Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса ( Понимание и исследование стресса в отечественной и зарубежной психологии ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

. Профессиональная карьера. Стрессогенные факторы: проблема статуса; неудовлетворительные перспективы продвижения по службе (медленное или слишком быстрое); неясно очерченный круг обязанностей и прав, присущих данной должности; изменение служебных обязанностей; перспектива сокращения (угроза увольнения, безработица) или преждевременного выхода на пенсию; фрустрация из-за достижения предела своей карьеры; чувство «заложника» выполняемой работы (профессиональный «капкан»): «ничего лучшего не найти»; недостаток необходимых профессиональных знаний и умений; чрезмерные притязания, амбиции, неадекватные собственным возможностям; несбывшиеся надежды; переход на другую работу; выход на пенсию;

. Оплата труда и взаимоотношения на работе. Сюда входят отсутствие ясности в оплате труда; переживание несоответствия между затратами сил на выполняемую работу и ее оплатой; неравная оплата труда; неприятности (конфликт) с руководством по службе; плохое руководство; взаимоотношения с коллегами по работе, конфликты; ограничения свободы поведения; неблагоприятный психологический климат в рабочем коллективе; интриги; изоляция в рабочей группе [15, c.58];

. Внеорганизационные источники стресса, к которым могут относиться проблемы в семье (конфликты, недостаток заботы, избыточные домашние нагрузки и др.); жизненные кризисы (возрастные, экзистенциальные и пр.); финансовые проблемы; общая социальная необеспеченность (проблемы с жильем, коммунальным и медицинским обслуживанием, транспортом, юридическим статусом и т.д.); конфликты личностных ценностей с ценностями, декларируемыми организацией; проблемы со здоровьем.

Понятно, что, влияние различных стресс-факторов профессиональной деятельности на эмоциональную составляющую профессионального здоровья человека велико. Стрессы обуславливают многие соматические заболевания. Поэтому, чтобы эффективно противостоять воздействию стрессоров, необходимо обладать крепким здоровьем, большим запасом функциональных резервов, эффективной психической саморегуляцией. В противном случае риск профессиональных заболеваний повышается.

Крайне актуальна когнитивная составляющая профессионального здоровья. Под которой понимаются знания человека о своем профессиональном здоровье, понимание роли здоровья в жизнедеятельности, знание основных факторов, оказывающих как негативное, так и позитивное влияние на профессиональное здоровье человека и др. А также устойчивость и концентрация внимания, профессиональная память, профессиональная наблюдательность, критичность мышления, необходимость принимать много решений и др. Всё это несомненно определяет успешность человека в профессиональной деятельности, отражает его способность мыслить, принимать адекватные решения, уметь выделять главное, находить недостающую информацию, скорость принятия решения, их правильность, объем. Здесь профессиональное здоровье проявляется в способности мыслить позитивно и оперативно.


Поведенческая составляющая профессионального здоровья предполагает выбор той или иной стратегии преодолевающего поведения (копинг-стратегии) в стрессовых ситуациях профессиональной деятельности. Выбор оптимальной копинг-стратегии позволяет человеку как можно лучше адаптироваться к требованиям ситуации путем овладения, ослабления или смягчения требований, тем самым уменьшает стрессовое воздействие ситуации. В противном случае может возрасти психическое напряжение.

В качестве основополагающего подхода к пониманию профессионального здоровья можно взять за основу подход Б.С. Братуся [23, с. 58], в котором проявления «профессионального здоровья - нездоровья» рассматриваются на четырех уровнях - соматическом (биологическом), психическом, социальном и экзистенциальном (или духовном, эсхатологическом). Отсюда, профессиональное здоровье - это комплексное, системное понятие, в которое входят эмоциональный (удовлетворенность своей работой, продвижением по службе, руководством, вера в себя и свои способности и т.д.), когнитивный (знания человека о своем профессиональном здоровье, устойчивость и концентрация внимания, критичность мышления, необходимость принимать много решений и др.), поведенческий (стресс-преодолевающее поведение и т.д.) аспекты личности.

2.2. Методы управления стрессовыми состояниями

Избавиться от стресса достаточно сложно, поэтому важно научиться управлять стрессом, более эффективно справляться со стрессовыми ситуациями и снимать накопившееся напряжение.

Процесс управления стрессом включает в себя три главных направления:

  • профилактика стрессогенных факторов,
  • уменьшение напряжения от неизбежных стрессоров,
  • организация системы преодоления их негативных последствий [9, С. 47-54].

Сотрудникам во время стресса необходима оптимизация (коррекция) его уровня, т. е. снижении его у сверх – тревожных сотрудников с чрезмерно лабильной психикой и, возможно, некотором повышении его у инертных, маломотивированных работников. Коррекция уровня стресса может достигаться разными средствами:

  • при помощи фармакологических препаратов,
  • методы психической саморегуляции,
  • оптимизация режима труда и отдыха,
  • при помощи системы биологической обратной связи и т. д. [9, С. 170].

Существует много методов коррекции психоэмоционального стресса, и задача состоит в том, чтобы выбрать те из них, которые отвечали бы, с одной стороны, индивидуальным особенностям конкретной личности, а с другой – реальным условиям, существующим в данном месте и в данное время [46, С. 186].


Приведем две классификации методов нейтрализации стрессов

Наиболее простыми являются физические методы уменьшения стресса. Многочисленные наблюдения доказывают, что закаливание, сауна и парная баня являются прекрасными антистрессорными методами, которые веками использовались в народной медицине и не потеряли своего значения и в настоящее время.

