Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса ( Понимание и исследование стресса в отечественной и зарубежной психологии ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 195
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понимание и исследование стресса в отечественной и зарубежной психологии
1.1. Стресс как проблема в разработках на современном этапе
1.2. Стресс и его психологические особенности проявления
1.3. Гендерные особенности проявления стресса
Глава 2. Теоретические аспекты рассмотрения проблемы профессионального стресса
2.1. Профессиональный стресс, его факторы и профессиональное здоровье
2.2. Методы управления стрессовыми состояниями
Глава 3. Исследование особенностей проявления профессионального стресса
3.1. Методы исследования профессионального стресса
Данный опросник позволяет дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние.
- и методы математической статистики.
База для исследования: в исследовании принимали участие 40 сотрудников организации ТОО. Среди сотрудников была произведена выборка: 20 мужчин и 20 женщин, в возрасте от 30 до 50 лет.
3.2. Описание результатов исследования особенностей проявления профессионального стресса у женщин и мужчин
На первом этапе исследования испытуемым была предложена методика Сандры Бем (приложение №1), которая выявляет три типа "психологического пола":
- Мускулинность – типично мужские черты личности, традиционно к ним относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др.
- Феминность – типично женские черты личности такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др.
- Андрогинность – в соответствии с существующими представлениями индивид не обязательно является носителем четко выраженной психологической маскулинности или фемининности. В личности могут быть на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов. При этом предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогннного типа. При этом большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия.
С помощью данной методики были получены следующие данные, которые представлены в таблице ниже:
Испытуемый № n/n |
Сумма в баллах, (F – M) : 2,322 |
Выявленный тип: |
№1 (муж., 32 года) |
å = (0,8 – 0,8) : 2,322 = 0 |
Андрогинность |
№2 (муж., 34 года) |
å = (0,7 – 0,9) : 2,322 = -0,08613264 |
Мускулинность |
№3 (муж., 36 лет) |
å = (0,6 – 0,9) : 2, 322 = -0,12919897 |
Мускулинность |
№4 (муж., 36 лет) |
å = (0,75 – 0,7) : 2,322 = 0,02153316 |
Андрогинность |
№5 (муж., 39 лет) |
å = (0,7 – 0,75) :2,322 = - 0,02153316 |
Мускулинность |
№6 (муж., 40 лет) |
å = (0,75 – 0,8) : 2,322 = -0,02153316 |
Мускулинность |
№7 (муж., 42 года) |
å = (0,65 – 0,85) : 2,322= - 0,8613264 |
Мускулинность |
№8 (муж., 42 года) |
å = (0,7 – 0,75) : 2,322 = - 0,02153316 |
Мускулинность |
№9 (муж., 42 года) |
å = (0,8 – 0,7) : 2,322 = 0,04306632 |
Андрогинность |
№10 (муж., 43года) |
å = (0,85 – 0,75) : 2,322 = 0,04306632 |
Андрогинность |
№11 (муж.,44 года) |
å = (0,55 – 0,75) :2, 322 = -0,08613264 |
Мускулинность |
№12 (муж.,44 года) |
å = (0,75 – 0,8) : 2,322 = -0,02153316 |
Мускулинность |
№13 (муж., 45 лет) |
å = (0,7 – 0,9) : 2,322 = -0,08613264 |
