Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса ( Понимание и исследование стресса в отечественной и зарубежной психологии ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 171

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данный опросник позволяет дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние.

  • и методы математической статистики.

База для исследования: в исследовании принимали участие 40 сотрудников организации ТОО. Среди сотрудников была произведена выборка: 20 мужчин и 20 женщин, в возрасте от 30 до 50 лет.

3.2. Описание результатов исследования особенностей проявления профессионального стресса у женщин и мужчин

На первом этапе исследования испытуемым была предложена методика Сандры Бем (приложение №1), которая выявляет три типа "психологического пола":

  1. Мускулинность – типично мужские черты личности, традиционно к ним относятся такие, как независимость, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др.
  2. Феминность – типично женские черты личности такие, как уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию и др.
  3. Андрогинность – в соответствии с существующими представлениями индивид не обязательно является носителем четко выраженной психологической маскулинности или фемининности. В личности могут быть на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов. При этом предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогннного типа. При этом большая мягкость, устойчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия.

С помощью данной методики были получены следующие данные, которые представлены в таблице ниже:

Испытуемый № n/n

Сумма в баллах,

(F – M) : 2,322

Выявленный тип:

№1 (муж., 32 года)

å = (0,8 – 0,8) : 2,322 = 0

Андрогинность

№2 (муж., 34 года)

å = (0,7 – 0,9) : 2,322 = -0,08613264

Мускулинность

№3 (муж., 36 лет)

å = (0,6 – 0,9) : 2, 322 = -0,12919897

Мускулинность

№4 (муж., 36 лет)

å = (0,75 – 0,7) : 2,322 = 0,02153316

Андрогинность

№5 (муж., 39 лет)

å = (0,7 – 0,75) :2,322 = - 0,02153316

Мускулинность

№6 (муж., 40 лет)

å = (0,75 – 0,8) : 2,322 = -0,02153316

Мускулинность

№7 (муж., 42 года)

å = (0,65 – 0,85) : 2,322= - 0,8613264

Мускулинность

№8 (муж., 42 года)

å = (0,7 – 0,75) : 2,322 = - 0,02153316

Мускулинность

№9 (муж., 42 года)

å = (0,8 – 0,7) : 2,322 = 0,04306632

Андрогинность

№10 (муж., 43года)

å = (0,85 – 0,75) : 2,322 = 0,04306632

Андрогинность

№11 (муж.,44 года)

å = (0,55 – 0,75) :2, 322 = -0,08613264

Мускулинность

№12 (муж.,44 года)

å = (0,75 – 0,8) : 2,322 = -0,02153316

Мускулинность

№13 (муж., 45 лет)

å = (0,7 – 0,9) : 2,322 = -0,08613264

Мускулинность

№14 (муж., 45 лет)

å = (0,6 – 0,6) :2,322 = 0

Андрогинность

№15 (муж., 46 лет)

å = (0,7 – 0,75) : 2,322 = - 0,02153316

Мускулинность

№16 (муж., 46 лет)

å = (0,75 – 0,7) : 2,322 = 0,02153316

Андрогинность

№17 (муж., 46 лет)

å = (0,7 – 0,75) :2,322 = - 0,02153316

Мускулинность

№18 (муж., 47 лет)

å = (0,6 – 0,9) : 2, 322 = -0,12919897

Мускулинность

№19 (муж., 49 лет)

å = (0,8 – 0,7) : 2,322 = 0,04306632

Андрогинность

№20 (муж., 50 лет)

å = (0,85 – 0,75) : 2,322 = 0,04306632

Андрогинность

№21 (жен., 31 год)

å = (0,6 – 0,9) : 2, 322 = -0,12919897

Мускулинность

№22 (жен., 32 года)

å = (0,95 – 0,5) : 2,322 = 1,9379844

Феминность

№23 (жен., 33 года)

å = (0,85 – 0,85) = 0

Андрогинность

№24 (жен., 35 лет)

