Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса на современном этапе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 245

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нежелание мужчин говорить о своих бедах, попытки преодолеть проблемы самостоятельно приводят к стрессовой ситуации. Умение женщин поплакать, пожаловаться продляет им жизнь. Женщины чаще всего винят в произошедшем себя абстрактно выплескивают эмоции. Мужчины склонны искать причину в ком-то либо в чем-то, но только не в себе. Мужчины в стрессовых ситуациях собранней и хладнокровней. [15, с. 123].

Ребенок постоянная причина стресса для любой матери. Мужчина относится к ребенку иначе не считая его «единым целым» с собой, даже если к нему привязан.Женщины более подвержены страхам и депрессиям. С возрастом они становятся менее организованными и решительными. Женщины активно обсуждают с подругами причины стресса, не стесняется открыто говорить о своей проблеме. Мужчины предпочитает справляться с трудной ситуацией сам[17, с. 125].

Мужчины и женщины с различной интенсивностью и различными способами выражают свои эмоции.Различия в интенсивности выражения эмоций могут быть связаны с тем, что у женщин лицевая активность в целом выше, чем у мужчин. Следует учитывать и тот факт, что мужчины в рамках своей традиционной половой роли склонны к «ограничительной эмоциональности» - минимизации эмоциональной экспрессии.

Гендерные стереотипы ограничивают выражение эмоций, «не свойственных» представителям определённого пола. Проявления печали, депрессии, страха и таких социальных эмоций, как стыд и смущение, рассматриваются как «немужские»; мужчины, проявляющие эти эмоции, оцениваются более негативно по сравнению с женщинами. Выражение гнева и агрессии, напротив, считается приемлемым для мужчин, но не для женщин. Женщины, начиная с подросткового возраста, обнаруживают более выраженную тенденцию к проявлениям депрессии, печали и стыда, чем мужчины. Нельзя сказать, что мужчины не испытывают подобных «немужских» эмоций, однако они стремятся не проявлять их. Детерминация выражения эмоций гендерными нормами подтверждается следующим:различия в выражении эмоций наиболее сильны в социальных ситуациях, наименее когда личность свободна и комфортна в своих реакциях.

Понимание, осмысление эмоций преобладает у лиц женского пола. Женщины по сравнению с мужчинами проявляют большие способности в прочтении изменяющейся социальной информации по лицевой экспрессии и другим невербальным признакам. Возможно, это связано с тем, что у женщин область мозга, обслуживающая процессы, связанные с обработкой эмоциональной информации больше чем мужчины [17, с. 91].


Выраженные гендерные различия в сфере обработки эмоциональной информации обнаруживаются уже в подростковом возрасте. Так, девочки-подростки в целом более эффективно регулируют и контролируют свои чувства, лучше их вербализуют, имеют более богатый тезаурус для описания эмоциональных состояний чем мальчики.

В сущности можно сказать, что реакции мужчин и женщин на стресс во многом разняться не из-за личностных и биологических особенностей, но из-за воспитания, определенных норм общества, которые их с рождения приучают соблюдать. Хотя значения физиологии преуменьшать не следует, в стрессовых ситуациях мужчинам свойственно замыкаться в себе, чтобы в одиночку «переварить» проблему и связанные с ней переживания, тогда как женщин прямо-таки захлестывают эмоции. В такие минуты, чтобы взять себя в руки, мужчинам и женщинам требуются совершенно разные вещи. Мужчине становится легче, когда он принимается за решение проблемы, а женщине - когда она говорит о ней. Непонимание и неприятие этих различий создает ненужные.

Таким образом, многочисленные психологические исследования структуры  совладающего поведения индивидов  с различными гендерными типами выявили, что:для феминного стиля характерным является: поиск  информационной, материальной и эмоциональной поддержки; попытки отстраниться или сформировать позитивный взгляд на стрессовую ситуацию;изменение взгляда на реальность путем фантазийного отреагирования, самообвинения; эмоциональное неконтролируемое поведение; для маскулинного типа характерным является: агрессивное и энергичное поведение для изменения ситуации; готовность к риску и  эмоциональный самоконтроль; нарушение социальных норм и разрушение социальных связей; рациональный подход к жизненным трудностям и отказ от поиска социальной поддержки.

  Как для феминного, так и для маскулинного типа в стрессе характерны как конструктивные, так и деструктивные способы преодоления. К деструктивным стилям преодоления относятся агрессия и избегание.

Краткие выводы к первой главе:

В данной теоретической части исследования «Теоретические основы проблемы гендерных особенностей профессионального стресса в отечественной и зарубежной психологии» нами рассмотрены вопросы: стресс как проблема исследования учеными на современном этапе;профессиональный стресс, виды профессионального стресса, причины его возникновения и протекания; гендерные особенности проявления стресса.

Проанализированы работы Ганса Селье «Стресс без дистресса» три стадии стресса, когнитивная концепция Лазаруса по  копинг-поведению, по клинико-психопатологическим проявлениям стресса Ю.А. Александровского, изыскания Е. Черепановой, различные статистические исследования стресса: причины и уровни стресса у разных категорий людей, О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин, В. Зигерт, Л. Ланг; О.Б. Долгинова и Е.Б. Красная, Д. Хоффельд.


Раскрыты основные формы проявления психологического стресса и связанные с ним поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические изменения, а также субъективные и объективные причины возникновения психологического стресса.