Мускулинность |
№14 (муж., 45 лет) |
å = (0,6 – 0,6) :2,322 = 0 |
Андрогинность |
№15 (муж., 46 лет) |
å = (0,7 – 0,75) : 2,322 = - 0,02153316 |
Мускулинность |
№16 (муж., 46 лет) |
å = (0,75 – 0,7) : 2,322 = 0,02153316 |
Андрогинность |
№17 (муж., 46 лет) |
å = (0,7 – 0,75) :2,322 = - 0,02153316 |
Мускулинность |
№18 (муж., 47 лет) |
å = (0,6 – 0,9) : 2, 322 = -0,12919897 |
Мускулинность |
№19 (муж., 49 лет) |
å = (0,8 – 0,7) : 2,322 = 0,04306632 |
Андрогинность |
№20 (муж., 50 лет) |
å = (0,85 – 0,75) : 2,322 = 0,04306632 |
Андрогинность |
№21 (жен., 31 год) |
å = (0,6 – 0,9) : 2, 322 = -0,12919897 |
Мускулинность |
№22 (жен., 32 года) |
å = (0,95 – 0,5) : 2,322 = 1,9379844 |
Феминность |
№23 (жен., 33 года) |
å = (0,85 – 0,85) = 0 |
Андрогинность |
№24 (жен., 35 лет) |
å = (0,85 – 0,6) : 2,322 = 1,0766581 |
Феминность |
№25 (жен., 36 год) |
å = (0,75 – 0,7) : 2,322 = 0,02153316 |
Андрогинность |
№26 (жен., 38 лет) |
å = (0,7 – 0,75) : 2,322 = - 0,02153316 |
Мускулинность |
№27 (жен., 41 год) |
å = (0,7 – 0,9) : 2,322 = -0,08613264 |
Мускулинность |
№28 (жен., 43 года) |
å = (0,95 – 0,5) : 2,322 = 1,9379844 |
Феминность |
№29 (жен., 44 года) |
å = (0,95 – 0,5) : 2,322 = 1,9379844 |
Феминность |
№30 (жен., 44 года) |
å = (0,75 – 0,7) : 2,322 = 0,02153316 |
Андрогинность |
№31 (жен., 45 лет) |
å = (0,8 – 0,65) : 2,322 = 0,06459948 |
Андрогинность |
№32 (жен., 45 лет) |
å = (0,85 – 0,6) : 2,322 = 1,0766581 |
Феминность |
№33 (жен., 45 лет) |
å = (0,75 – 0,7) : 2,322 = 0,02153316 |
Андрогинность |
№34 (жен., 45 лет) |
å= (0,9 – 0,8) : 2,322 = 0,04306632 |
Андрогинность |
№35 (жен., 46 лет) |
å = (0,9 – 0,6) : 2,322 = 1,2919897 |
Феминность |
№36 (жен., 47 лет) |
å = (0,75 – 0,55) : 2,322 = 0,08613264 |
Андрогинность |
№37 (жен., 48 лет) |
å = (0,8 – 0,65) : 2,322 = 0,06459948 |
Андрогинность |
№38 (жен., 48 лет) |
å = (0,95 – 0,5) : 2,322 = 1,9379844 |
Феминность |
№39 (жен., 48 лет) |
å = (0,75 - 0,7) : 2,322 = 0,02153316 |
Андрогинность |
№40 (жен., 50 лет) |
å = (0,85 – 0,7) : 2,322 = 0,06459948 |
Андрогинность |
На основе полученных табличных данных мы построили следующую диаграмму. По ней хорошо видно, что испытуемым мужчинам более, присущи мужские черты личности (мускулинный тип)-60% от всех испытуемых мужчин, а 40% испытуемых мужчин имеют смешанный, андрогинный тип личности и ни у одного испытуемого не был выявлен феминный тип
По группе испытуемых женщин были получены следующие данные: лишь у 35% женщин из всей выборки феминный тип личности, 50% женщин присущ андрогинный тип личности и у 15% испытуемых женщин выявлен мускулинный тип.
Выводы по методике С. Бем: анализируя полученные данные мы можем сказать, что соответствие "психологическому" полу больше у мальчиков, чем у девочек того же возраста. Возможно, это вызвано современными условиями жизни, либо психологическими особенностями личности.
Методика №2 – тест реактивной тревожности Спилбергера.
С помощью данной методики (приложение №2) нам удалось выявить реактивную тревожность (РТ) у всех испытуемых по выборкам и соотнести данные с предыдущей методикой – все это представлено в нижеуказанной таблице.
