Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса на современном этапе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 244

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Между индивидуальными значениями методики Сандры Беми теста на реактивную тревожность Спилбергера по всей выборке был произведен подсчет ранговой корреляции, по коэффициенту Спирмена. Сумма r = -0,60 977 457, по определению слабая корреляционная зависимость, свидетельствует о том, что интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности к тревожности у мальчиков и девочек андрогннного типа.

Опросник, определяющий склонность к развитию стресса (по Т. А. Немчину и Тейлору) состоит из 50 утверждений. С использованием даннойдиагностической методики были найдены статистически достоверные различия. Как видно из таблицы 2 различия были найдены по шкалам «Низкий уровень тревоги и высокая стрессоустойчивость» (t=1,498* при р ≤ 0,05). «Наличие стресса» (t=-1,457* при р ≤ 0,05).

Таблица 2. Сравнение двух групписпытуемых по данным опросника, определяющего склонность к развитию стресса (по Т.А. Немчину и Тейлору, 1966)

Шкалы

Группа 1 N=32

Группа 2 N=38

Т

Р

М

Д

Низкий уровень тревоги и высокая стрессоустойчиво

6,69

4,66

1,498*

0,050

Благоприятный баланс стрессоустойчивости и эмоциональной отзывч

4,06

4,53

4,53

0,816

Наличие стресса

4,22

4,22

-1,457*

0,150

Развитие дистресса

0

0

0

0

* Достоверность различий при р≤0,05

** Достоверность различий при р≤0,01

Согласно данным проведенного статистического анализа, были обнаружены значимые различия между двумя группами. В первой группе показатели шкалы «Низкий уровень тревоги и высокая стрессоустойчивость» (Mn1=6,69при р ≤ 0,05 ) выше по сравнению с показателями второй группы (Mn2=4,66 при р ≤ 0,05). Это может означать, что респонденты из группы 1 с андрогинным психологическим полом с преобладанием маскулинности, обладают положительными личностными качествами такими, как лидерские качества, активность, сила, независимость, склонны рассуждать логически, способность управлять своими чувствами, все эти качества непременно обеспечивают максимальную продуктивность профессиональной деятельности и высокую стрессоустойчивость. Низкий уровень тревоги и высокая стрессоустойчивость позволяет противостоять воздействиям стрессогенных факторов. Так же были выявлены различия по шкале «Наличие стресса», где показатели второй группы (Mn2=8,50 при р ≤ 0,05 ) выше, чем показатели первой группы (Mn1=4,22 при р ≤ 0,05). Объяснением получение подобных результатов выступает особенность психологического пола исследуемых второй группы. То естьисследуемые с андрогинным психологическим полом с преобладанием фемининностью обладают такими чертами, как пассивность, зависимость от мнения окружающих, эмоциональность, чувствительность, склонность к подчинению. Преобладание подобных качеств могут привести к возникновению стресса. Наличие стресса предполагает ухудшение работоспособности, состояние физического и психологического здоровья человека.


Рис.2 Результаты диагностической методики Тейлора для определения склонности к развитию стресса

Заключение

В  первой главе курсовой работы   рассмотрены теоретические аспекты изучения проблемы стресса. На данном этапе проанализированы работы Ганса Селье «Стресс без дистресса» три стадии стресса, когнитивная концепция Лазаруса по копинг-поведению, по клинико-психопатологическим проявлениям стресса Ю.А. Александровского, изыскания Е. Черепановой, различные статистические исследования стресса: причины и уровни стресса у разных категорий людей, О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин, В. Зигерт, Л. Ланг; О.Б. Долгинова и Е.Б. Красная, Д. Хоффельд. Также в теоретической части нами были раскрыты основные формы проявления психологического стресса и связанные с ним поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические изменения, субъективные и объективные причины возникновения психологического стресса.

Для осмысления исследуемой проблемы был проведен анализ исследований гендерных особенностей и поло-ролевых различий в проявлении стресса, раскрыто понятие гендера и проанализирована концепция Сандры ЛипсицБем.

В практической часть курсовой приводилсяанализ количественных показателей полученных при помощи методов эмпирического исследования. В ходе исследования выяснили, что испытуемым мальчикам более, присущи мужские черты личности (мускулинный тип).У девочек преобладает андрогинный тип личности с преобладанием феминных черт.

