Файл: Понятие правонарушения. Сущность, признаки, классификация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гражданско-правовые проступки К гражданско-правовым проступкам (гражданским правонарушениям) относятся нарушения договорных обязательств, причинение имущественного вреда, а также посягательства на неимущественные ценности. Гражданско-правовые проступки часто являются результатом других правонарушений, тогда ответственность за них наступает параллельно с другими типами ответственности. так, в случае дорожно-транспортного происшествия причинение имущественного вреда в виде разбитого автомобиля является, как правило, результатом нарушения правил дорожного движения, что фиксируется в протоколе и является основанием для наложения административного штрафа на виновника происшествия. следствием преступлений тоже очень часто является причинение имущественного вреда потерпевшему (мошенничество, кража). такой вред возмещается по приговору суда параллельно с применением уголовного наказания. такое преступление, скажем, как побои, одновременно посягает на нематериальные ценности человека – здоровье и физическую неприкосновенность личности, что также подлежит компенсации в гражданско-правовом порядке параллельно с уголовным наказанием. основной идеей наказания за гражданско-правовые проступки является полное возмещение причиненных убытков.

Убытки подразделяются на реальный ущерб (утрата или повреждение имущества; расходы, которое лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права) и упущенную выгоду (неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если его право не было бы нарушено) реальный ущерб относительно легко доказывается и оценивается, если вред причинен материальным вещам (повреждения автомобиля при аварии, пролив воды в квартиру этажом ниже, порванные собакой брюки или украденный со склада мешок сахара).

В большинстве других случаев это сделать намного сложнее или почти невозможно: убытки в связи с распространением сведений, порочащих деловую репутацию организации, недобросовестной рекламой, незаконным использованием товарного знака или другими посягательствами на интеллектуальную собственность. Даже ущерб, причиненный хищением акций, нелегко оценить, если акции не обращаются свободно на рынке. Что касается упущенной выгоды, то возьмем на себя смелость заявить, что о возмещении такого вида убытков вообще можно забыть.

Признавая сложность доказывания убытков в случаях посягательств на интеллектуальную собственность, закон часто предоставляет право владельцам исключительных прав требовать вместо убытков компенсацию, рамки которой установлены законом, а конкретная сумма остается на усмотрение суда. например, обладатель исключительного права на авторское произведение, чьи права нарушены, по своему выбору вместо убытков может требовать компенсацию в сумме от 10 тыс. до 5 млн. руб. либо двукратный размер стоимости экземпляров произведения. существуют и другие случаи, когда закон предусматривает конкретные суммы компенсаций и штрафов за совершение гражданских правонарушений. существует такая санкция, как принудительная ликвидация юридического лица или прекращение деятельности гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (за неоднократные нарушения исключительных прав на интеллектуальную собственность). В случае нарушения договорных обязательств стороны договора сами в силах позаботиться о том, чтобы не пришлось ломать голову над оценкой убытков и доказыванием факта их причинения.


При заключении договора сторонам следует предусмотреть уплату неустойки за все существенные, с их точки зрения, нарушения договора. на тот случай, если стороны забудут предусмотреть уплату неустойки в договоре, закон несколько облегчает жизнь. статья 395 ГК РФ предусматривает уплату процентов за «пользование чужими денежными средствами», под которым, в частности, подразумевается просрочка платежа по договору. в сущности это предусмотренные законом пени в размере ставки рефинансирования Банка России, которые применяются в тех случаях, когда стороны не указали другого размера пени. Правда, следует помнить, что ст. 395 ГК РФ применяется главным образом к денежным платежам, но не к просрочке выполнения работ, например. Зато эта статья применяется не только к договорным отношениям. например, если бухгалтерия по ошибке перечислила деньги в постороннюю организацию, с которой нет никакого договора, то организация обязана немедленно вернуть эти ошибочно перечисленные деньги.