Занятия физкультурой и спортом являются существенным фактором профилактики и коррекции психологического стресса. Физическая активность при стрессе генетически обусловлена, является ответной реакцией на стресс (стратегия бегства или борьбы). Занятия физкультурой переключают внимание на новые раздражители, и снижают актуальность проблемы. Спорт активизирует работу сердечно-сосудистой системы, нервной системы, повышает активность иммунной системы. Активность тела дает положительные эмоции, хорошее настроение. Занятия спортом, различные техники закаливания дают хороший антистрессовый эффект [21, С. 31].

Следующая группа биохимических методов снятия стресса включает в себя различные фармакологические препараты, лекарственные растения, наркотические вещества, алкоголь и ароматерапию. Ароматерапия в последнее время является достаточно распространенным методом снятия стресса, т.к. среди множества эфирных масел есть набор веществ, которые обладают хорошими седативными и антистрессорными свойствами.

Физиологические методы регуляции стресса заключаются в непосредственном воздействии на физиологические процессы в организме, в частности, на сердечнососудистую, дыхательную и мышечную системы [9, С. 192].

Рассмотрим некоторые психологические методы оптимизации уровня стресса.

  1. Аутогенная тренировка (АТ), или кратко – аутотренинг представляет собой систему упражнений, направленных человеком на себя и предназначенных для саморегуляции психических и физических состояний [21, С. 32].
  2. Нервно-мышечная релаксация – это система специальных упражнений для расслабления различных групп мышц. Целью этой тренировки является снятие мышечного тонуса, который напрямую связан с различными формами отрицательного эмоционального возбуждения: страх, тревожность, смущение. Уменьшив или предотвратив тонус мышц, можно снять стрессовые состояния, бессонницу, мигрени, а также можно нормализовать эмоциональный фон [21, С. 42].
  3. Визуализация (использование позитивных образов). Существует ряд экспериментальных научных работ, свидетельствующих о позитивном влияний ожиданий и представлений на улучшение функционирования иммунной системы человека. Четкое представление желаемого результата ведет к позитивному мышлению, что способствует преодолению стресса [21, С. 46].
  4. Медитация является классическим способом сосредоточения, благодаря которому происходит снятие психоэмоционального напряжения, умственной и физической усталости [21, С. 54].
  5. Концентрация Неумение отключаться – фактор, тесно связанный со стрессом. Концентрационные упражнения просто незаменимы для оптимизации уровня стресса. Их можно выполнять где и когда угодно в течение дня [21, С. 62].

Подводя итог вышесказанному отметим, что множество людей обладают знаниями о методах уменьшения стресса, но, тем не менее, испытывают стрессы в своей жизни. Такая ситуация связана с тем, что в большинстве случаев антистрессорные методы применяются спонтанно и не всегда обоснованно, а в результате – с низкой эффективностью. Ведущим способом оптимизации чрезмерного эмоционального напряжения является гармоничное развитие личности человека, формирование у него самостоятельной мировоззренческой позиции.

Вывод по главе 2

Трудовая деятельность – один из наиболее интеллектуально и эмоционально напряженных видов деятельности. Работа является стрессом для большинства сотрудников. Интенсивность развивающейся реакции на стресс у сотрудников в большей степени определяется личностной значимостью воздействующего фактора. Поэтому один и тот же вид деятельности может у различных работников приводить к разнообразным психофизиологическим и соматическим проявлениям. У некоторых сотрудников может оказывать значительное травмирующее воздействие на психику вплоть до появления у невротических расстройств.

Негативное влияние стресса на организм человека свидетельствует о необходимости управления стрессовыми состояниями. Многие люди знают, как преодолеть стрессовую ситуацию. Однако антистрессовые методы не всегда применяются человеком обоснованно, зачастую спонтанно, что в результате дает низкую эффективность.

Ведущим способом оптимизации чрезмерного эмоционального напряжения является гармоничное развитие личности человека, формирование у него самостоятельной мировоззренческой позиции.

Глава 3. Исследование особенностей проявления профессионального стресса

3.1. Методы исследования профессионального стресса

Цель и задачи исследования: цель данного исследования состоит в выявлении стрессовых состояний личности и изучении гендерных особенностей проявления стрессовых состояний. Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:


  1. использование научных концепции зарубежных и отечественных исследователей, как база для собственного исследования;
  2. выявить особенности проявления психологического стресса у мужчины и женщины;
  3. определить психологический пол с помощью разработанной методики Сандры Бем;
  4. диагностировать и определить подверженность к стрессовым состояниям личности с помощью специализированных методик;
  5. сделать анализ результатов проведенного исследования.

Гипотеза исследования: в проводимом исследовании я выдвигаю гипотезу о том, что мужчины меньше подвержены стрессу, чем женщины того же возраста.

Объектом исследования: являются различия в проявлении стресса у мужчин и женщин.

Предметом исследования: гендерные особенности стресса.

Методы исследования:

Теоретические: анализ научных разработок по психологии относительно исследуемой проблематики, системный анализ и синтез.

Эмпирические:

  • беседа, проводилась на начальном этапе исследования и в ходе всего исследования;
  • методика Сандры Бем. Данная методика была предложена Сандрой Бем (1974) для диагностики психологического пола и определяет степень андрогинности, маскулинности и фемининности личности. Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает "да" или "нет", оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств. Опросник можно применять и в форме экспертного рейтинга. В таком случае оценка испытуемого по представленным качествам осуществляется компетентными судьями — людьми, хорошо знающими испытуемого (муж, жена, родители и др.). (Приложение №1)
  • тест реактивной тревожности Спилбергера. Данный тест является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д. Спилбергером и адаптирован Ю.Л.Ханиным.(Приложение №2)

Назначение теста:

Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий "веер" ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.