№ n/n испытуемых мальчиков |
Тип по тесту С.Бем |
Индивидуальные значения РТ в баллах |
№ n/n испытуемых девочек |
Тип по тесту С.Бем |
Индивидуальные значения РТ в баллах |
1 |
Андрогинный |
21 |
1 |
Мускулинный |
24 |
2 |
Мускулинный |
37 |
2 |
Феминный |
21 |
3 |
Мускулинный |
23 |
3 |
Андрогинный |
22 |
4 |
Андрогинный |
28 |
4 |
Феминный |
25 |
5 |
Мускулинный |
32 |
5 |
Андрогинный |
19 |
6 |
Мускулинный |
18 |
6 |
Мускулинный |
24 |
7 |
Мускулинный |
20 |
7 |
Мускулинный |
18 |
8 |
Мускулинный |
21 |
8 |
Феминный |
20 |
9 |
Андрогинный |
38 |
9 |
Феминный |
27 |
10 |
Андрогинный |
24 |
10 |
Андрогинный |
20 |
11 |
Мускулинный |
27 |
11 |
Андрогинный |
18 |
12 |
Мускулинный |
20 |
12 |
Феминный |
19 |
13 |
Мускулинный |
18 |
13 |
Андрогинный |
20 |
14 |
Андрогинный |
22 |
14 |
Андрогинный |
24 |
15 |
Мускулинный |
18 |
15 |
Феминный |
23 |
16 |
Андрогинный |
32 |
16 |
Андрогинный |
34 |
17 |
Мускулинный |
24 |
17 |
Андрогинный |
28 |
18 |
Мускулинный |
18 |
18 |
Феминный |
21 |
19 |
Андрогинный |
21 |
19 |
Андрогинный |
24 |
20 |
Андрогинный |
27 |
20 |
Андрогинный |
28 |
По подсчету полученных баллов, среди испытуемых мужчин:
- с андрогинным типом – достаточно низкая вероятность стресса, лишь у трех испытуемых (№9, №16) умеренные показатель реактивной тревожности (РТ), которая характеризует субъективное переживание реакции на стрессовую ситуацию;
- с мускулинным типом – низкая вероятность стресса, с низкими показателями реактивной тревожности (РТ). Лишь у двоих испытуемого из двендацати умеренный показатель (РТ №2, №5).
Среди испытуемых женщин:
- с андрогинным типом – низкая вероятность стресса, лишь у одной испытуемой №16 умеренный показатель РТ, что говорит о том, что данная испытуемая испытывает стресс.
- с феминным типом – низкие показатели РТ;
- с мускулинным типом – также низкие показатели реактивной тревожности.
Вывод по главе 3
Между индивидуальными значениями методики С.Бем и теста на реактивную тревожность Спилбергера по всей выборке (n = 40 человек) был произведен подсчет ранговой корреляции, по коэффициенту Спирмена. Сумма r = -0,266, по определению слабая корреляционная зависимость, или отрицательная. Данные корреляции говорят о том, что между показателями нет никакой зависимости.
Выводы по методике №2: как мы видим из полученных данных с помощью теста на выявление личностной тревожности Спилбергера, данные из группы мужчин с данными из группы женщин и вне зависимости от типа психологического пола ничем не отличаются.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что мужчины меньше подвержены стрессу, чем женщины того же возраста не подтвердилась.
Заключение
Теоретический анализ источников по теме исследования позволил определить понятие стресса как неотъемлемой части жизни человека , ответной реакции организма на экстремальные условия, нарушающие эмоциональное равновесие.
Профессиональный стресс - полифакторное явление, оказывающее влияние на эффективность деятельности всей организации и состояние ее человеческих ресурсов.
Основной круг типичных психологических проблем в рамках исследуемой темы можно свести к следующему:
- Наиболее распространенными являются проблемы межличностных и социальных отношений и тесно связанные с ними коммуникативные проблемы. Значимое место здесь занимают проблемы взаимоотношений полов, далее следуют взаимоотношения с родителями, друзьями, преподавателями, однокурсниками, ровесниками.
-Актуальными являются проблемы, связанные с профессиональной деятельностью. Это проблемы профессионального, социально-ролевого определения, неудовлетворенности профессиональной деятельностью, проблемы значительных различного рода перегрузок и т.п.
А актуальность вопроса, рассматриваемого в данной курсовой работе, настолько велика, что и решению это проблемы – гендерных особенностей стресса, уже неоднократно обращались, и будут обращаться в последующие годы снова и снова.