å = (0,85 – 0,6) : 2,322 = 1,0766581

Феминность

№25 (жен., 36 год)

å = (0,75 – 0,7) : 2,322 = 0,02153316

Андрогинность

№26 (жен., 38 лет)

å = (0,7 – 0,75) : 2,322 = - 0,02153316

Мускулинность

№27 (жен., 41 год)

å = (0,7 – 0,9) : 2,322 = -0,08613264

Мускулинность

№28 (жен., 43 года)

å = (0,95 – 0,5) : 2,322 = 1,9379844

Феминность

№29 (жен., 44 года)

å = (0,95 – 0,5) : 2,322 = 1,9379844

Феминность

№30 (жен., 44 года)

å = (0,75 – 0,7) : 2,322 = 0,02153316

Андрогинность

№31 (жен., 45 лет)

å = (0,8 – 0,65) : 2,322 = 0,06459948

Андрогинность

№32 (жен., 45 лет)

å = (0,85 – 0,6) : 2,322 = 1,0766581

Феминность

№33 (жен., 45 лет)

å = (0,75 – 0,7) : 2,322 = 0,02153316

Андрогинность

№34 (жен., 45 лет)

å= (0,9 – 0,8) : 2,322 = 0,04306632

Андрогинность

№35 (жен., 46 лет)

å = (0,9 – 0,6) : 2,322 = 1,2919897

Феминность

№36 (жен., 47 лет)

å = (0,75 – 0,55) : 2,322 = 0,08613264

Андрогинность

№37 (жен., 48 лет)

å = (0,8 – 0,65) : 2,322 = 0,06459948

Андрогинность

№38 (жен., 48 лет)

å = (0,95 – 0,5) : 2,322 = 1,9379844

Феминность

№39 (жен., 48 лет)

å = (0,75 - 0,7) : 2,322 = 0,02153316

Андрогинность

№40 (жен., 50 лет)

å = (0,85 – 0,7) : 2,322 = 0,06459948

Андрогинность


На основе полученных табличных данных мы построили следующую диаграмму. По ней хорошо видно, что испытуемым мужчинам более, присущи мужские черты личности (мускулинный тип)-60% от всех испытуемых мужчин, а 40% испытуемых мужчин имеют смешанный, андрогинный тип личности и ни у одного испытуемого не был выявлен феминный тип

По группе испытуемых женщин были получены следующие данные: лишь у 35% женщин из всей выборки феминный тип личности, 50% женщин присущ андрогинный тип личности и у 15% испытуемых женщин выявлен мускулинный тип.

Выводы по методике С. Бем: анализируя полученные данные мы можем сказать, что соответствие "психологическому" полу больше у мальчиков, чем у девочек того же возраста. Возможно, это вызвано современными условиями жизни, либо психологическими особенностями личности.

Методика №2 – тест реактивной тревожности Спилбергера.

С помощью данной методики (приложение №2) нам удалось выявить реактивную тревожность (РТ) у всех испытуемых по выборкам и соотнести данные с предыдущей методикой – все это представлено в нижеуказанной таблице.

№ n/n испытуемых мальчиков

Тип по тесту С.Бем

Индивидуальные значения РТ в баллах

№ n/n испытуемых девочек

Тип по тесту С.Бем

Индивидуальные значения РТ в баллах

1

Андрогинный

21

1

Мускулинный

24

2

Мускулинный

37

2

Феминный

21

3

Мускулинный

23

3

Андрогинный

22

4

Андрогинный

28

4

Феминный

25

5

Мускулинный

32

5

Андрогинный

19

6

Мускулинный

18

6

Мускулинный

24

7

Мускулинный

20

7

Мускулинный

18

8

Мускулинный

21

8

Феминный

20

9

Андрогинный

38

9

Феминный

27

10

Андрогинный

24

10

Андрогинный

20

11

Мускулинный

27

11

Андрогинный

18

12

Мускулинный

20

12

Феминный

19

13

Мускулинный

18

13

Андрогинный

20

14

Андрогинный

22

14

Андрогинный

24

15

Мускулинный

18

15

Феминный

23

16

Андрогинный

32

16

Андрогинный

34

17

Мускулинный

24

17

Андрогинный

28

18

Мускулинный

18

18

Феминный

21

19

Андрогинный

21

19

Андрогинный

24

20

Андрогинный

27

20

Андрогинный

28


По подсчету полученных баллов, среди испытуемых мужчин:

