровневой конструкции федерального законодательства. Вместе с Конституцией РФ в нормативно-правовую базу механизма реализации политических прав и свобод граждан входят международный правовые акты, которые в соответствии с п.4 ст. 15 Конституции РФ являются частью национальной правовой системы России.

Однако реальное положение гражданина далеко не всегда соответствует правовому, поскольку большинство норм права, закрепляющих основы правового статуса личности, напрямую связаны с политикой, идеологией, социально-экономическим строем, его национальными, историческими и иными особенностями .

Юридический механизм условий реализации и средств защиты политических прав и свобод человека и гражданина включает следующие элементы:

-правовые нормы, закрепляющие политические права, свободы человека и гражданина и возможности их защиты, систематизированные в правовые институты различных отраслей права (избирательное право);

-юридические факты, которые влекут возникновение или прекращение данного права, а иногда его ограничение;

-деятельность специально уполномоченных органов и субъектов по формированию и поддержанию необходимых условий для реализации политических прав и свобод личности;


-непосредственно деятельность суда, правоохранительных органов и других органов, общественно-политических организаций, призванных защитить политические прав и свободы личности от посягательств;

-специальные юридические процедуры, позволяющие фактически реализовывать политические права и свободы, собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, либо защитить человека и гражданина;

-уровень правовой культуры всего социума и микросреды, в которой гражданин реализует свои политические права и свободы, а также уровень правовой культуры самого носителя права;

-институт юридической ответственности за деяние, влекущее противоправное ограничение либо прекращение данного права .

Эффективная реализация юридического механизма возможна только в случае успешного функционирования всей совокупности указанных элементов.

Каждое из политических прав человека и гражданина проходит в своем развитии 4 основные стадии: стадию возникновения, стадию готовности к реализации, стадию непосредственной реализации и стадию прекращения. Большинство политических прав и свобод человека и гражданина проходят все указанные стадии в процессе своего существования.

Однако есть ряд различий в стадиях реализации каждого из элементов.

Вехами в определении порядка реализации политических прав и свобод, его стадий выступают юридические факты. Юридическим фактом, влекущим возникновение политических прав и свобод человека и гражданина, является его рождение, достижение определенного возраста в целях реализации политических прав избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Однако говорить о появлении конкретного субъекта данного права можно только в случае наличияважного юридического условия — рождения, что определяется существующими медицинскими критериями. Что же касается политических прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства, то они возникают с момента их появления на территории того или иного государства .

Кроме того, политические права и свободы реализуются в процессе исполнения специально уполномоченным лицом действий, направленных на защиту этих прав и свобод, являющихся его должностной обязанностью, в частности, это Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (например, при проведении выборов или рассмотрении жалобы на нарушения политических прав и свобод и т.п.).

Юридическим фактом, прекращающим политические прав и свобод человека, является утрата гражданства и выезд на постоянное место жительства в другое государство или физическая смерть[21].


Несколько иной процесс реализации имеют такие права, как право на свободное распоряжение своими политическими правами и свободами. В качестве блага, обеспечиваемого данным правом, выступает свобода действий человека. Законодатель связывает возникновение субъективного права с юридическим фактом, в качестве которого выступает достижение лицом определенного возраста для реализации своих политических прав и свобод.

Важным юридическим условием наличия у субъекта таких форм политических прав и свобод, как занятие определенными видами профессиональной деятельности, является его дееспособность.

В большинстве случаев реализация политических прав и свобод зависит от самого человека, он сам определяет необходимость такой реализации и ее порядок, сам принимает организационные меры для осуществления права, например, при избрании его в органы государственной власти и органы местного самоуправления или выборе профессии участвовать в отправлении правосудия.

Наряду с подобным «инициативным порядком» реализации прав и свобод существует и порядок процедурно-правовой, при котором закон с той или иной степенью определенности устанавливает процедуру реализации политических прав и свобод, последовательность действий самого носителя права и обязанных субъектов, а также непосредственное содержание этих действий.

Реализация человеком своих конституционных политических прав и свобод — это процесс, которому присуща довольно большая степень самостоятельности человека, как и при определении способов и средств осуществления данного политического права. Эффективность деятельности юридического механизма реализации политических прав и свобод человека в значительной мере обусловлена особенностями, характеризующими правовую культуру как самого субъекта права, так и иных лиц, способных воздействовать на процесс реализации .

2.2. Формы реализации политических прав и свобод человека и гражданина в РФ

Степень реализации политических прав и свобод зависит от установленного в государстве политического режима. Если рассматривать демократию, то права и свободы человека, предоставляются настолько максимально, насколько это возможно. Авторитаризм отличается формальным наличием политических прав (например, проводятся выборы в законодательные органы власти), однако они носят лишь условный характер. При тоталитаризме политические права вовсе отсутствуют, зачастую они никоим образом даже не регламентируются.


Россия - демократическое государство, для которого реализация прав и свобод человека является долгом. Вышеизложенный тезис можно проследить в ст. 2 Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Таким образом, государство наделяет каждого представителя общества правами и свободами (в том числе и политическими), а также гарантирует их охрану[22].

Многие современные политические институты гражданского общества возникли или были формализованы в связи с юридическим закреплением отдельных политических прав и свобод. Например, генезис представительных органов был бы невозможен без предоставления гражданам избирательных прав, а публичное функционирование политических партий — без гарантии права собраний. Обогащение и пересмотр содержания уже существующих прав и свобод граждан также являются источниками продуцирования новых институциональных форм взаимодействия общества и государства. Так, институт представительства групповых интересов на уровне государственной власти (лоббизм) является следствием развития права на участие граждан в управлении государством.

Таким образом, каждый демократический институт можно рассматривать как форму реализации прав и свобод граждан, который создаёт объективные условия и возможности для их участия в политической сфере. Институциональный дизайн в каждом конкретном случае позволяет говорить о качественных характеристиках политической субъектности индивидуальных и коллективных акторов. Но при этом надо отметить, что нормальное функционирование современных демократических институтов невозможно без реализации всего спектра политических прав (свободы слова, отсутствия дискриминации в политике, политического и идеологического плюрализма, реальных возможностей осуществлять государственное и муниципальное управлении, участвовать в законотворческом и избирательном процессе). Умаление хотя бы одного права рассматривается как деформация демократического строя, симулирование народовластия[23].

В современный период ещё одним источником появления новых политических форм реализации прав граждан становятся электронные технологии, которые позволяют снимать ряд объективных ограничений в использовании политических прав, меняют структуру взаимоотношений между властью и обществом, расширяют возможности прямого участия в политике для каждого гражданина.