С помощью второй методики на выявление реактивной тревожности, можем утверждать о том, что мальчики в меньшей степени чем девочки подвержены стрессу.

Индивиды с андрогинным типом, обладающие одновременно феминными и маскулинными чертами, стрессоустойчивее, так как менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходят от традиционно женских занятий к мужским и др. 

Список использованных источников

  1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. - СПб., 2006.
  2. Акиндинова И.А., Баканова А.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика/И.А. Акиндимова, А.А. Баканова // Педагогические вести. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - №5. - С. 34.
  3. Берн Ш. Гендерная психология: законы мужского и женского поведения / Шон Берн, - М.: «Прайм-Еврознак», 2007. - 320 стр.
  4. Бодров В.А. Информационный стресс / В.А. Бодров, - М.: "ПЕР-СЭ", 2000. - 352 стр.
  5. Виткин Д. Женщина и стресс / Д. Виткин, - СПб.: "Питер", 1996. - 305 стр.
  6. Виткин Д. Мужчина и стресс / Д. Виткин, - СПб.: "Питер", 1996. - 207 стр.
  7. Варшава Б.Е., Выготский Л.С. Психологический словарь. - М.: Тропа Троянова, Издательское товарищество «Роща Академии», 2008 г. - 264 с.
  8. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М., 2003.
  9. Винокур В., Розанова М. Профессиональный стресс губит сотрудников / В. Винокур, М. Розанова // Медицина Санкт-Петербурга. - СПб.: Издательство СПб ГУ, 2007. - №11. - С. 28
  10. Виткин Дж. Женщина и стресс. - СПб.: Питер, 2002.
  11. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб., 2006.
  12. Ганс Селье, «Стресс жизни».- М., 2008.
  13. Гринберг Д. Управление стрессом. 7-е изд. - СПб.: Питер, 2002.
  14. Гилмор Д. Становление мужественности: культурные концепции мускулинности / Дэвид Гилмор, - М.: "РОССПЭН", 2005. - 264 стр.
  15. Женщины, познание и реальность: исследования по феминистской философии / под ред. О.В. Дворкиной, - М.: "РОССПЭН", 2005. - 440 стр.
  16. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М., 2007 . - 680 с.
  17. Костикова И.В. Введение в гендерные исследования / И.В. Костикова, - М.: «Аспект-Пресс», 2005. - 235 стр.
  18. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. - М., 2003. - 152 с.
  19. Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса: психологическая антропология стресса : монография / Л. А. Китаев-Смык. — М. : Академический проект, 2009.
  20. Либина, А. В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации / А. В. Либина. — М. :Эксмо, 2008.
  21. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2011.
  22.  Лурия, А. Р. Экзамен и психика / А. Р. Лурия // Психологическое наследие. Избранные труды по общей психологии. — М.: Смысл, 2003.
  23. Магомед-Эминов, М. Ш. Позитивная психология человека / М. Ш. Магомед-Эминов. — М., 2007.
  24. 10. Мадди, С. Теории личности Сравнительный анализ / С. Мадди. - СПб.: Речь, 2002.
  25. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. — СПб.: Питер, 2014.
  26. Митева И.Ю. Курс управления стрессом. - М., 2006.
  27. Немов Р.С. Психология. Т. 1. - М., 1999.
  28. Немов Р.С., Общие основы психологии. Кн. 1, Просвещение. - М., 1994.
  29. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения / Т.А. Немчин. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 2003. - 187 с.
  30. Общая психология. Учебн. пособие для пед. ин-тов. Под ред. проф. А.В. Петровского - М.: Просвещение, 2008.
  31. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов. Богословский В.В., Стеканов А.Д., Виноградова и др. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение 2001.
  32. Основные направления психологии в классических трудах. Ассоциативная психология. Г. Спенсер. Основания психологии. Т. Циген. Физиологическая психология в 14 лекциях.
  33. Основные направления психологии в классических трудах. Ассоциативная психология, Г. Эббингауз. Очерки по психологии, А. Бэн Психология. - М., 2008.
  34. Пауэлл Т., Дж. Пауэлл. Психотренинг по методу Хосе Сильва. - СПб.: Питер, 2002.
  35. Психология. Учебник. / Под редакцией А.А. Крылова. - М.: Проспект, 2000.
  36. Раймонд Корсини, Алан Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. - СПб., 2002. - 2007 с.
  37. Рутман Э.М. Как преодолеть стресс. - М.: ТОО ТП, 2008.
  38. Рутман Э.М. Надо ли убегать от стресса? - М.: Физкультура и спорт, 2008.
  39. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М.: Медгиз, 1960. - 255с.
  40. Селье, Г. Стресс без дистресса. - М: Прогресс, 1979. - 123 с.