Изучены гендерным особенности поло-ролевых различий в проявлении стресса, понятие гендера и проанализирована концепция Сандры ЛипсицБем.На основе всего этого мы можем перейти к практической части исследования данной проблемы.

2. Практическое исследование и анализ полученных результатов

Цель и задачи эмпирического исследования: выявление стрессовых состояний личности и изучении гендерных особенностей проявления стрессовых состояний. Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:

- использование научных концепции зарубежных и отечественных исследователей, как базы для эмпирического исследования;

- определение психологического пола с помощью диагностической методики «Полоролевой опросник» Сандры Бем (приложение 1);

- выявление уровня реактивной тревожности испытуемых при помощи диагностической методики «Тест реактивной тревожности» Спилбергера (приложение 3);

- определение склонности к развитию стресса диагностическая методика Т. А. Немчина и Тейлора (приложение 5);

- интерпретация и анализ результатов проведенного эмпирического исследования с использованием  методов математической статистики.

Эмпирические методы исследования:беседа, проводилась на начальном этапе исследования и в ходе всего исследования для уточнения результатов диагностических методик; диагностическая методика Сандры Бем. Данная методика была предложена Сандрой Бем (1974) для диагностики психологического пола и определения степениандрогинности, маскулинности и фемининности личности;тест реактивной тревожности Спилбергера. Данный тест является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).

Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.Данный опросник позволяет дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние.


База для исследования: в исследовании принимали участие 60 учеников из 11-тых классов средней образовательной школы № 4 и №7города Боровичи. Среди учеников была произведена выборка: 30 мальчиков и 30 девочек, в возрасте от 16 до 17 лет.

2.1 Эмпирическое исследование

На первом этапе исследования испытуемым была предложена диагностическая методика «Полоролевой опросник» Сары Бем (модификация И. С. Клециной, 1974), опросник содержал 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств (приложение № 1). Диагностическая методика позволяла выявить три типа «психологического пола»:мускулинность;феминность;андрогинность.

Мускулинность - типично мужские черты личности, традиционно к ним относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др.

Феминность - типично женские черты личности такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др.

Андрогинность - в соответствии с существующими представлениями индивид не обязательно является носителем четко выраженной психологической маскулинности или фемининности. В личности могут быть на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов. При этом предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогннного типа. При этом большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия.

Опросник был использован для выявления степени выраженности маскулинных и фемининных характеристик, а также позволил определить тип личности (психологический пол): маскулинный, фемининный, андрогинный.

Как видно из таблицы 1, при сравнении первой группы куда вошли 16 молодых людей с андрогинным психологическим полом и второй группы, куда вошло 17 девочек с андрогинным психологическим полом, были выявлены достоверные различия по шкале маскулинность (t=-9,147 при р≤0,01) и шкале фемининность (t=9,147 при р≤0,01).


Таблица 1. Результаты диагностическойметодики «Полоролевой опросник» Сары Бем

Шкалы

Группа 1 N=16

Группа 2 N=17

Т

Р

М

Д

Маскулинные

0,85

0,15

-9,147

р≤0,01

Фемининные

0,15

1,78

9,147

р≤0,01

Основываясь на данных, приведенных в таблице, мы видим, что в первой группе 53% опрошенных составили андрогинный психологический пол с преобладанием с маскулинности. 56% опрошенных этой группы обнаружили андрогинный психологический пол с фемининными чертами (мягкость, заботливость, сострадательность) (рисунок 1).

Рис.1 Результаты диагностической методики «Полоролевой опросник» Сары Бем

2.2 Анализ и выводы

Анализируя полученные данные  можем сказать, что соответствие «психологическому» полу присуще и мальчикам и девочкам. Умальчиков16человек- (53%) составили андрогинный психологический пол с преобладанием с маскулинности и 13 человек (43%) - мускулиныйпсихологический тип личности, 1 человек - (4%) андрогинный психологический пол спреобладаниемфемининности.

У 17 девочек - (56%)выявлен андрогинный психологический пол с преобладанием фемининности, 9 человек (30%) -феминность, и 4 человека (14%) с преобладанием маскулинности. В первую группу отнесли всех испытуемых с андрогинным психологическим полом с преобладанием маскулинности (16 человек), а во второю группу отнесли испытуемых с андрогинным психологическим полом с преобладанием фемининности (17 человек).

С помощью диагностическойметодики«Тест реактивной тревожности»Спилбергера (приложение 3)был выявлен уровеньреактивной тревожности у всех испытуемых,   данныесоотнесены с  предыдущей диагностической методикой.

По подсчету полученных баллов, среди испытуемых мальчиков:с андрогинным типом - низкая вероятность стресса, которая характеризует субъективное переживание реакции на стрессовую ситуацию; у мальчиков с мускулинным типом «психологического пола» низкая вероятность стресса, с низкими показателями реактивной тревожности; у мальчика с феминным типом - низкие показатели реактивной тревожности, но данный показатель не входит в выборку, так как он единичный.

Среди испытуемых девочек:с андрогинным типом «психологического пола» - низкая вероятность стресса, лишь у одной испытуемой умеренный показатель реактивной тревожности, что говорит о том, что девочка испытывает стресс; у девочек с феминным типом  «психологического пола» более высокие показатели реактивной тревожности по всей выборке чем с андрогинным типом.