Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса на современном этапе.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 269
Скачиваний: 3
Среди возникающих в ходе трудовой деятельности стрессов можно выделить следующие их виды, имеющие психологическую природу: информационный стресс, эмоциональный стресс, коммуникативный стресс.
Как отмечает В. Л. Бодров, «для развития информационного стресса важным фактором является состояние мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой и когнитивной сферы субъекта деятельности, которые обусловливают субъективную, личностную значимость экстремальной ситуации, наличие готовности и возможности к ее преодолению, способность выбора рациональной стратегии поведения в этих условиях и др.»
В. А. Бодров определил основные причины развития информационного стресса человека. Одной из ведущих причин развития информационного стресса является недостаточный контроль за рабочей ситуацией. Неконтролируемость ситуации одновременно выступает и как внешнее условие деятельности, и как субъективный фактор, связанный с определенными личностными особенностями человека[4,с.121].
Чтобы произошла адаптация к возникающим перед работниками задачам, необходим определенный уровень мотивации. Существует оптимум мотивации, за пределами которого возникает эмоциональное поведение. Понятие оптимума мотивации связано с адекватностью или неадекватностью реакций ситуации. Эта связь соответствует отношению между интенсивностью мотивации и реальными возможностями субъекта в конкретной ситуации.
Эмоциональный стресс, с точки зрения теории функциональных систем, формируется в условиях длительных и непрерывных конфликтных ситуаций, в которых субъекты трудовой деятельности лишены возможности удовлетворять свои ведущие потребности, т.е. достигать полезных для них приспособительных результатов.В конфликтных ситуациях нарастают и суммируются отрицательные эмоции, резко редуцируются антистрессорные положительные эмоции и на основе изменения химических свойств мозговых структур создаются условия перехода отрицательных эмоций в устойчивое стационарное возбуждение мозга. В результате формируются такие психосоматические заболевания, как неврозы, психозы, артериальная гипертензия, стенокардия, иммунодефициты, гормональные нарушения, диабет, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта и др.
Эмоциональный стресс нарушает гармонию внутри- и межсистемных информационных отношений, которая является наиболее чувствительной к различным повреждающим воздействиям. Вследствие этого при эмоциональных стрессах прежде всего нарушаются основные биоритмы организма: бодрствования и сна и др. Одним из ранних показателей дисфункций при эмоциональном стрессе является нарушение синхронизации ритма дыхания и сердцебиения.
Одним из проявлений эмоционального стресса может являться синдром эмоционального выгорания. Он представляет собой совокупность симптомов, негативно сказывающихся па работоспособности, самочувствии и интерперсональных отношениях субъекта профессиональной деятельности[33,с. 92].
Коммуникативный стресс, связанный с реальными проблемами делового общения, проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, незнании специальных приемов защиты от манипулирования, несовпадении по темпу общения.
Выделяются три основные стадии развития стрессового состояния у человека:нарастание напряженности; собственно стресс; снижение внутренней напряженности.
Продолжительность первой стадии может быть разной. Один человек «заводится» в течение двух-трех минут, а у другого внутреннее напряжение накапливается в течение нескольких дней, недель или месяцев. Но в любом случае, состояние и поведение человека, попавшего в стресс, резко меняется на «противоположный знак». Действительно, спокойный и сдержанный человек неожиданно становится суетливым, раздраженным, даже агрессивным и жестоким. А живой, подвижный и общительный человек вдруг может стать мрачным, замкнутым и заторможенным. На первой стадии исчезает психологический контакт в деловом и межличностном общении, появляется отчуждение в отношениях. Люди перестают смотреть друг другу в глаза, резко изменяется предмет разговора с предметно содержательных моментов на личные выпады. И хотя на первой стадии стресс еще остается конструктивным и может повысить успешность профессиональной деятельности, все же постепенно у человека ослабевает самоконтроль. Работник теряет способность сознательно и разумно регулировать свое собственное поведение.