Приложение 1

Диагностическая методика «Полоролевой опросник» Сандры Бем


Диагностическая методика была предложена Сандрой Бем (Sandra L. Bem, 1974) для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств.


Текст опросника
1.Верящий в себя
2.Умеющий уступать
3.Способный помочь
4.Склонный защищать свои взгляды
5.Жизнерадостный
6.Угрюмый
7.Независимый
8.Застенчивый
9.Совестливый
10.Атлетический
11.Нежный
12.Театральный
13Напористый
14.Падкий на лесть
15.Удачливый
16.Сильная личность
17.Преданный
18.Непредсказуемый
19.Сильный
20.Женственный
21.Надежный
22.Аналитичный
23.Умеющий сочувствовать
24.Ревнивый
25.Способный к лидерству
26.Заботящийся о людях
27.Прямой, правдивый
28.Склонный к риску
29.Понимающий других
30.Скрытный
31.Быстрый в принятии решений
32.Сострадающий
33.Искренний
34.Полагающийся только на себя (самодостаточный)
35.Способный утешить
36.Тщеславный
37.Властный
38.Имеющий тихий голос
39.Привлекательный
40.Мужественный
41.Теплый, сердечный
42.Торжественный, важный
43.Имеющий собственную позицию
44.Мягкий
45.Умеющий дружить
46.Агрессивный
47.Доверчивый
48.Малорезультативный
49.Склонный вести за собой
50.Инфантильный
51.Адаптивный, приспособляющийся
52.Индивидуалист
53.Не любящий ругательств
54.Не систематичный
55.Имеющий дух соревнования
56.Любящий детей
57.Тактичный
58.Амбициозный, честолюбивый
59.Спокойный
60.Традиционный, подверженный условностям
Ключ к диагностической методике: мускулинность («да»): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58; фемининность («да»): 2, 5, 8, 11, 14,17, 20, 23, 26, 29.32, 35, 38, 41,44, 47, 50, 53, 56 ,59.За каждое совпадение ответа с ключом начисляется один балл. Затем определяются показатели фемининности (F) и маскулинности (М) в соответствии со следующими формулами.
F = (сумма баллов по фемининности): 20
М = (сумма баллов по маскулинности): 20

Основной индекс IS определяется как:
IS = (F – M) : 2,322
Если величина индекса IS заключена в пределах от -1 до +1, то делают заключение об андрогинности. Если индекс IS меньше -1, то делается заключение о маскулинности. А если индекс IS больше +1 - о фемининности. При этом, в случае когда IS меньше -2,025 говорят о ярко выраженной маскулинности. А если IS больше +2,025 - говорят о ярко выраженной фемининности.


Психологический пол: каждый человек является обладателем множества психологических черт характера. Некоторые черты являются как бы «бесполыми», универсальными, а некоторые черты традиционно связываются с типично мужской или типично женской психологией. Некоторые типичные мужские или женские черты имеют свои эволюционно-генетические и физиологические основания, предпосылки. Например, уровень агрессивности и доминантности (рассматриваемые как типично мужские черты), как оказалось, коррелирует с уровнем концентрации у индивидов мужских половых гормонов - андрогенов. Другие черты формируются в процессе социализации, воспитания и развития личности. Не случайно же существуют социальные стереотипы маскулинности и фемининности. Хотя дело по преимуществу обстоит все-таки так, что приобретение тех или иных типично мужских или типично женских психологических черт происходит в результате совместного влияния обеих групп факторов – биологического и социального порядка. В этом контексте психологический пол радикально отличается от пола биологического. Остановимся коротко на трех основных понятиях, о которых принято говорить в связи с феноменом «психологический пол» -маскулинность, фемининность, андрогинность.