При задержке возврата также начисляются проценты в размере ставки рефинансирования Банка России согласно ст. 395 ГК РФ. Как явствует из приведенных примеров, наказание за гражданское правонарушение почти всегда наступает по инициативе лица, которому таким правонарушением причинен вред. сторона по договору платит неустойку только в том случае (по крайней мере, в практике авторов), если другая сторона этого требует (хотя и не всегда в судебном порядке). Ущерб тоже возмещается по требованию пострадавшего лица (дождаться, чтобы хозяева квартиры этажом выше сами предложили оплатить ущерб, причиненный проливом воды, авторам не приходилось). никакие государственные органы тоже не налагают гражданско-правовых санкций на нарушителей и не инициируют этот процесс, если только вред не был причинен государству (муниципальному образованию), но в последнем случае госорган выступает как хозяйствующий субъект наравне с другими участниками гражданского оборота.

Гражданско-правовые санкции применяются к нарушителю судом по результатам рассмотрения искового заявления лица, потерпевшего ущерб. в зависимости от состава участников судебного процесса решение о взыскании убытков, компенсаций, неустоек, процентов за пользование денежных средств и т.д. принимает суд общей юрисдикции или арбитражный суд.


Глава 3. Правовое предупреждение правонарушений как вид обеспечения правопорядка

Предупреждение правонарушения есть направленное оказание влияния на субъект правонарушения с целью отказа последнего от его совершения. Вопросами предупреждения правонарушений так же, как и предупреждения преступности занимается целый ряд ведущих ученых-криминологов, которые установили основные принципы предупреждения.

В юридической литературе предупреждение в основном рассматривается как склонение человека не совершать преступления или проступки, которое осуществляется специальным субъектом, а именно правоохранительными органами[25].

Проблема определения субъекта предупреждения правонарушений на современном этапе развития нашего общества не является актуальной. По нашему мнению, это совершенно неправильно, поскольку информированность гражданского населения в области обеспечения правопорядка находится на низком уровне.

Гражданское общество – постоянный субъект правоотношений. В соответствии со ст. 1 Конституции Российской Федерации Россия является правовым государством, что в свою очередь определяет верховенство закона в области регулирования общественных отношений. Как правило, нормативно-правовое регулирование распространяется на наиболее значимые для общества отношения. Ввиду этого многие незначительные или редко встречающиеся общественные отношения остаются без особого внимания со стороны законодателя. Основные общественные отношения регулируются нормативно-правовой базой, создающей основу для их соблюдения и отражающей важные моменты юридических последствий, наступающих в случае их несоблюдения[26].

Юридические последствия могут наступать в случаях, когда нормативными правовыми актами предусмотрено таковое. Они отражены во многих законодательных актах, например, таких как: УК РФ, ГК РФ, КоАП РФ и т. д.

При этом юридические последствия, которые могут наступить в отношении лица, нарушившего норму законодательного акта, в повседневной жизни именуются санкциями. Существование санкций уже указывает на предупредительное действие, так как «санкция нормы права сама по себе несет негативные (невыгодные для нарушающей стороны) последствия нарушения требований диспозиции и гипотезы, т. е. нарушение прав и обязанностей, предусмотренных диспозицией, и условий их действия, предусмотренных гипотезой». Правовое предупреждение должно являться в идеальном виде основным и самым влиятельным видом борьбы с преступностью[27].


Наличие норм в законодательных актах, в которых присутствует санкция, указывает на то, что осуществление конкретного поведения приведет к наступлению юридических последствий. С помощью уголовно-правовых норм государство охраняет от посягательств наиболее важные общественные отношения. Однако, несмотря на вышесказанное, законодатель не уделяет должного внимания правовому предупреждению. Данный способ предупреждения является неактуализированным по многим причинам.