Вторая стадия в развитии стрессового состояния начинается в момент, в который происходит потеря эффективного и сознательного самоконтроля (полная или частичная). Деструктивный стресс разрушительно действует на психику человека. Он может осознавать свои действия довольно смутно и не полностью. Многие потом отмечают, что в стрессовом состоянии они сделали то, что в спокойной обстановке никогда бы не сделали. Обычно все, в той или иной мере переживавшие разрушительный стресс, впоследствии очень жалеют об этом. Так же как и первая, вторая стадия по своей продолжительности строго индивидуальна - от нескольких минут и часов - до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергетические ресурсы (достижение высшего напряжения), человек чувствует опустошение и усталость.На третьей стадии он останавливается и возвращается «к самому себе», часто переживая чувство вины.
Таким образом, профессиональный стресс-стресс работника, возникающий под влиянием стрессоров, так или иначе связанных с работой, ее условиями, отношениями сотрудников, оплатой труда, проблемой самореализации и др.Выделяют несколько видов профессионального стресса - информационный, эмоциональный, коммуникативный, профессиональный стресс достижения, страх профессиональной ошибки, стресс конкуренции, стресс успеха, стресс связанный с зарабатыванием денег.
1.3 Гендерные особенности проявления стресса
Учитывая специфику психологического стресса, основные формы его проявления и связанные с ним поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические изменения, а также субъективные и объективные причины возникновения психологического стресса, нельзя отнестись с пренебрежением к гендерным особенностям проявления стресса.
Понятие «гендер» впервые появилось в работе Роберта Столлера в 1963 г. В дальнейшем, термин «гендер», заимствованный из лингвистики (gender - род (англ.)), использовался для обозначения культурных характеристик мужчин и женщин в отличие от пола - совокупности биологических характеристик -генетических, физиологических и репродуктивных. При помощи понятия «гендер» было проведено структурное отделение естественного (природного) от приобретенного (культурного) в человеке. Введение понятия было подготовлено работами Маргарет Мид по этнографии еще в 30-х гг. XX века [15; с.316].
Гендер - это:
a) социальный пол, во многом обусловливающий особенности собственно личностного и группового поведения и задающий правовую и статусно-социальную позицию индивида в обществе;
б) биологический пол, выступающий как комплекс морфологических и физиологических характеристик, определяющий индивидуальное половое поведение, связанное с направленностью и выраженностью эротических чувств и переживаний.
В социальной психологии термин «гендер» используется для описания той психологической реальности, которая связана лишь с первым вариантом смыслового содержания данного понятия. Более того, в рамках психологической науки в течение последних десятилетий сложился вполне самоценный подход к рассмотрению психологических характеристик половой дифференциации в логике принадлежности субъектов к тому или иному социальному полу. Следует заметить, что сначала сам термин «гендер», а затем и гендерный подход, своим появлением во многом обязаны так называемым «женским» исследованиям [15,с. 79].
Сандра Бем в своей монографии рассматривает распространенное мнение и веру, что различия в поведении мужчин и женщин, их социальные позиции являются следствием биологических, половых различий. Анализирует, как пол и гендер взаимодействуют в процессе жизненного цикла (онтогенеза).
В соответствии в теориейБем и на основании принципов деятельности когнитивных процессов, человеческое восприятие селективно — оно отбирает то, что укладывается в привычную схему полярного восприятия мужчин и женщин, и оставляет без критического рассмотрения то, что чрезвычайно распространено в реальности, но никак не вписывается в рамки сконструированного культурой восприятия. Теория Линз объясняет, что нет никаких мест и профессий, которые бы имели исконные и естественные и неизменные половые признаки. Эти маркеры «мужского» или «женского» есть сиюминутные и преходящие требования культуры патриархата, которая вписаны в детские умы с детства, хотя большинство родителей не могут объяснить детям, что такое пол [16,с. 115].
Таким образом, теория «Линз тендера» Сандры Бем выражает культурно-историческую составляющую гендерных особенностей стресса связанных с психологическими установками личности.Последующие исследования гендерных различий на основе разделения психологии пола, выделили три типа: мускулинный тип - типично мужественные черты личности;феминный тип - типично женственные черты личности;андрогинный тип - смешанные черты женского и мужского.