Маскулинность: к типично мужским чертам традиционно относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др. В специальных исследованиях было установлено (Christiansen К., Knussmann R., 1987), что генерализованная спонтанная агрессивность, а также сексуальная агрессия коррелируют с уровнем содержания андрогенов (мужские половые гормоны) в сыворотке крови. В другом исследовании на выборке в 191 человек было показано (LauSing, 1989), что маскулинных индивидов отличает большее самоуважение в целом, а также более высокая самооценка в области академических достижений и собственной внешности -физическое Я.

Фемининность: к типично женским чертам традиционно относятся такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др. Социальные стереотипы фемннинности меньше касаются полевых сторон личности и успешности деловой карьеры, но при этом уделяют значительное внимание эмоциональным аспектам.

Андрогинность: в соответствии с существующими представлениями индивид не обязательно является носителем четко выраженной психологической маскулинности или фемининности. В личности могут быть на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов. При этом предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогннного типа. При этом большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия. В уже упоминавшемся выше исследовании (LauSing, 1989) было показано, что адрогины не уступают маскулинному типу ни по уровню самоуважения в целом, ни по уровню самооценок академических достижений и собственной внешности (физическое Я).



 

Приложение 2

Результаты диагностической методики «Полоролевой опросник» Сары Бем (модификация И. С. Клециной, 1974)

Испытуемый № n/n

Сумма в баллах, (F — M): 2,322

Выявленный тип:

№ 1 (муж., 16 лет)

å = (0,8 — 0,8): 2,322 = 0

Андрогинность

№ 2 (муж., 16 лет)

å = (0,8 — 0,7): 2,322 = 0,4 306 632

Андрогинность

№ 3 (муж., 17 лет)

å = (0,6 — 0,9): 2, 322 = -0,12 919 897

Мускулинность

№ 4 (муж., 16 лет)

å = (0,75 — 0,7): 2,322 = 0,2 153 316

Андрогинность

№ 5 (муж., 16 лет)

å = (0,7 — 0,75) :2,322 = - 0,2 153 316

Мускулинность

№ 6 (муж., 16 лет)

å = (0,85 — 0,85) = 0

Андрогинность

№ 7 (муж., 17 лет)

å = (0,65 — 0,85): 2,322= - 0,8 613 264

Мускулинность

№ 8 (муж., 16 лет)

å = (0,7 — 0,75): 2,322 = - 0,2 153 316

Мускулинность

№ 9 (муж., 17 лет)

å = (0,8 — 0,7): 2,322 = 0,4 306 632

Андрогинность

№ 10 (муж., 17 лет)

å = (0,85 — 0,75): 2,322 = 0,4 306 632

Андрогинность

№ 11 (муж., 16 лет)

å = (0,55 — 0,75) :2, 322 = -0,8 613 264

Мускулинность

№ 12 (муж., 16 лет)

å = (0,75 — 0,8): 2,322 = -0,2 153 316

Мускулинность

№ 13 (муж., 17 лет)

å = (0,7 — 0,9): 2,322 = -0,8 613 264

Мускулинность

№ 14 (муж., 16 лет)

å = (0,6 — 0,6) :2,322 = 0

Андрогинность

№ 15 (муж., 16 лет)

å = (0,8 — 0,7): 2,322 = 0,4 306 632

Андрогинность

№ 16 (муж., 16 лет)

å = (0,75 — 0,7): 2,322 = 0,2 153 316

Андрогинность

№ 17 (муж., 16 лет)

å = (0,7 — 0,75) :2,322 = - 0,2 153 316

Мускулинность

№ 18 (муж., 17 лет)

å = (0,6 — 0,9): 2, 322 = -0,12 919 897

Мускулинность

№ 19 (муж., 16 лет)

å = (0,8 — 0,7): 2,322 = 0,4 306 632

Андрогинность

№ 20 (муж., 17 лет)

å = (0,85 — 0,75): 2,322 = 0,4 306 632

Андрогинность

№ 21 (муж., 16 лет)

å = (0,75 — 0,8): 2,322 = -0,2 153 316

Мускулинность

№ 22 (муж., 16 лет)

å = (0,75 — 0,7): 2,322 = 0,2 153 316

Андрогинность

№ 23 (муж., 17 лет)

å = (0,8 — 0,7): 2,322 = 0,4 306 632

Андрогинность

№ 24 (муж., 17 лет)

å = (0,85 — 0,75): 2,322 = 0,4 306 632

Андрогинность

№ 25 (муж., 16 лет)

