Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса ( Понимание и исследование стресса в отечественной и зарубежной психологии ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 198
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понимание и исследование стресса в отечественной и зарубежной психологии
1.1. Стресс как проблема в разработках на современном этапе
1.2. Стресс и его психологические особенности проявления
1.3. Гендерные особенности проявления стресса
Глава 2. Теоретические аспекты рассмотрения проблемы профессионального стресса
2.1. Профессиональный стресс, его факторы и профессиональное здоровье
2.2. Методы управления стрессовыми состояниями
Глава 3. Исследование особенностей проявления профессионального стресса
3.1. Методы исследования профессионального стресса
Приложения
Приложение №1
Методика С. Бем
Методика была предложена Сандрой Бем (Sandra L. Bern, 1974) для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств. Опросник может применяться и в форме экспертного рейтинга. В таком случае оценка испытуемого по представленным качествам осуществляется компетентными судьями — людьми хорошо знающими испытуемого (муж, жена, родители и др.).
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1. Верящий в себя
2. Умеющий уступать
3. Способный помочь
4. Склонный защищать свои взгляды
5. Жизнерадостный
6. Угрюмый
7. Независимый
8. Застенчивый
9. Совестливый
10. Атлетический
11 . Нежный
12. Театральный
13. Напористый
14. Падкий на лесть
15. Удачливый
16. Сильная личность
17. Преданный
18. Непредсказуемый
19. Сильный
20. Женственный
21. Надежный
22. Аналитичный
23. Умеющий сочувствовать
24. Ревнивый
25. Способный к лидерству
26. Заботящийся о людях
27. Прямой, правдивый
28. Склонный к риску
29. Понимающий других
30. Скрытный
31. Быстрый в принятии решений
32. Сострадающий
33. Искренний
34. Полагающийся только на себя (самодостаточный)
35. Способный утешить
36. Тщеславный
37. Властный
38. Имеющий тихий голос
39. Привлекательный
40. Мужественный
41. Теплый, сердечный
42. Торжественный, важный
43. Имеющий собственную позицию
44. Мягкий
45. Умеющий дружить
46. Агрессивный
47. Доверчивый
48. Малорезультативный
49. Склонный вести за собой
50. Инфантильный
51. Адаптивный, приспособляющийся
52. Индивидуалист
53. Не любящий ругательств
54. Не систематичный
55. Имеющий дух соревнования
56. Любящий детей
57. Тактичный
58. Амбициозный, честолюбивый
59. Спокойный
60. Традиционный, подверженный условностям
КЛЮЧ К ТЕСТУ
маскулинность («да»): 1,4, 7, 10,13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37,40,43,46,49,52,55,58
фемининность («да»): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29,32, 35, 38,41,44,47,50,53,56,59
За каждое совпадение ответа с ключом начисляется один балл. Затем определяются показатели фемининности (F) и маскулинности (М) в соответствии со следующими формулами.
F= (сумма баллов по фемининности): 20 М= (сумма баллов по маскулинности): 20 Основной индекс IS определяется как:
IS = (F —M) х 2,322
Если величина индекса IS заключена в пределах от -1 до + 1, то делают заключение об андрогинности. Если индекс меньше-1 (IS <-l), то делается заключение о маскулинности, а если индекс больше +1 (IS > 1) — о фемининности. При этом, в случае когда IS < — 2,025 говорят о ярко выраженной маскулинности, а если IS > +2,025 — говорят о ярко выраженной фемининности.
Приложение №2
Шкала самооценки уровня тревожности Ч.Д. Спилбергера-Ю.Л. Ханина.
Данная методика является надежным и информативным источником информации самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработана Ч.Д. Спилбергером (США) и адаптирована Ю.Л. Ханиным.
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.
Но тревожность изначально не является негативной чертой. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный уровень «полезной тревоги».
Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.
Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:
,
где
Е1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;
Е2 – сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20).
,
где
Е1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;
Е2 – сумма остальных цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.
При интерпретации результат можно оценивать так:
до 30 – низкая тревожность;
31-45 – умеренная тревожность;
46 и более – высокая тревожность.
Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к проявлению состояния тревоги в ситуациях оценки собственной компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.
Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя «в лучшем свете».
Инструкция:
«Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».
Нет, это не так |
Пожалуй, так |
Верно |
Совершенно верно |
||
1. |
Я спокоен |
1 |
2 |
3 |
4 |
2. |
Мне ничто не угрожает |
1 |
2 |
3 |
4 |
3. |
Я нахожусь в напряжении |
1 |
2 |
3 |
4 |
4. |
Я испытываю сожаление |
1 |
2 |
3 |
4 |
5. |
Я чувствую себя свободно |
1 |
2 |
3 |
4 |
6. |
Я расстроен |
1 |
2 |
3 |
4 |
7. |
Меня волнуют возможные неудачи |
1 |
2 |
3 |
4 |
8. |
Я чувствую себя отдохнувшим |
1 |
2 |
3 |
4 |
9. |
Я встревожен |
1 |
2 |
3 |
4 |
10. |
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения |
1 |
2 |
3 |
4 |
11. |
Я уверен в себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
12. |
Я нервничаю |
1 |
2 |
3 |
4 |
13. |
Я не нахожу себе места |
1 |
2 |
3 |
4 |
14. |
Я взвинчен |
1 |
2 |
3 |
4 |
15. |
Я не чувствую скованности, напряженности |
1 |
2 |
3 |
4 |
16. |
Я доволен |
1 |
2 |
3 |
4 |
17. |
Я озабочен |
1 |
2 |
3 |
4 |
18. |
Я слишком возбужден, и мне не по себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
19. |
Мне радостно |
1 |
2 |
3 |
4 |
20. |
Мне приятно |
1 |
2 |
3 |
4 |
Инструкция:
«Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
||
21. |
Я испытываю удовольствие |
1 |
2 |
3 |
4 |
22. |
Я очень легко устаю |
1 |
2 |
3 |
4 |
23. |
Я легко могу заплакать |
1 |
2 |
3 |
4 |
24. |
Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие |
1 |
2 |
3 |
4 |
25. |
Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения |
1 |
2 |
3 |
4 |
26. |
Обычно я чувствую себя бодрым |
1 |
2 |
3 |
4 |
27. |
Я спокоен, хладнокровен и собран |
1 |
2 |
3 |
4 |
28. |
Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня |
1 |
2 |
3 |
4 |
29. |
Я слишком переживаю из-за пустяков |
1 |
2 |
3 |
4 |
30. |
Я вполне счастлив |
1 |
2 |
3 |
4 |
31. |
Я принимаю все близко к сердцу |
1 |
2 |
3 |
4 |
32. |
Мне не хватает уверенности в себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
33. |
Обычно я чувствую себя в безопасности |
1 |
2 |
3 |
4 |
34. |
Я стараюсь избегать критических ситуаций |
1 |
2 |
3 |
4 |
35. |
У меня бывает хандра |
1 |
2 |
3 |
4 |
36. |
Я доволен |
1 |
2 |
3 |
4 |
37. |
Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня |
1 |
2 |
3 |
4 |
38. |
Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу забыть о них |
1 |
2 |
3 |
4 |
39. |
Я уравновешенный человек |
1 |
2 |
3 |
4 |
40. |
Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах |
1 |
2 |
3 |
4 |