Файл: Понятие правонарушения. Сущность, признаки, классификация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следующий признак правонарушений, выделяемый в правовой литературе – «виновное деяние дееспособного субъекта», характеризует не столько деяние, сколько личность нарушителя. В связи с этим целесообразен вопрос: должны ли признаки, характеризующие субъекта правонарушения включаться в общеправовое понятие «правонарушение» наряду с фактической стороной (деянием) и мерой ответственности (наказанием)? Однозначно ответить на данный вопрос затруднительно.

С одной стороны правонарушение является основанием юридической ответственности, и следовательно, правовая регламентация и тщательная детализация всех элементов состава правонарушения необходимы именно для того, чтобы в процессе правоприменительной деятельности на основе законности и справедливости применять меры юридической ответственности к лицам, виновно совершившим правонарушения. В таком качестве правонарушение не только запрещенное и наказуемое деяние, но прежде всего, виновное деяние дееспособного лица, детализируемое на уровне «состава правонарушения». С другой стороны правонарушение это противоправное деяние, запрещенное под угрозой наказания ввиду его существенной вредности для личности, общества или государства.

Соответственно в каждом случае совершения правонарушения есть не только нарушитель, но и пострадавшие лица. Если же правонарушение понимать исключительно как виновное деяние деликтоспособного субъекта, то при отсутствии последнего, вопрос защиты прав пострадавших становится особенно актуальным. Как нам представляется, при установлении объективных признаков правонарушения, но отсутствии сведений о нарушителе, либо отсутствии субъекта ответственности (смерть нарушителя, не достижение возраста ответственности, невменяемость и т.д.) пострадавшее лицо должно признаваться потерпевшим от правонарушения и обладать всеми правами по восстановлению своего правового статуса. В этом случае ввиду отсутствия состава правонарушения допустимо, на наш взгляд, говорить о событии правонарушения и квалифицировать противоправное деяние в таком качестве. Обосновывая данный тезис можно сослаться на положения Уголовно-процессуального кодекса РФ, различающего событие и состав преступления в качестве оснований прекращения уголовного дела (ч. 1 ст. 24 УПК РФ).

Заслуживает внимания еще одно свойство правонарушения, не получившее достаточного внимания в юридической литературе, но тем не менее непосредственно связанное с процедурой его официального признания – это нормативность. Очевидно, что признание деяния правонарушением всегда имеет нормативно-правовую форму выражения; вне права (законодательства) не может быть правонарушений. В связи с этим возникает вопрос о соотношении правонарушений с нормами права: охватывается ли правонарушение одной правовой нормой, или для нормативно-правового выражения правонарушения потребуется несколько правовых норм?


Исходя из целостности представленного понятия правонарушения, логично предположить, что все элементы правонарушения должны охватываться единой правовой конструкцией. Однако, какова правовая форма этой конструкции – остается загадкой. Достижения современной теории права, оперирующей категориями «институт права» и «норма права», вряд ли можно применить к данной области исследования, т.к. общепризнанное понимание сущности, содержания и структуры указанных элементов связаны с иным правовым значением. С другой стороны, признавая первичный характер нормы права, целесообразно допустить, что именно она должна стать формой выражения правонарушения. В этой связи предстоит переосмыслить понятие и виды правовых норм, их содержание и структуру и предложить такое понимание первичного элемента системы права, которое бы в полной мере соответствовало нуждам и потребностям как нормотворчества, так и правоприменения.

Именно в правовой норме полно и недвусмысленно должны быть обозначены все элементы правонарушения – запрещенное противоправное деяние, мера ответственности и причинно-следственная связь между ними. Только после этого можно говорить об официальном признании правонарушения.

Выводы по главе 1

На основании сказанного определим понятие правонарушения следующим образом: правонарушение – это нормативно (законодательно) установленная правовая конструкция, включающая в себя три элемента:

1) запрещенную формально-определенную модель неправомерного (противоправного) поведения;

2) установленные меры наказания, применяемые в случае совершения деяния;

3) условия применения мер юридической ответственности к лицам, нарушившим запрет.

Первые два элемента образуют событие правонарушения; а совокупность всех трех элементов – состав правонарушения. Для защиты прав пострадавших лиц достаточно события правонарушения; для применения мер юридической ответственности – требуется наличие состава правонарушения.

В этом определении, на наш взгляд, заключено три основных признака, отличающих правонарушение от иных видов неправомерных (противоправных) деяний и характеризующих его в качестве основания юридической ответственности:

1. Первый признак – легальность, раскрывает нормативно-правовой характер признания (подтверждения) противоправного деяния в качестве правонарушения.

2. Второй признак – комплексность, закрепляет комплексный (системный) характер правонарушения, состоящего из отдельных элементов, находящихся между собой в определенной связи и взаимозависимости.


3. Третий признак – формальность, определяет порядок юридического установления правонарушения в конкретном деянии.

Глава 2. Исследование классификации правонарушений

2.1. Уголовные правонарушения

Преступления (уголовные правонарушения) – наиболее опасные для общества правонарушения. их исчерпывающий перечень содержится в Уголовном кодексе РФ. там же перечислены все возможные виды наказаний. По российскому законодательству уголовную ответственность могут нести только физические лица, но не организации. в настоящее время ведется очень активная дискуссия о введении в российской Федерации уголовной ответственности юридических лиц[5], как это имеет место в некоторых зарубежных странах[6].