В написании этой работы передо мной стояли определенные цели и задачи, содержание которых описывается вводном разделе. Поэтому в первой главе в целом освещаются теоретические аспекты изучения проблемы стресса в разработках на современном этапе. Здесь были проанализированы работы Ганса Селье "Стресс без дистресса" три стадии стресса, когнитивная концепция Лазаруса по копинг-поведению, по клинико-психопатологическим проявлениям стресса Ю.А. Александровского, изыскания Е.Черепановой, различные статистические исследования стресса: причины и уровни стресса у разных категорий людей, О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин, В. Зигерт, Л. Ланг; О.Б. Долгинова и Е.Б. Красная, Д. Хоффельд. Также в теоретической части нами были раскрыты основные формы проявления психологического стресса и связанные с ним поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические изменения, а также субъективные и объективные причины возникновения психологического стресса.
Для осмысления исследуемой проблемы был проведен анализ исследований гендерных особенностей и поло-ролевых различий в проявлении стресса, раскрыто понятие гендера и проанализирована концепция Сандры Липсиц Бем.
Практическая часть курсовой работы содержит в себе два раздела, первый из которой полностью посвящен описанию основных целей и задач исследования, гипотезы исследования, в этом же разделе освящены основные методы данного исследования. В следующем разделе дается описание результатов, полученных в ходе эксперимента. Здесь же приводиться анализ количественных показателей, полученных при помощи первичной статистической обработки используемых методик.
С помощью второй методики на выявление реактивной тревожности, мы можем утверждать о том, что результаты по группе мужчин с данными из группы женщин и вне зависимости от типа психологического пола ничем не отличаются.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что мужчины меньше подвержены стрессу, чем женщины того же возраста не подтвердилась.
Список использованных источников
- Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства / Ю.А. Александровский, - М.: "Медицина", 1993. – 400 стр.
- Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека / В.Я. Апчел, В.Н. Цыган, - СПб.: "Питер", 1999. – 86 стр.
- Белов В.М. Психология здоровья. /В.М. Белов. - СПб.: Алетейя, 1997. - 231 с.
- Бем С.Л. Линзы тендера. Трансформация взглядов на проблемы неравенства полов / Сандра Липсиц Бем, - М.: "РОССПЭН", 2004. – 336 стр.
- Бодров В.А. Информационный стресс / В.А. Бодров, - М.: "ПЕР-СЭ", 2000. – 352 стр.
- Виткин Д. Женщина и стресс / Д. Виткин, - СПб.: "Питер", 1996. – 305 стр.
- Гринберг Дж. Управление стрессом / Дж. Гринберг, - СПб.: "Питер", 2004. – 496 стр.
- Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности / Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова, - М.: МГУ, 1989. – 399 стр.
- Дисциплинарный устав вооруженных сил РФ, 2006г. с.20
- Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматическое и соматопсихические расстройства у детей /Д.Н. Исаев, - СПб.: "Речь", 2005. – 400 стр.
- Коврова М.В.Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде: Метод. пособие/ Науч. ред. Н.П. Фетискин; Отв. за выпуск В.В. Чекмарев.- Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2000 с.38
- Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1991. – №2, С. 47 - 57
- Копонев С. Влияние стресса на здоровье // С. Копонев, "Московский психологический журнал", №2 – 2004.
- Кэхилл Л. Его, и ее мозг // В мире науки. – 2005. №8, - электронная статья: [http://www.sciam.ru/2005/8/neyrobiology.shtml]
- Лаврова К., Левин А. Синдром выгорания: профилактика и управление. Пособие для сотрудников, работающих в программах снижения вреда. 2006. с.69
- Малкина-Пых И.Г. Стратегии поведения при стрессе / И.Г. Малкина-Пых, "Московский психологический журнал", №12 – 2005.
- Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. /Т.А. Немчин. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983. - 187 с.
- Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского, - СПб.: "Питер", 2002. – 1024 стр.
- Селье Г. Стресс без дистресса / Ганс Селье – М.: "Прогресс", 1979. – 123 стр.
- Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку / Е.М. Черепанова, - М.: "Академия", 1997. – 264 стр.
- Шереги Ф.Э.Основы прикладной социологии. / Под ред. Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. - М.: «Academia», 1995- 215 с.
- Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых, - СПб.: "Питер", 2006. – 256 стр.
- Братусь Б.С. и др. Психологические проблемы изучения и коррекции аномалий личности. М., 1988.-86с.