Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса ( Понимание и исследование стресса в отечественной и зарубежной психологии ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок №3, эмоциональные признаки стресса.

Можно выделить две группы субъективных причин, вызывающих стресс. Первая группа связана с относительно постоянной составляющей личности человека, тогда как вторая группа причин стресса носит динамический характер. В обоих случаях стресс может вызываться рассогласованием между ожидаемыми событиями и реальностью, хотя программы поведения человека могут быть длительными или краткосрочными, жесткими или динамичными (см. рисунок №4).

Рисунок №4. Причины стресса

  • несоответствие генетических программ современным условиям. Ученые к настоящему времени твердо установили, что большинство ответных реакций на биологические и физические воздействия носят рефлекторный характер и генетически запрограммированы на уровне ДНК.
  • стресс от реализации негативных родительских программ. Часть программ поведения вкладывается в голову ребенка его родителями, учителями или другими лицами, пока его сознание еще отличается повышенной внушаемостью. Эти программы называют "неосознанными установками", "жизненными принципами" или "родительскими сценариями", и они могут оказывать весьма существенную роль на дальнейшую жизнь индивида.
  • стресс, вызванный когнитивным диссонансом и механизмами психологической защиты. Как мы уже выяснили выше, источником многих стрессов являются эмоции человека, которые провоцируют его на спонтанные реакции вопреки голосу разума, пытающегося спокойно и рационально оценить ту или иную ситуацию. Однако бывает и так, что разум начинает подыгрывать чувствам, находя для оправдания нелогичных поступков человека "псевдологичные" объяснения. По мере освоения среды обитания в сознании каждого человека формируется определенная "виртуальная" картина окружающего мира, которая описывает и объясняет все, что происходит с ним самим и другими людьми, а также со всей остальной природой. Если же реальность вступает в противоречие с нашим представлением о возможном и должном, то возникает стресс, причем достаточно сильный. Впервые это явление описал психолог Леон Фестннгер, который ввел понятие когнитивного диссонанса — противоречия между двумя реальностями - объективной реальностью мира и виртуальной реальностью нашего сознания, описывающей мир. Если некоторое событие не может быть описано в системе существующих у человека представлений о мире, то он крайне редко меняет модель мира. Гораздо чаще человек или создает дополнительные конструкции, укрепляющие модель, или же игнорирует реальность.
  • Стресс, связанный с неадекватными установками и убеждениями личности.
  • установка на оптимизм или пессимизм.
  • политические и религиозные установки.

Эти стратегии имеют свои преимущества и недостатки, и каждый индивидуум подсознательно или неосознанно выбирает свой тип отношения к жизни, исходя из собственного опыта, примеров родителей и особенностей высшей нервной деятельности.

  • Невозможность реализации актуальной потребности. В настоящее время наиболее известной и в то же время простой схемой, описывающей организацию человеческих потребностей, является "пирамида" Абрахама Маслоу. В соответствии с "пирамидой Маслоу" выделим основные стрессы:
  • Физиологические потребности – стресс, вызнанный голодом, жаждой, нехваткой сна, неадекватной температурой, умственной и физической усталостью, чрезмерно быстрым темпом жизни или его резкой сменой.
  • Потребность в безопасности – стресс, связанный со страхами и тревогами: страхом потерять работу, страхом провалиться на экзамене, страхом смерти, страхом неблагоприятных изменений в личной жизни, страхом за здоровье близких и т.д.
  • Потребность в принадлежности – стресс от морального или физического одиночества, стресс при потере близких людей или их болезни. Стресс неразделенной любви.
  • Потребность в уважении – стресс крушения карьеры, от невозможности реализовать свои амбиции.
  • Потребность в самореализации – стресс от невозможности реализовать свое призвание, стресс от занятия нелюбимым делом.
  • Стресс, связанный с неправильной коммуникацией. Существует множество причин, вызывающих стресс во время общения. Важнейшие из них: неправомерные требования, завышенные ожидания, негативные предубеждения, критика, непонимание ведущей мотивации другого.
  • Стресс от неадекватной реализации условных рефлексов. Осваивая среду обитания, наш мозг учится распознавать сигналы, свидетельствующие о наступлении важных для организма событий. Это могут быть полезные реакции, помогающие нам заранее готовиться к будущим событиям, но иногда условные рефлексы мешают людям жить.
  • Неумение обращаться со временем (стресс и время). Довольно часто причиной стресса являются чрезмерно размытые временные границы психологического состояния. Это бывает в том случае, если человек слишком большое эмоциональное значение придает прошлому или будущему. Такой стресс опасен еще и тем, что часто он программирует будущие неудачи. При этом опасения человека фактически подтверждаются, что негативно сказывается на самооценке и уверенности личности.