Данные исследований указывают на то индивиды с андрогинным типом, обладающие одновременно феминными и маскулинными чертами, стрессоустойчивее, так как менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходят от традиционно женских занятий к мужским и др. При этом выяснилось, что максимальное соответствие установок и реакций полоролевомустереотипу, высокаямускулинность у мужчин и высокая феминность у женщин, отнюдь не является гарантией психического благополучия. Высокая феминность у женщин часто коррелирует с повышенной тревожностью и пониженным самоуважением - эти черты тоже входят в набор феминности. Высокомаскулинные мальчики-подростки чувствовали большую уверенность в себе и удовлетворенность своим положением среди сверстников, но после 30 лет эти мужчины оказались более тревожными менее уверенными в себе и менее способными к лидерству. Высокофеминные женщины и высокомаскулинные мужчины хуже справляются с деятельностью, не совпадающей с традиционными нормами полоролевой дифференциации. Дети, поведение которых строже всего соответствует требованиям их половой роли, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями. Напротив, индивиды, относительно свободные от жесткой половой типизации, обладают более богатым поведенческим репертуаром и психологически более благополучны [14,с. 178].
Методологические трудности не уменьшают актуальности изучения психологии половых различий в особенностях проявления стресса, но они подчеркивают, что такое изучение обязательно должно быть междисциплинарным, учитывая и динамику социальных половых ролей, и этнокультурные особенности испытуемых.
Так, как стресс это психологическое состояние рассмотрим биологические концепции различий в возникновении стресса у мужчин и женщин.Наличие существенных психологических различий между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет, несмотря на огромное число исследований, недостаточны и часто противоречивы.
Так половые различия биохимии и строения головного мозга влияют на то, как мужчины и женщины реагируют на окружение или вспоминают стрессовые события. Изучая нейрофизиологические механизмы восприятия и воспоминания стрессовых событий, Ларри Кэхилл выявил различия в процессах формирования памяти на волнующие события у женщин выражены сильнее, чем у мужчин [14,с.93].
В исследовании, проведенном МиркоДиксичем (MirkoDiksic) из Университета Макджилла, было обнаружено, что у мужчин выработка серотонина в среднем на 52% выше, чем у женщин. Возможно, здесь и кроется причина более высокой подверженности женщин депрессии (ведь это расстройство лечат препаратами, повышающими концентрацию серотонина). Эти данные говорят о большей восприимчивости психологических стрессорных ситуаций у женщин.
Типично «женским» симптомом стресса является нервная анорексия, булимия. Женский организм иначе чем мужской реагирует на стресс. В кровь выбрасывается больше гормонов стресса. Женский организм иначе реагирует на стресс, чем мужской. Он выбрасывает в кровь больше гормонов стресса и с трудом прекращает их производство, когда причина стресса уже устранена. Длительное воздействие гормонов стресса вредит клеткам мозга, особенно клеткам, отвечающим за память. Мало того, что женщины физиологически более подвержены стрессу, они и психологически слабее. Женщины склонны «пережевывать»неприятные ситуации и негативные чувства, особенно если они касаются взаимоотношений с близкими людьми или сослуживцами[15, с. 85].
У мужчин и женщин наблюдаются различные типы расстройств на почве стресса. Среди женщин чаще встречаются депрессия и волнение, в то время как мужчины чаще страдают от алкогольной зависимости. Женщины более эмоционально восприимчивы, в особенности к грусти и тревоге, чем мужчины, отметила Чаплин. «Женщины более склонны фокусироваться на негативных эмоциях, полученных вследствие стрессовых ситуаций, например, они часто размышляют о своем эмоционально негативном состоянии», сказала она. Мужчины напротив, отвлекаются от негативных эмоций, стараются о них не думать. На мужчину оказывают давление ролевые стереотипы. С самого рождения мальчик воспитывается как победитель. Слезы у мужчины - это проявление слабости. «Не смей реветь - ты же мужчина, - внушает отец, - дай сопернику сдачи, докажи, что ты сильнее». Таким образом закладываются основы ролевого поведения, и мальчик станет переживать, если не будет соответствовать представлениям общества о мужском характере[15,с. 103].