Файл: Судебная власть государства: организация и полномочия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ судебной власти в российской федерации

2.1. Статус судебной власти в Российской Федерации

В настоящий момент основными законодательными актами, определяющими статус судебной власти и основы организации судебной системы, являются:

– Конституция РФ 1993 г. [1];

– Федеральные конституционные законы:

  • О Верховном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ [ред. от 02.08.2019] [2];
  • О военных судах Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 № 1-ФКЗ [ред. от 02.08.2019] [3];
  • О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ [ред. от 29.07.2018] [4];
  • О судах общей юрисдикции в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ [ред. от 06.03.2019] [5];
  • О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ [ред. от 30.10.2018] [6];
  • Об арбитражных судах в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ [ред. от 18.07.2019] [7];

- Федеральные законы:

  • О статусе судей в Российской Федерации: Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 [ред. от 02.08.2019] [8];
  • Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ [ред. от 28.12.2017] [9].

Даже простой перечень законодательных актов, регулирующих деятельность судов в Российской Федерации, показывает, что судебная власть – одна из наиболее детально регламентированных сфер. Причина такого внимания к судебной власти понятна – именно суды определяют состояние всей правовой сферы государства.

Понятие судебной власти раскрывается ст. 10 Конституции РФ – разновидность государственной власти, осуществляется судами Российской Федерации самостоятельно (ст. 10), исключительное предназначение которой состоит судебной власти состоит в осуществлении правосудия (ч.1 ст.118). Это отличает судебную власть от законодательной власти, наделенной законотворческой функцией, а также от нормотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности органов исполнительной власти.


Важной особенностью судебной власти является ее исключительность. Никакой другой орган (должностное лицо) не вправе осуществлять функцию правосудия и использовать принудительные полномочия суда. Не допускается и возможность вторичного рассмотрения и разрешения дела кем бы то ни было после вступления в силу судебного акта и применения использованных судом мер принуждения до тех пор, пока ранее принятое решение не будет отменено судом в установленном порядке.

Исключительность суда как органа правосудия подчеркивается в законодательстве неоднократно. Так, согласно ч. 3 ст. 118 Конституции судами как органами судебной власти, осуществляющими правосудие, признаются только такие органы, которые согласно Конституции и федеральным конституционным законам входят в судебную систему РФ. Полномочия по осуществлению правосудия не могут быть делегированы никаким другим органам вне судебной системы.

Суды не могут подменяться органами, уполномочиваемыми на разрешение отдельных дел, в т.ч. в отношении отдельных лиц или на временное рассмотрение каких-либо конкретных конфликтов, обычно разрешаемых судами. Этот вывод мы можем сделать из анализа положения исключающего возможность создания в России чрезвычайных судов.

Исключительные полномочия судебной власти и монополия на осуществление правосудия судами вытекают из основ конституционного строя в демократическом правовом государстве, в соответствии с которыми именно на судебную власть возложена функция обеспечения судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как непосредственно действующих.

Суды, как органы судебной власти, осуществляют правосудие посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст.118, часть 2) гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Эта же норма дублируется и в ч. 3 ст. 1 Закона «О судебной системе Российской Федерации» [7].

Согласно ст.120 Конституции судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону. Это значит, что судьи не подчиняются никакому постороннему влиянию. В своих решениях они должны следовать только Конституции и закону. Поскольку законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции (ст.15, часть 1), то судьи вправе и обязаны следовать закону лишь при условии, что он соответствует Конституции [1]. Подчинение судей Конституции и закону является гарантией независимости судей от противозаконных влияний, а также гарантией для граждан от произвола со стороны самого судьи при осуществлении правосудия.


Конституция закрепляет и другие гарантии независимости судей, которые конкретизируются в Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ» и в Федеральном законе «О статусе судей в РФ»:

а) статусные, определяющие конституционно-правовой статус судьи (несменяемость, неприкосновенность, подчинение только Конституции и закону; не подотчетность в своей деятельности по осуществлению правосудия);

б) организационные, касающиеся организации судебной системы и создания судов (система судов в РФ отделена от системы других конституционных органов власти и определяется напрямую Конституцией и федеральным конституционным законом (ст.118 и 128 Конституции РФ). Любые изменения в судебной системе возможны только путем усложненной законодательной процедуры, что исключает возможность легкой реорганизации судов и может служить дополнительной гарантией независимости);

в) финансовые (финансирование судов производится только из федерального бюджета, что исключает финансовую зависимость от каких либо других источников. Особо предусмотрены такие требования к судье, как запрет заниматься другой оплачиваемой работой, а также запрет для судей, их жен и несовершеннолетних детей открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Данная поправка была внесена в Федеральный закон «О статусе судей», после принятия Федерального закона от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»);

г) процедурные, т.е. определяющие правила осуществления правосудия (предусмотрены во всех видах процессуальных кодексов: суд выносит решение в совещательной комнате, в которой могут находиться только судьи, никто не может нарушать тайну совещания судей; никто не может затребовать у судьи материалы рассматриваемого им дела; судья подлежит отводу и заменяется другим судьей, если имеются данные, вызывающие сомнение в его независимости и объективности, и т.д.).