Объективные причины возникновения психологического стресса:


  1. условия жизни и работы (постоянные компоненты существования):
  2. локальные – относятся бытовые домашние проблемы, тяжелая, изматывающая работа – и транспортные проблемы;
  3. глобальные - представлены загрязнением окружающей среды. При этом часто вредные условия среды обитания вызывают стресс не за счет непосредственного воздействия на организм;
  4. взаимодействие с другими людьми:
  5. отношения с близкими людьми (эмоциональные);
  6. деловые отношения (рациональные);
  7. конфликты с незнакомыми людьми.
  8. политические и экономические факторы:
  9. экономические – низкие доходы и высокие расходы;
  10. политические – невыгодное экономическое законодательство и неэффективная политическая власть.
  11. чрезвычайные обстоятельства
  12. природные, техногенные и социальные чрезвычайные ситуации;
  13. криминал – экономический ущерб и ущерб здоровью и достоинству;
  14. заболевания [22; 102 – 120].

1.3. Гендерные особенности проявления стресса

Учитывая специфику психологического стресса, основные формы его проявления и связанные с ним поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические изменения, а также субъективные и объективные причины возникновения психологического стресса, нельзя отнестись с пренебрежением к гендерным особенностям проявления стресса.

Понятие "гендер" впервые появилось в работе Р.Столера в 1963 г. В дальнейшем, термин "гендер", заимствованный из лингвистики (gender — род (англ.)), использовался для обозначения культурных характеристик мужчин и женщин в отличие от пола — совокупности биологических характеристик — генетических, физиологических и репродуктивных. При помощи понятия "гендер" было проведено структурное отделение естественного (природного) от приобретенного (культурного) в человеке. Введение понятия было подготовлено работами М.Мид по этнографии еще в 30-х гг. XX века [4; 11 – 16].

Гендер – это:

  1. социальный пол, во многом обусловливающий особенности собственно личностного и группового поведения и задающий правовую и статусно-социальную позицию индивида в обществе;
  2. биологический пол, выступающий как комплекс морфологических и физиологических характеристик, определяющий индивидуальное половое поведение, связанное с направленностью и выраженностью эротических чувств и переживаний.

В социальной психологии термин "гендер" используется для описания той психологической реальности, которая связана лишь с первым вариантом смыслового содержания данного понятия. Более того, в рамках психологической науки в течение последних десятилетий сложился вполне самоценный подход к рассмотрению психологических характеристик половой дифференциации в логике принадлежности субъектов к тому или иному социальному полу. Следует заметить, что сначала сам термин "гендер", а затем и гендерный подход, своим появлением во многом обязаны так называемым "женским" исследованиям.

Одно из подобных всеобъемлющим исследований стало изучение гендерных различий Сандры Липсиц Бем. В ее монографии "Линзы тендера", которая издана в 1993 году подробно рассматривались такие представления о том, как общество приписывает определенные общественные характеристики женщинам и мужчинам об их поступках и возможностях. Пол в данном случае – это знак с символическим значением, приобретенным в ходе исторического развития.