å = (0,75 — 0,8): 2,322 = -0,2 153 316

Мускулинность

№ 26 (муж., 16 лет)

å = (0,85 — 0,6): 2,322 = 1,766 581

Феминность

№ 27 (муж., 16 лет)

å = (0,85 — 0,75): 2,322 = 0,4 306 632

Андрогинность

№ 28 (муж., 16 лет)

å = (0,85 — 0,85) = 0

Андрогинность

№ 29 (муж., 17 лет)

å = (0,7 — 0,75): 2,322 = - 0,2 153 316

Мускулинность

№ 30 (муж., 16 лет)

å = (0,7 — 0,9): 2,322 = -0,8 613 264

Мускулинность

№ 31 (жен., 16 лет)

å = (0,8 — 0,65): 2,322 = 0,6 459 948

Андрогинность

№ 32 (жен., 16 лет)

å = (0,85 — 0,6): 2,322 = 1,766 581

Феминность

№ 33 (жен., 17 лет)

å = (0,75 — 0,7): 2,322 = 0,2 153 316

Андрогинность

№ 34 (жен., 16 лет)

å= (0,9 — 0,8): 2,322 = 0,4 306 632

Андрогинность

№ 35 (жен., 16 лет)

å = (0,9 — 0,6): 2,322 = 1,2 919 897

Феминность

№ 36 (жен., 17 лет)

å = (0,75 — 0,55): 2,322 = 0,8 613 264

Андрогинность

№ 37 (жен., 16 лет)

å = (0,8 — 0,65): 2,322 = 0,6 459 948

Андрогинность

№ 38 (жен., 17 лет)

å = (0,95 — 0,5): 2,322 = 1,9 379 844

Феминность

№ 39 (жен., 16 лет)

å = (0,75 — 0,7): 2,322 = 0,2 153 316

Андрогинность

№ 40 (жен., 16 лет)

å = (0,85 — 0,7): 2,322 = 0,6 459 948

Андрогинность

№ 41 (жен., 17 лет)

å = (0,9 — 0,3): 2,322 = 2,583 979

Феминность

№ 42 (жен., 16 лет)

å = (0,85 — 0,7): 2,322 = 0,6 459 948

Андрогинность

№ 43 (жен., 16 лет)

å = (0,8 — 0,6): 2,322 = 0,8 613 264

Андрогинность

№ 44 (жен., 17 лет)

å = (0,85 — 0,65): 2,322 = 0,8 613 264

Андрогинность

№ 46 (жен., 16 лет)

å = (0,8 — 0,65): 2,322 = 0,6 459 948

Андрогинность

№ 47 (жен., 16 лет)

å = (0,85 — 0,7): 2,322 = 0,6 459 948

Андрогинность

№ 48 (жен., 17 лет)

å = (0,9 — 0,6): 2,322 = 1,2 919 897

Феминность

№ 49 (жен., 16 лет)

å = (0,85 — 0,7): 2,322 = 0,6 459 948

Андрогинность

№ 50 (жен., 16 лет)

å = (0,85 — 0,7): 2,322 = 0,6 459 948

Андрогинность

№ 51 (жен., 17 лет)

å = (0,75 — 0,7): 2,322 = 0,2 153 316

Андрогинность

№ 52 (жен., 16 лет)

å = (0,95 — 0,5): 2,322 = 1,9 379 844

Феминность

№ 53 (жен., 16 лет)

å = (0,95 — 0,5): 2,322 = 1,9 379 844

Феминность

№ 54 (жен., 16 лет)

å = (0,7 — 0,9): 2,322 = -0,8 613 264

Мускулинность

№ 55 (жен., 16 лет)

å = (0,7 — 0,75): 2,322 = - 0,2 153 316

Мускулинность

№ 56 (жен., 17 лет)

å = (0,75 — 0,7): 2,322 = 0,2 153 316

Андрогинность

№ 57 (жен., 16 лет)

å = (0,85 — 0,6): 2,322 = 1,766 581

Феминность

№ 58 (жен., 16 лет)

å = (0,85 — 0,85) = 0

Андрогинность

№ 59 (жен., 16 лет)

å = (0,95 — 0,5): 2,322 = 1,9 379 844

Андрогинность

№ 60 (жен., 17 лет)

å = (0,6 — 0,9): 2, 322 = -0,12 919 897

Мускулинность