Уголовный кодекс обязан прочесть любой руководитель. именно руководители организаций чаще всего несут уголовную ответственность за преступления, выразившиеся в бездействии, т.е. за незнание закона. например, ст. 236 «нарушение санитарно-эпидемиологических правил» Уголовного кодекса РФ подразумевает, что руководитель организации обязан организовать соблюдение таких правил в организации, а для этого хотя бы надо знать об их существовании. из той же серии ст. 143 «нарушение требований охраны труда» Уголовного кодекса РФ, и более общего характера ст. 293 «Халатность». всего Уголовный кодекс РФ предусматривает более 200 преступлений. Мы уверены, что любой гражданин, прочитав Уголовный кодекс, узнает много нового и полезного. например, некоторые люди убеждены, что в уголовном порядке наказуема дача взятки только должностному лицу (и, конечно, получение им взятки), забывая об аналогичной статье в отношении должностных лиц коммерческих организаций (ст. 204 «Коммерческий подкуп»)[7].

Преступление влечет за собой уголовное наказание. виды уголовных наказаний перечислены в ст. 44 УК РФ. всего их тринадцать. Наиболее тяжкими из них являются[8]:

- смертная казнь (временно не применяется с 1999 г., мораторий на применение смертной казни продлен Конституционным судом в ноябре 2009 г.);

- пожизненное лишение свободы;


- лишение свободы на определенный срок (на срок от двух месяцев до тридцати лет.); - арест (на срок от одного до шести месяцев);

- принудительные работы (на срок от двух месяцев до пяти лет);

- ограничение свободы (на срок от двух месяцев до четырех лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного вида наказания к принудительным работам или лишению свободы);

- исправительные работы (на срок от двух месяцев до двух лет);

- обязательные работы (на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день);

- лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания; случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями особенной части Уголовного Кодекса, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания);

- штраф (в размере от пяти тысяч до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет либо исчисляется в величине, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа, взятки или сумме незаконно перемещенных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов).

Здесь опущены специфические виды наказаний для военнослужащих По сравнению с другими видами правонарушений в отношении преступлений закон наиболее детально регламентирует все процедуры, связанные с их расследованием, судебным рассмотрением и исполнением наказаний.

Этот детализированный процесс начинается с проверки информации о предполагаемом преступлении, например, письменного или устного заявления гражданина, возможно сообщения в прессе. такую проверку осуществляют дознаватели – должностные лица, на которых возложена функция дознания. в зависимости от преступления, признаки которого проверяются, это могут быть дознаватели в составе органов МВД, ФСБ, таможенных органов и некоторых других. если информация о преступлении подтверждается, то возбуждается уголовное дело. до возбуждения уголовного дела дознаватели и оперативные сотрудники действуют в основном согласно Федеральному закону от 12.08.1995 № 144-ФЗ «об оперативно-розыскной деятельности»[9]. Сбор информации в рамках этого закона основан главным образом на добровольном сотрудничестве граждан. Так, например, в отличие от допроса – следственного действия по возбужденному уголовному делу, уклонение от которого влечет уголовную ответственность, опрос в рамках оперативно-розыскной деятельности (орд) не предусматривает обязанности граждан отвечать на вопросы дознавателя или оперативного сотрудника.


Примерно так же отличается осмотр помещения в рамках орд от обыска, хотя крайне ограниченные в своих возможностях оперативные сотрудники и пытаются убедить, что это примерно то же самое. После возбуждения уголовного дела его материалы передаются следователю. следователи – государственные служащие с особым статусом, работа которых заключается именно в расследовании преступлений. следственный аппарат имеют три ведомства: МВД, следственный комитет и ФСБ, которые обобщенно можно назвать «правоохранительными органами». следователи каждой из перечисленных структур расследуют подведомственные им уголовные дела, львиная доля которых, однако, приходится на МВД. в данном ведомстве, в свою очередь, тоже существуют специализированные подразделения, например, следственный департамент МВД России.

Борьбу с преступлениями в области экономической деятельности осуществляет Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России. следственное подразделение нашего государства имеет богатую историю[10][11][12][13][14]. Расследование преступлений заключается в сборе доказательств, для чего следователю предоставлены достаточно широкие полномочия: допрашивать свидетелей (отказ свидетеля от дачи показаний, а также дача ложных показаний уголовно наказуемы), изымать документы (в том числе с применением силы), запрашивать информацию, составляющую банковскую тайну, и т.п. документ, регламентирующий работу следователя, а также судебный процесс по уголовным делам, называется Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ)[15].

Изучив УПК, можно понять пределы полномочий следователя и получить ответы на многие вопросы, которые возникают у всех, переживших выемку документов. например, полезно понимать разницу между обыском и выемкой. обыск может осуществляться только с санкции суда и предусматривает поиск вещей или документов с возможным вскрытием дверей, сейфов, и т.п., а также может сопровождаться личным обыском людей, находящихся в помещении. для выемки документов санкции суда не требуется, потому что выемка не дает правоохранительным органам таких широких полномочий. При выемке документов подразумевается, что сотрудникам правоохранительных органов точно известно, какой документ (вещь) им нужен и где он находится. не может быть речи о личном обыске, вскрытии дверей, запрете работникам организации выходить из помещения. итак, при успешном исходе дела следователь собирает доказательства, изобличающие обвиняемого и достаточные для вынесения обвинительного приговора. следователь составляет обвинительное заключение, которое должен утвердить прокурор, и после ознакомления обвиняемого с обвинительным заключением материалы дела направляются в суд. срок предварительного следствия согласно закону должен занимать не более двух месяцев, однако может несколько раз продлеваться (до одного года на региональном уровне, свыше года – на федеральном). с учетом продлений и возможности приостановления (срок приостановления не включается в предусмотренный законом срок предварительного следствия) уголовное дело в приостановленном, «спящем» виде может существовать вечно. в процессе предварительного следствия закон требует от следователя особое внимание уделять вопросам обеспечения прав и свобод участников уголовного судопроизводства, хотя эти права могут ограничиваться как в ходе проведения оперативно-розыскной деятельности[16], так и на предварительном следствии.