Сандра Бем в своей монографии рассматривает распространенное мнение и веру, что различия в поведении мужчин и женщин, их социальные позиции являются следствием биологических, т.е. половых различий. Анализирует, как пол и гендер взаимодействуют в процессе жизненного цикла. Основная идея заключалось в том понимании того, что социальное больше поддается изменению, чем биологическое. Последнее определяет прикладное использование тендерных подходов: "изменение социализации мужчин и женщин в сторону реализации интересов и способностей, а не тендерных предписаний и стереотипов. Это поможет мужчинам, например, больше заботиться о своем здоровье, совершать меньше рискованных поступков и, в конце концов, увеличит продолжительность их жизни. Что касается женщин, то они, наконец, прямо смогут признать необходимость выстраивать свое экономическую благосостояние самим, а не окольными путями — через богатых партнеров", - С. Бем [4; 17 -25].

В соответствии в теорией Бем и на основании принципов деятельности когнитивных процессов, человеческое восприятие селективно — оно отбирает то, что укладывается в привычную схему полярного восприятия мужчин и женщин, и оставляет без критического рассмотрения то, что чрезвычайно распространено в реальности, но никак не вписывается в рамки сконструированного культурой восприятия. Мы не просто один к одному отражаем окружающие нас предметы и явления в различных репрезентативных системах — зрительной, аудиальной, тактильной и т. п. Наша познавательная система активно конструирует такой тип восприятия и познания, который характеризуется определенными результатами: поляризацией мужского и женского, иерархизацией мужского и женского и интерпретацией подобного положения вещей при помощи биологизации этого процесса — то есть объяснением того, что это все естественно, то есть "по природе" [4; 11 – 19].


Теория линз объясняет, что нет никаких мест и профессий, которые бы имели исконные и естественные и неизменные половые признаки. Эти маркеры "мужского" или "женского" есть сиюминутные и преходящие требования культуры патриархата, которая вписаны в детские умы с детства, хотя большинство родителей не могут объяснить детям, что такое пол. Они также сами затрудняются назвать критерии пола. Оказывается, это самая загадочная и табуированная тема. Удивительно, что половые различия так и остаются загадкой для некоторых детей и даже подростков. Бем предлагает две стратегии решения этой проблемы. Первая состоит в том, чтобы обучить детей различиям между полами. Вторая стратегия состоит в том, чтобы дать детям альтернативную или "разрушительную" схему, с помощью которой они смогли бы интерпретировать и расшифровывать культурные послания от референтной группы, рекламы, фильма или комикса. Для начала родители должны обучить детей различию между полами, обратив их внимание на социальные представления о поле. Для этого они должны продемонстрировать нетрадиционные тендерные роли. Папа может готовить обед, купать детей, а мама — водить машину и продвигаться в науке. Родители должны избегать дисциплинирования ребенка с ссылкой на пол как один из самых распространенных аргументов бессильных воспитателей: "Ты же мальчик, ты не должен жаловаться и плакать, как девчонка! Пойди и дай сдачи!" или "Ты же девочка, ты должна быть аккуратной и послушной!". Данные предписания устанавливают сильнейшее воздействие на дальнейшую жизнь и вызывая психологический стресс между родительскими установками и субъективными желаниями личности [4; 125 – 134].

Позже Бем расширила эту теорию, когда писала "Линзы тендера" и переименовала ее в инкультуральную теорию линз. В эту теорию входят два соответственных теоретических представления:

  • Первое — это система общих культурных линз, включенных в социальные институты, культурный дискурс, повседневные разговоры.
  • Второе теоретическое представление связано с тем, как эти культурные линзы исподволь усваиваются детьми, которые социализируются в этой культуре. То, что они автоматически (как часть процесса окультуривания) усвоены этими детьми, и, в конечном итоге, раз эти культурные линзы были усвоены, ребенок начинает видеть, думать, чувствовать и оценивать виртуально все культурно-специфическим способом. Как результат этого, он/она конструирует свое "я", которое согласуется с культурными линзами и поэтому участвует в социальном воспроизводстве культурной системы. Когда усвоенные характеристики стали продуцировать различия и неравенство между мужчинами и женщинами — на уровне психологической идентичности и как наша культурная система полового неравенства требует этого неравенства для своего воспроизводства [4; 22].