Конституция предъявляет достаточно жесткие требования к кандидатам на судейские должности и к действующим судьям: они должны быть внутренне способны к самостоятельному решению и выработке независимой позиции. Поэтому в качестве минимальных стандартов для кандидата установлены достижение 25-летнего возраста, наличие высшего юридического образования и стажа работы по юридической профессии не менее пяти лет. Эти требования к возрасту и стажу работы повышаются для судей вышестоящих и высших судов [1].


Так, судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 15 лет; судьей Верховного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 10 лет; 3) судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, специализированного арбитражного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 7 лет [7].

Процедура назначения судьи обеспечивает, чтобы он не попадал в зависимость от других органов власти на местах. Отбор кандидатов осуществляется на конкурсной основе квалификационными коллегиями, две трети членов которых являются судьями, а одна треть – представителями юридической общественности.

Еще одно лицо является представителем Президента РФ. Последнее правило связано с тем, что Конституция предусматривает назначение всех судей Президентом РФ, а судей высших судов – Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ (ст.83 п. «е» Конституции РФ). Но при этом ни Президент, ни какие-либо другие органы не наделены полномочиями по удалению судьи с должности. Это возможно только по решению самого судейского сообщества, а именно по решению избираемых в основном судьями квалификационных коллегий судей субъектов федерации и Высшей квалификационной коллегии РФ при наличии названных выше установленных законом оснований.

Судья не имеет права наряду с судейской заниматься какой-либо другой оплачиваемой работой, кроме научной преподавательской либо творческой деятельности. Судья не вправе также быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям, заниматься предпринимательством.

Подобный запрет имеет целью исключить конфликт интересов при осуществлении правосудия, который ставит под угрозу независимое и объективное рассмотрение дел судом.

Конституционные основы судебной власти, т.е. нормы, обеспечивающие ее конституционное регулирование, закреплены не только в положениях главы 7 Конституции «Судебная власть». Так, Конституция уделяет значительное внимание статусу личности в ее взаимоотношениях с судебной властью, закрепляя в качестве основных конституционных прав субъективные права, реализуемые в сфере правосудия. В качестве субъективных прав, соответственно порождающих обязанности судебной власти по их обеспечению, признаются и закрепляются следующие:


– право на судебное обжалование любых действий и решений властей (ст.46),

– право на рассмотрение дела судом, к подсудности которого оно отнесено законом (ст.47),

– право на квалифицированную юридическую помощь (ст.48), включая помощь адвоката-защитника по уголовным делам;

– право лица считаться невиновным, пока его виновность не будет доказана согласно вступившему в законную силу приговору (презумпция невиновности), право не доказывать свою невиновность (ст.49) и не свидетельствовать против себя самого и своих близких (ст.51),

– право на признание недопустимыми доказательств, полученных с нарушением закона, на пересмотр приговора по уголовному делу в вышестоящей судебной инстанции, право не быть судимым повторно за одно и то же преступление (ст.50),

– право на компенсацию ущерба потерпевшим от преступлений и злоупотреблений властью (ст.52), в том числе на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст.52).

Все эти права являются юстициарными и представляют собой существенные элементы судебных процедур, т.е. относятся к конституционным процессуальным принципам правосудия. Эти принципы не могут быть изменены законодателем даже путем внесения изменений в Конституцию, так как они сформулированы в ее главе второй, положения которой могут меняться лишь в случае разработки и принятия новой Конституции (ст.135) [1].

Таким образом, предписания, касающиеся процессуальных принципов осуществления судебной власти и правосудия, получают такую степень защиты, какой не имеют нормы Конституции даже о таких органах государственной власти, как Президент, Федеральное Собрание, Правительство, которые могут быть изменены путем внесения поправок в Конституцию.

Выводы:

Судебная деятельность является одной из наиболее полно регламентированных сфер. Статус судебной власти раскрыт нормами Конституции РФ, а также законов «О судебной системе», «О статусе судей», «О финансировании судов» и др. В соответствии со ст. 10 Конституции судебная власть представляет собой разновидность государственной власти, осуществляемую судами Российской Федерации самостоятельно посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная власть носит характер исключительный (никакой другой орган (должностное лицо) не вправе осуществлять функцию правосудия), судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону. Гарантии независимости судей носят статусный, организационный, финансовый и процедурный характер.