В первую очередь это связано с целым рядом существующих норм по одному направлению, большинство из которых являются по своей сути бланкетными, т. е. отсылающими нас к другому нормативному правовому акту. Человек без специального юридического образования разобраться самостоятельно в них не сможет. В результате возникает вполне конкретный вопрос: как физическое лицо, не изучая основных положений, характеризующих недопустимое поведение в законодательной сфере, может вести себя правомерно и тем более осуществлять предупреждение правонарушений? Необходимость изучения нормативного регулирования и повышение уровня правосознания граждан есть главный принцип осуществления правопорядка. Можно предположить, что само наличие нормативных правовых актов, регулирующих те или иные вопросы общественных отношений, уже свидетельствует о его влиянии на гражданское общество, но это не так. Ввиду незнания основных положений нормативных правовых актов физическое лицо, в частности, и гражданское общество в целом руководствуются приближенными понятиями и, соответственно, отклоняются от норм должного правопослушного поведения.

В праве данное явление получило название интерполяции в праве как разновидности теневого права[28]. Процесс правового предупреждения связан не только с влиянием нормативных правовых актов на гражданское общество, но и с необходимостью изучения судебной практики в качестве наглядного примера юридических последствий в случае совершения конкретных правонарушений. Юридические последствия преступного поведения в Российской Федерации различны и связаны с тяжестью совершенного общественно опасного деяния. Так, бывший заместитель начальника ФСИН России по Ивановской области В. А. Трушков был приговорен к 9 годам колонии и штрафу в размере 140 млн руб. за взятку[29]; бывший губернатор Тульской области приговорен к 9,5 годам колонии строгого режима за взятку в размере 40 млн руб.[30]; к 12 годам лишения свободы приговорен житель Димитровграда за убийство соседа[31].


Кроме того, на правосознание граждан значительное влияние может оказать знание судебной практики, примерных правовых итогов действий (бездействия), что приведет, безусловно, к более высокому уровню правопорядка в стране. На современном этапе развития общества гражданин Российской Федерации или лицо, проживающее на территории Российской Федерации, для изучения нормативно-правового регулирования своей жизнедеятельности может воспользоваться услугами библиотек, книжных магазинов и поисковых систем сети «Интернет».

Судебная практика имеет также открытый характер, но ознакомление с ней вызывает большие трудности. Например, материалы судебной практики могут быть изучены с использованием таких правовых систем (или интернет-ресурсов), как «КонсультантПлюс», «Гарант» и т. п. Данными проблемами сфера формирования правосознания граждан не ограничена. Занятость основной массы населения, сложный для понимания язык юридических текстов, многочисленность и частота изменений нормативных правовых актов не позволяют гражданину в полной мере изучить правовые вопросы, касающиеся ответственности даже в самых простых житейских случаях. В правовой сфере существует еще одна проблема, которая непосредственным образом влияет на низкий уровень правосознания.

В Российской Федерации действуют более 5 000 федеральных законов[32], каждый из которых регулирует отдельные общественные отношения в конкретной сфере. В связи с этим среднестатистический человек не способен должным образом изучить и понять такое обилие нормативных правовых актов, а, не изучив самостоятельно и действуя только по представлениям другого человека, гражданин будет руководствоваться теми положениями, которые ему пересказал собеседник.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что отсутствие конкретных знаний в области законодательного регулировании общественных отношений, огромное количество нормативных правовых актов отрицательно влияют на правопослушное поведение граждан. Данная проблема исправима, и ее решение предусматривает выполнение следующих условий. Во-первых, многочисленность нормативных правовых актов не просто может дезориентировать человека, но и запутать. При этом в праве существуют множество приемов грамотного применения нормативных правовых актов, таких как коллизии и конкуренция норм права, бланкетные и отсылочные нормы и т. д.

В связи с этим, с нашей точки зрения, необходимо направить деятельность законодательных органов на объединение (консолидацию) близких по смысловому и теоретическому содержанию нормативных правовых актов. Так, федеральные законы, которые направлены на противодействие преступности, в частности, федеральные законы от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и другие федеральные законы, которые содержат положения по борьбе с отдельными видами преступной деятельности, целесообразно объединить в один нормативный правовой акт со следующим примерным наименованием: «Об основах борьбы с особыми направлениями преступности».