  • с андрогинным типом – достаточно низкая вероятность стресса, лишь у трех испытуемых (№9, №16) умеренные показатель реактивной тревожности (РТ), которая характеризует субъективное переживание реакции на стрессовую ситуацию;
  • с мускулинным типом – низкая вероятность стресса, с низкими показателями реактивной тревожности (РТ). Лишь у двоих испытуемого из двендацати умеренный показатель (РТ №2, №5).

Среди испытуемых женщин:

  • с андрогинным типом – низкая вероятность стресса, лишь у одной испытуемой №16 умеренный показатель РТ, что говорит о том, что данная испытуемая испытывает стресс.
  • с феминным типом – низкие показатели РТ;
  • с мускулинным типом – также низкие показатели реактивной тревожности.

Вывод по главе 3

Между индивидуальными значениями методики С.Бем и теста на реактивную тревожность Спилбергера по всей выборке (n = 40 человек) был произведен подсчет ранговой корреляции, по коэффициенту Спирмена. Сумма r = -0,266, по определению слабая корреляционная зависимость, или отрицательная. Данные корреляции говорят о том, что между показателями нет никакой зависимости.

Выводы по методике №2: как мы видим из полученных данных с помощью теста на выявление личностной тревожности Спилбергера, данные из группы мужчин с данными из группы женщин и вне зависимости от типа психологического пола ничем не отличаются.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что мужчины меньше подвержены стрессу, чем женщины того же возраста не подтвердилась.

Заключение

Теоретический анализ источников по теме исследования позволил определить понятие стресса как неотъемлемой части жизни человека , ответной реакции организма на экстремальные условия, нарушающие эмоциональное равновесие.

Профессиональный стресс - полифакторное явление, оказывающее влияние на эффективность деятельности всей организации и состояние ее человеческих ресурсов.

Основной круг типичных психологических проблем в рамках исследуемой темы можно свести к следующему:

- Наиболее распространенными являются проблемы межличностных и социальных отношений и тесно связанные с ними коммуникативные проблемы. Значимое место здесь занимают проблемы взаимоотношений полов, далее следуют взаимоотношения с родителями, друзьями, преподавателями, однокурсниками, ровесниками.


-Актуальными являются проблемы, связанные с профессиональной деятельностью. Это проблемы профессионального, социально-ролевого определения, неудовлетворенности профессиональной деятельностью, проблемы значительных различного рода перегрузок и т.п.

А актуальность вопроса, рассматриваемого в данной курсовой работе, настолько велика, что и решению это проблемы – гендерных особенностей стресса, уже неоднократно обращались, и будут обращаться в последующие годы снова и снова.

В написании этой работы передо мной стояли определенные цели и задачи, содержание которых описывается вводном разделе. Поэтому в первой главе в целом освещаются теоретические аспекты изучения проблемы стресса в разработках на современном этапе. Здесь были проанализированы работы Ганса Селье "Стресс без дистресса" три стадии стресса, когнитивная концепция Лазаруса по копинг-поведению, по клинико-психопатологическим проявлениям стресса Ю.А. Александровского, изыскания Е.Черепановой, различные статистические исследования стресса: причины и уровни стресса у разных категорий людей, О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин, В. Зигерт, Л. Ланг; О.Б. Долгинова и Е.Б. Красная, Д. Хоффельд. Также в теоретической части нами были раскрыты основные формы проявления психологического стресса и связанные с ним поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические изменения, а также субъективные и объективные причины возникновения психологического стресса.

