Файл: Публичная власть (Характеристика систем разделения властей в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ
1.1 Понятие и сущность органов публичной власти
1.2 Характеристика систем разделения властей в Российской Федерации
2 ИССЛЕДОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ
2.1 Общественный контроль: перспективы развития и современное состояние
2.2 Общественный контроль за соблюдением открытости информации о деятельности публичной власти
Существует негласная точка зрения, согласно которой главу государства именуют четвертой ветвью власти, но официально это нигде не отражено. Большинство практикующих юристов настаивает на том, что президент является частью исполнительной власти, поскольку именно он контролирует государственную политику, силовые ведомства, а также функционирование большого количества программ. Конституция же прямо говорит о том, что в России нет такого термина, как глава исполнительной власти, поэтому относить главу государства туда - не совсем корректно.
Систему разделения властей в РФ характеризует самостоятельность каждой из ее ветвей. Особенно ярко выражено это у законодательной власти, которая занимается тем, что инициирует нововведения в существующие нормативные акты, а также устраняет те из них, что на сегодняшний день являются устаревшими или неактуальными. Государственные органы, находящиеся в юрисдикции данной власти, могут корректировать налогообложение, государственный бюджет, ратифицировать международные договора и т. д. В Российской Федерации данная ветвь власти выражена в виде Государственной думы и Совета Федерации, в регионах вопросы решаются с помощью законодательных собраний [4].
Огромное значение будет оказывать форма правления. Если речь идет о парламентской, то законодательная власть становится верховной, и получает право даже назначить президента собственной страны, при этом последний выполняет «декоративную» роль, появляясь лишь на светских раутах.
Если же речь идет о президентской форме, здесь ситуация меняется - парламент избирается жителями страны отдельно от президента.
Задача парламента - фильтровать большое количество законодательных актов и проектов, которые предлагаются к рассмотрению главе государства. Последний, кстати, имеет право распустить существующее собрание, и объявить о запуске нового созыва [9].
Систему разделения властей в РФ характеризует своеобразное сочетание законодательной власти с исполнительной. Вторая необходима для того, чтобы Конституция и законы, принятые на благо страны, постоянно исполнялись, удовлетворяя таким образом интересы, требования и запросы общества. Реализация данной власти заключается в использовании государственных методов и административных средств, необходимых для соблюдения прав жителя Российской Федерации.
В состав данной ветви входят федеральные агентства, службы и различные министерства.
Состав данных органов определяется с помощью выборов, в которых принимают участие все желающие граждане России. Коренное отличие данной власти в том, что она сама ничего не созидает, ее главная задача - исполнение и контроль.
Впрочем, у нее есть и свои преимущества, например, именно она обладает большим количеством материальных ресурсов и полномочий, которые могут быть реализованы принудительным путем по отношению к нарушителям законодательных актов.
Еще одна особенность - систему разделения властей в РФ характеризует подчинение судов парламенту. И в самом деле, вся система судебных органов обязана контролировать исполнение нормативных и законодательных актов, в связи с чем ее сотрудники должны быть обязательно ознакомлены с ними, а без дополнительного знакомства с парламентом здесь совершенно не обойтись [2].
Судебная власть необходима для использования мер уголовного характера по отношению к гражданам РФ, виновным в совершении какого-либо преступления. В юрисдикцию данной ветви власти также входит разрешение правовых тяжб между двумя и более резидентами РФ, а также рассмотрение дел, связанных с противоречиями в существующем законодательстве. Достаточно частыми являются случаи, когда судьи дают самостоятельное толкование существующих правовых норм, при этом не учитывается тот процесс, который им исполняется. Суды также помогают добиться признания фактов или даже укрепления правового статуса, если вопрос не выходит за компетенции юристов.
Отдельно стоит отметить главный принцип, согласно которому систему разделения властей в РФ характеризует подчинение судей федеральному органу - строгий контроль. В том случае, если работа судов будет осуществляться без него, начнут появляться нарушения в их работе, будут выноситься несправедливые приговоры, и т. д. [16]
Систему разделения властей в РФ характеризует четкая структура, о которой должны знать абсолютно все граждане государства. Так, в подчинении непосредственно у Президента страны находятся его администрация, Совет Безопасности РФ и Государственный совет. С точки зрения законодательной власти высшим звеном ступени является Федеральное собрание, в которое входят Госдума и Совет Федераций.
Главное ведомство исполнительной власти - Правительство Российской Федерации, которому, в свою очередь, подчиняются министерства, службы и агентства федерального типа.
Судебная власть подразделяется на две ветви: федеральную судебную и судебную по субъектам страны.
К первой следует относить Конституционный, Верховный и Верховный Арбитражный суды РФ, а ко второй - институты мировых судей и конституционно-уставные суды.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что систему разделения властей в РФ характеризует тотальный контроль всех соответствующих органов. Однако следует отметить, что помимо государственной власти существует еще и местная. Ее работа также оговорена самым главным документом страны - Конституцией Российской Федерации.
К ней следует относить руководителей городских и сельских поселений, которые в то же самое время являются гарантом власти и обязаны подчиняться федеральным законодательным нормативным актам.
В том случае, если глава вашего населенного пункта ведет себя неподобающе и его действия нарушают действующие законы, вы имеете полное право обратиться с жалобой в вышестоящие инстанции [7].
Горизонтальная иерархия кажется достаточно простой, но если отвечать на вопрос о том, что характеризует систему разделения властей в РФ, одним из пунктов ответа будет - деление властей «по вертикали».
