Файл: Публичная власть (Характеристика систем разделения властей в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, обеспечивается прозрачность деятельности советов, в состав которых теперь могут войти лидеры общественного мнения, эксперты и специалисты нужной области, исключительно по представлению общественных объединений и иных негосударственные некоммерческие организаций (согласно ст. 13 Закона об общественном контроле). Однако процесс обновления советов еще не завершен. И однозначно сказать об эффективности нового принципа, можно будет спустя некоторое время.

В ходе реализации Закона об общественном контроле был выявлен недостаток - отсутствие ответственности и обязанности проверяемых государственных структур реагировать на результаты проверок.

Таким образом, результаты по итогам проверок общественного контроля, в отличие от результатов проверок государственных структур, носят рекомендательный характер. В связи с этим, необходимо закрепить в Законе об общественном контроле обязанность и ответственность государственных и муниципальных органов принимать соответствующие меры по итогам общественных проверок, что позволит решить проблемы в разных сферах деятельности государства.

Еще одной проблемой в ходе осуществления общественного контроля является коррупциогенный фактор: фактический подкуп и шантаж лиц, непосредственно осуществляющих контроль, с целью сокрытия ими истинной информации о проверке и дальнейшего неразглашения выявленных фактов нарушения.

Согласно п.5 ч.2 ст. 10 Закона об общественном контроле итоги проведения общественного контроля, не зависимо от их формы, подлежат процедуре обнародования, что и обеспечивает смысл и цель осуществления общественного контроля.

Так, важным политическим актором общественного контроля выступает общероссийский народный фронт (далее ОНФ), который полноценно обеспечивает общественный мониторинг и общественный контроль за деятельностью властей различного уровня и способствует обеспечению общественной подотчётности деятельности власти и оценивает эту деятельность с точки зрения справедливости.

Например, по итогам регионального «Форума действий» Вологодский штаб ОНФ направил губернатору области предложения. Так, по итогам рабочей группы «Общество и власть: прямой диалог» активисты рекомендовали разработать механизм общественного контроля за областными и муниципальными расходами, превышающие 50 млн. руб.

Помимо проблем в ходе реализации общественного контроля можно выделить ряд положительных моментов. Например, несмотря на коррупциогенный фактор, общественный контроль – в первую очередь инструмент независимой и открытой экспертизы всех решений и действий различного уровня власти. Примеров честной, прозрачной и открытой деятельности общественных контролёров достаточно много. Таким образом, общественный контроль позволяет выстроить открытый диалог между представителями власти и обществом, что позволяет решать насущные проблемы государства.


Актуальность общественный контроль приобретает из-за экономического кризиса. Так, в Правительстве РФ обсуждался вопрос о сокращении расходов бюджета, а применение функции общественного контроля позволит с максимальной выгодой сохранить бюджетные средства. Например, выполнение региональными общественными палатами функций общественного контроля, позволяющей разобраться по итогам проверок в целесообразности и эффективности расходования бюджетных средств главами регионов и городов.

Таким образом, реализация общественного контроля позволит оказать неоценимую помощь и поддержку в реализации государственной политики.

По результатам исследования, можно сказать о том, что общественный контроль начинает набирать обороты. Так как в отдельных случаях он самостоятелен (нет срока проверок, нет регламентации количества проверок, самостоятельность в плане выбора объекта контроля и т.д.), а в некоторых выступает в качестве дополнения к контрольной деятельности государственных органов (использование общественного контроля в качестве надзора за бюджетными средствами в регионах).

Реализация общественного контроля позволяет задействовать демократические механизмы, тем самым привлекая и побуждая гражданское общество к участию и диалогу.

2.2 Общественный контроль за соблюдением открытости информации о деятельности публичной власти

Общественный контроль рассматривается в современной науке как базовая форма реализации принципа народовластия и способ привлечения граждан к управлению обществом и государством. Права граждан на участие в государственномуправлении и доступ к информациио деятельности публичной властиявляются фундаментальными правами, признанными международными соглашениями и конвенциями. Открытость информации о деятельности публичной власти являетсябезусловным ключевым элементомдемократического государства.

Специфика развития российскогообщества связана с тем, что Россияостается страной развивающейсядемократии. И, как свидетельствует история народовластия, его развитию, как и любому развитию вообще,в полной мере присущи внутренняяпротиворечивость, неравномерность,чередование фаз поступательного ипопятного движения.


Между тем в современном обществе все более отчетливо осознается необходимость создания эффективного общественного контроля задеятельностью публичной власти.

Медленно, но неуклонно в обществеформируются механизмы общественного контроля, направленныена повышение открытости и подотчетности публичной власти.

Потребность в эффективном общественном контроле обусловленареформированием (модернизацией) государственного управления, сопровождающимся постоянным ростом бюрократии, рисками должностных злоупотреблений, борьбой с коррупцией, повышением качества реализации государственныхфункций и оказанием государственных услуг.

Современному государству всесложнее реагировать на множествообщественных запросов, что приводит к обострению социальных конфликтов. Решить эту проблему могут лишь эффективные обратные связи. Общественный контроль может и должен стать той внешнейопорой, рычагом и системой обратной связи, который обеспечит целостность, сбалансированность процессов преобразования и конечныйуспех проводимых государством реформ.