Для осмысления исследуемой проблемы был проведен анализ исследований гендерных особенностей и поло-ролевых различий в проявлении стресса, раскрыто понятие гендера и проанализирована концепция Сандры Липсиц Бем.

Практическая часть курсовой работы содержит в себе два раздела, первый из которой полностью посвящен описанию основных целей и задач исследования, гипотезы исследования, в этом же разделе освящены основные методы данного исследования. В следующем разделе дается описание результатов, полученных в ходе эксперимента. Здесь же приводиться анализ количественных показателей, полученных при помощи первичной статистической обработки используемых методик.

С помощью второй методики на выявление реактивной тревожности, мы можем утверждать о том, что результаты по группе мужчин с данными из группы женщин и вне зависимости от типа психологического пола ничем не отличаются.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что мужчины меньше подвержены стрессу, чем женщины того же возраста не подтвердилась.


Список использованных источников

  1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства / Ю.А. Александровский, - М.: "Медицина", 1993. – 400 стр.
  2. Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека / В.Я. Апчел, В.Н. Цыган, - СПб.: "Питер", 1999. – 86 стр.
  3. Белов В.М. Психология здоровья. /В.М. Белов. - СПб.: Алетейя, 1997. - 231 с.
  4. Бем С.Л. Линзы тендера. Трансформация взглядов на проблемы неравенства полов / Сандра Липсиц Бем, - М.: "РОССПЭН", 2004. – 336 стр.
  5. Бодров В.А. Информационный стресс / В.А. Бодров, - М.: "ПЕР-СЭ", 2000. – 352 стр.
  6. Виткин Д. Женщина и стресс / Д. Виткин, - СПб.: "Питер", 1996. – 305 стр.
  7. Гринберг Дж. Управление стрессом / Дж. Гринберг, - СПб.: "Питер", 2004. – 496 стр.
  8. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности / Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова, - М.: МГУ, 1989. – 399 стр.
  9. Дисциплинарный устав вооруженных сил РФ, 2006г. с.20
  10. Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматическое и соматопсихические расстройства у детей /Д.Н. Исаев, - СПб.: "Речь", 2005. – 400 стр.
  11. Коврова М.В.Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде: Метод. пособие/ Науч. ред. Н.П. Фетискин; Отв. за выпуск В.В. Чекмарев.- Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2000 с.38
  12. Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1991. – №2, С. 47 - 57
  13. Копонев С. Влияние стресса на здоровье // С. Копонев, "Московский психологический журнал", №2 – 2004.
  14. Кэхилл Л. Его, и ее мозг // В мире науки. – 2005. №8, - электронная статья: [http://www.sciam.ru/2005/8/neyrobiology.shtml]
  15. Лаврова К., Левин А. Синдром выгорания: профилактика и управление. Пособие для сотрудников, работающих в программах снижения вреда. 2006. с.69
  16. Малкина-Пых И.Г. Стратегии поведения при стрессе / И.Г. Малкина-Пых, "Московский психологический журнал", №12 – 2005.
  17. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. /Т.А. Немчин. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983. - 187 с.
  18. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского, - СПб.: "Питер", 2002. – 1024 стр.
  19. Селье Г. Стресс без дистресса / Ганс Селье – М.: "Прогресс", 1979. – 123 стр.
  20. Черепанова Е.М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку / Е.М. Черепанова, - М.: "Академия", 1997. – 264 стр.
  21. Шереги Ф.Э.Основы прикладной социологии. / Под ред. Шереги Ф.Э., Горшкова М.К. - М.: «Academia», 1995- 215 с.
  22. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых, - СПб.: "Питер", 2006. – 256 стр.
  23. Братусь Б.С. и др. Психологические проблемы изучения и коррекции аномалий личности. М., 1988.-86с.