Под этой фразой следует понимать, что использующаяся центральная структура повторяет себя на каждом из уровней. Например, местные власти должны также определять в своих регионах представителей законодательной, исполнительной и судебной власти, и контролировать их дальнейшую работу.
Все субъекты РФ словно копируют государственную иерархию - в них действуют собственные территориальные органы власти, имеются даже представители администрации Президента, имеются даже такие структуры, которые официально нельзя отнести к основным ее ветвям. Данный принцип работы используется не только в Российской Федерации, но и в других зарубежных странах, например, Франции.
Систему разделения властей в РФ характеризует подчинение и тотальный контроль всех ее ветвей друг над другом. И в самом деле, исполнительная власть не может качественно осуществлять свою работу, если нормативы, которые были придуманы законодательной ветвью, не соответствуют текущему законодательству.
Данная методика соответствует понятию правового государства, в котором все деятельность, которая им осуществляется, подчиняется целому ряду фундаментальных принципов, направленных на сохранение прав, достоинства и защиты граждан.
Это понятие является противоположностью по отношению к произволу, деспотизму, диктатуре, а также отсутствию правопорядка в принципе. Одна из его целей - ограничивать и направлять сам процесс осуществления власти в стране, не принижая важность тех специалистов, которые имеют к ней отношения.
Таким образом, если вам задают вопрос о том, что же характеризует систему разделения властей в РФ, ответ ваш должен быть максимально простым и понятным - наличие правового государства.
При использовании такого алгоритма существования страны у всех должно быть сформировано представление об ожиданиях по отношению ко всем субъектам, защищаемым с точки зрения юриспруденции.
Мораль, справедливость, равенство, свобода, права и достоинства граждан должны находиться под охраной, в противном случае власть утратит свои полномочия.
Однако кроме президента существуют и другие органы власти, которые не соответствуют трем основным ветвям.
Например, полномочный представитель президента, его функционал заключается в активном взаимодействии с законодательными, судебными и исполнительными органами [20].
Еще один государственный орган - Центробанк РФ, его высшее руководство выбирается Госдумой. Финансовая организация обязана контролировать экономическую стабильность государства и рост соответствующего потенциала, а также выполнять эмиссию дензнаков.
При этом банк никак не зависит от прочих представителей государственной власти и работает автономно. Аналогичным образом работает Счетная палата РФ, ее специалисты выбираются Советом Федерации и Госдумой, она призвана контролировать выполнение бюджета на установленный период [6].
Таким образом, можно сказать о том, что систему разделения властей в РФ характеризует существование взаимного контроля каждой из ее ветвей, и этот факт позволяет многим гражданам Российской Федерации надеяться на защиту их прав и интересов.
2 ИССЛЕДОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ
2.1 Общественный контроль: перспективы развития и современное состояние
Формирование гражданского общества в России, построение правового государства, тесно связано с обеспечением конституционных прав и свобод человека и гражданина. Многонациональный народ Российской Федерации реализует свою власть через специальные формы - непосредственную и представительную демократии.
Развитая демократия предполагает не только наличие этих форм и механизмов их взаимодействия, включая сдержки и противовесы, но и требует наличия действенных механизмов участия граждан в ее осуществлении (в том числе - механизмов гражданского контроля), совершенствования институтов публично-правовой ответственности представительных органов и должностных лиц, развития инноваций.
Принцип народовластия, закрепленный в статье 3 Конституции РФ, а также меры и средства реализации данного принципа актуализируют вопросы осуществления общественного контроля над деятельностью органов публичной власти.
Факты негативных последствий бюрократической деятельности органов государственной власти, коррумпированность процессов управления, заинтересованность общества в контроле над должным исполнением принятых решений властными структурами - явили собой необходимость создания института общественного контроля, путем принятия Федерального закона от 21.07.2014 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее Закон об общественном контроле).
Согласно ст.4 Закона об общественном контроле под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки и издаваемых ими актов и принимаемых решений. Действенный контроль как одна из фундаментальных и важных функций управления призван обеспечить эффективность контролируемой деятельности, выявление отклонений, причин их возникновения, путей достижения целей и исправления допущенных ошибок.
Данный институт работает в России чуть больше полутора лет, и говорить о его эффективности преждевременно, однако, на сегодняшний день мы можем сделать промежуточные выводы о его состоянии, качестве функционирования и о проблемах, выявленных в ходе реализации Закона об общественном контроле.
В соответствии с п.1 статьи 9 Закона об общественном контроле одним из субъектов, имеющим право осуществлять контрольные функции в рамках данного Закона об общественном контроле, являются общественные советы при федеральных органах исполнительной власти. Процесс формирования общественных советов не теряет своей актуальности и на данный момент.
Так Президент РФ в августовских поручениях 2014 года к Правительству РФ по итогам встречи с членами Общественной палаты РФ, которая также является субъектом общественного контроля, акцентирует внимание на эффективности правового регулирования отношений, связанных с порядком образования и деятельности общественных советов при федеральных органах исполнительной власти.
Еще Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» была предусмотрена необходимость отказа от формирования общественных советов при органах государственной власти этими же органами. На данный момент запущена череда формирования общественных советов по новому принципу: «двух ключей», где 75% - составляют кандидатуры, отобранные Общественной палатой РФ на конкурсной основе, остальные 25% определяет экспертный совет при Правительстве РФ.