В связи с этим сегодня для юридической науки особенно актуальна задача формулирования современной теории общественного контроляза деятельностью публичной власти,отражающей тенденции усилениявлияния институтов гражданскогообщества на государство. Необходимо отметить, что современные научные исследования, посвященные общественному контролю, проводятсяне только юридической наукой, но и политической, социальной, экономической, при этом в юридическойнауке они носят многоотраслевой имногоаспектный характер.

Наблюдается несколько основных концептуальных направленийрассмотрения данной категории. Общественный контроль рассматривается как вид социального контроля; как конституционно-правовой институт; как функция гражданскогообщества, реализуемая в деятельности граждан и институтов гражданского общества в отношении органовпубличной власти; как способ обеспечения законности и правопорядка, а также противодействия коррупции и др.

Многообразие существующих подходов в изучении понятияобщественного контроля объясняется широкой сферой правового регулирования данного института и наличием особого признака общественной контрольной деятельности - универсальности.

По своей природе общественный контроль обособлен от контрольной власти государства и осуществляется на основе самоорганизации граждан и по их собственной инициативе.

В России общественным контролем по собственной инициативе занимаются, как правило, некоммерческие организации, включая неправительственные правозащитные организации. Что касается таких субъектов общественногоконтроля, как общественные палаты федерального, регионального иместного уровней, общественные советы при федеральных и региональных органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественные наблюдательные комиссии и др., то их создание,как известно, инициировано государством.


Для них государство создает особые условия, одновременноограничивая их самоуправленческиевозможности. В перспективе даннаяспецифика развития российского общественного контроля содержит потенциальный риск их чрезмерногоогосударствления и формализации,что, возможно, приведет к профанации сути общественного контроля и, как следствие, может вызвать негативную реакцию в обществе. Толькоэкономически и политически свободные граждане и их объединения способны обеспечить эффективный, независимый и реальный контроль задеятельностью публичной власти.

К особенностям общественногоконтроля относится то, что его результаты и последствия не влекуткакой-либо ответственности длядолжностных лиц органов публичной власти, поскольку они имеют только рекомендательный характер. Исключение составляют ситуации, когда субъектами общественного контроля обнаружены факты нарушений законодательства, которые передаются соответствующимконтролирующим государственнымструктурам и могут быть основаниями для дальнейшей проверки законности принятых решений или изданных контролируемым органом актов,его действий (бездействия).

Некоторые исследователи такие ситуацииотносят к основному назначению общественного контроля - выявлениюнарушений действующего законодательства со стороны органов публичной власти. Однако такой подход, существенно сужает сферу действия общественногоконтроля.

Для контроля за публичной властью необходима открытость информации о ее деятельности. Поэтому к одной из основных задач общественного контроля относится контроль за соблюдением открытостиинформации о деятельности публичной власти. В связи с этим уместнонапомнить, что основополагающимпринципом организации публичнойвласти является гласность, котораяобеспечивается открытостью информации о ее деятельности.

Проблему открытости публичной власти необходимо рассматривать исходя изпостулата, что обеспечение открытости информации -это преждевсего вопрос доверия общества и егограждан к органам власти. Очевидно, что открытость органов публичной власти позволяет ей создаватьсреду открытого диалога с гражданами и, таким образом, обеспечиватьвысокий уровень доверия со стороны граждан, привлекая широкое внимание к вопросам государственного управления и вовлекая граждан в совместный поиск решений проблем. Поэтому обеспечение открытости информации о деятельностипубличной власти является одной из самых важных сфер общественного контроля.


На необходимость повышения открытости всех сфер государственного управления, а также создания эффективного общественного контролянеоднократно обращало внимание руководство нашей страны, была создана широкая нормативная правоваябаза, регламентирующая вопросы общественного контроля, Правительством РФ была принята Концепцияоткрытости федеральных органов исполнительной власти, направленнаянаповышение прозрачности и подотчетности власти и удовлетворенностиграждан качеством государственного управления, расширение возможностей непосредственного участияобщества в разработке и экспертизерешений органов власти, качественное изменение уровня информационной открытости министерств и ведомств, развитие механизмов общественного контроля.

Нормативное оформление праваграждан на доступ к информации одеятельности публичной власти содержится в федеральных законах«Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местногосамоуправления» и «Об обеспечениидоступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Так, Федеральным законом «Обобеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» установлена активная обязанность органов власти публиковать в СМИ и в сети Интернетподробную информацию о своей деятельности, в том числе статистические данные, а также сведения об использовании выделяемых бюджетных средств. Наличие в свободном доступе перечисленных сведений дает гражданам возможностьсоставить представление об эффективности осуществления государственным органом возложенных нанего функций. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» закрепляет правовые (процессуальные) средства реализации принципа гласности в осуществлении правосудия.

Доступ к информации о деятельности судов обеспечивается следующими способами:

  • присутствием физических и юридических лиц, в том числе общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, в открытом судебном заседании;
  • обнародованием (опубликованием) информации о деятельности судов в средствах массовой информации;
  • размещением информации о деятельности судов в сети Интернет;
  • размещением информации о деятельности судов в занимаемых судами помещениях; ознакомлением пользователей с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах;
  • предоставлением по запросу информации о деятельности судов. К примеру, в сети Интернет функционирует государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС Правосудие), где размещены сведения обо всех судебных делах, а также тексты судебных актов, за исключением судебных актов по делам, рассмотренным в закрытом судебном заседании.