Файл: Судебная власть государства: организация и полномочия.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 1
Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции также дела по разрешению экономических споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, автономных областей и суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Они являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Районные суды, в свою очередь, в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Районные суды являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
Как видно из текста закона, законодатель выстраивает достаточно стройную иерархию:
Мировые судьи – районные суды – верховные суды субъектов федерации – Верховный Суд РФ.
«Замыкаются» на Верховный Суд и военные суды, выделенные в особую сферу в силу специфики территориального размещения (по месту дислокации войск и флотов) и осуществляющие судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Арбитражные суды также имеют предметную специализацию. Они уполномочены рассматривать хозяйственные споры. Арбитражный суд округа (арбитражный кассационный суд) рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. При этом он является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Российской Федерации. Арбитражный апелляционный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Наконец, арбитражный суд субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Таким образом, и здесь законодатель выстраивает иерархическую цепочку:
– арбитражный суд субъекта РФ – арбитражный апелляционный суд – арбитражный кассационный суд – Верховный Суд РФ.
Предусмотрел законодатель и возможность создания специализированных федеральных судов. Правда, вплоть до 2013 г. в отечественной судебной систем специализированных судов не было. Первым подобным институтом стал Суд по интеллектуальным правам, начавший работу с июля 2013 г. Данный суд является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций.
Особое место в судебной системе Российской Федерации занимают конституционные (уставные) суды субъекта Российской Федерации. Это единственный вид судов, формирование которых не носит обязательного характера. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.
В настоящее время возможность образования конституционных (уставных) судов предусмотрена конституциями и уставами 54 субъектов Российской Федерации, а действуют подобные суды в 18 субъектах, причем 13 из них в республиках Российской Федерации (конституционные) и 5 в иных субъектах (уставные). Формирование этих судов проводится регионами самостоятельно, единых подходов к выработке требований к конституционным (уставным) судам субъектов отечественный законодатель не выработал. Не существует и закона, регламентирующего порядок формирования, полномочия и др. особенности деятельности данного вида судов.
В известной степени неопределенным представляется и место конституционных судов субъектов РФ в общей судебной системе. Если все остальные суды, так или иначе, связаны между собой как иерархическими связями, так и определенными функциональными горизонтальными связями, то конституционные суды субъектов РФ не подчинены процессуально Конституционному Суду РФ.
Остается неясным и вопрос об обеспечении конституционной законности в тех субъектах РФ, где не образованы конституционные (уставные) суды. Мы полагаем, что данная функция должна быть возложена на Конституционный Суд РФ посредством внесения изменений в федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Что касается регламентации деятельности конституционных (уставных) судов, то здесь предлагаются различные варианты. Например, А.А. Огадзе считает необходимым разработку модельного правового акта рекомендательного характера о конституционном (уставном) суде субъекта федерации [35].
Анализируя организацию судебной системы в Российской Федерации, необходимо упомянуть и об органах судебного сообщества. В заключительных положения Федерального конституционного закона «О судебной системе» данные институты упоминаются в Заключительных положениях, в ст. 29, правда законодатели называют только три таких органа – Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей Российской Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации.
В этой же статье сказано, что органы судейского сообщества формируются для выражения интересов судей как носителей судебной власти. Мы полагаем, что если в числе задач Съезда и Совета интересы судей занимают одно из важных мест, то уж применительно к Высшей квалификационной коллегии подобная формулировка неприменима в принципе.
На самом деле задачи судейского сообщества значительно шире, чем их трактует законодатель. Это еще и содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.
Исходя из сказанного органы судейского сообщества также можно отнести к судебной системе, как ее пусть и обособленный, но достаточно важный элемент (Приложение А).
Выводы:
Структура российской судебной системы достаточно сложна. Она представлена несколькими уровнями. Согласно ст. 4 закона «О судебной системе» можно выделить федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации. В этой же статье перечислен состав указанных групп: к федеральным отнесены Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации; верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.
Большинство судов, включаемых законодателем в судебную систему находятся между собой в определенной взаимосвязи. Так, можно выделить следующие иерархические цепочки: мировые судьи – районные суды – верховные суды субъектов федерации – Верховный Суд РФ; арбитражный суд субъекта РФ – арбитражный апелляционный суд – арбитражный кассационный суд – Верховный Суд РФ; гарнизонные военные суды – окружные (флотские) суды – Верховный Суд РФ.
Особое место в судебной системе Российской Федерации занимают конституционные (уставные) суды субъекта Российской Федерации. Это единственный вид судов, формирование которых не носит обязательного характера.
заключение
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
Судебная власть представляет собой самостоятельную, независимую ветвь государственной власти, осуществляемую судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. Судебная система – это институционально оформленная база осуществления судебной власти в государстве. Судебную систему отличают целостность, иерархичность, наличие внутренних связей между всеми ее элементами и общая функция – осуществление правосудия, причем право реализации данной функции принадлежит исключительно судебной системе.
Судебная система формируется и действует на основании ряда принципов, основные из которых: независимость и самостоятельность, как системы в целом, так и ее элементов – отдельных судов и судей, т.е. защита от воздействия властных структур, органов и лиц, находящихся вне пределов судебной системы; целостность, обеспечиваемая иерархичностью судебной системы и общностью нормативно-правовой базы, на основании которой и исходя из которой она функционирует; принцип соотнесения архитектуры судебной системы с другими системами государственной власти; принцип предметной специализации; принцип функциональной специализации.
Судебная деятельность является одной из наиболее полно регламентированных сфер. Статус судебной власти раскрыт нормами Конституции РФ, а также законов «О судебной системе», «О статусе судей», «О финансировании судов» и др. В соответствии со ст. 10 Конституции судебная власть представляет собой разновидность государственной власти, осуществляемую судами Российской Федерации самостоятельно посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная власть носит характер исключительный (никакой другой орган (должностное лицо) не вправе осуществлять функцию правосудия), судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону. Гарантии независимости судей носят статусный, организационный, финансовый и процедурный характер.
Претендентам на должность судьи предъявляются достаточно жесткие требования в части их гражданства, образования, квалификации, личных и профессиональных качеств и др.
Конституционные основы судебной власти закреплены не только в нормах глав первой «Основы конституционного строя» и седьмой «Судебная власть и прокуратура», но и главы второй – «Права и свободы человека и гражданина», В качестве субъективных прав, соответственно порождающих обязанности судебной власти по их обеспечению, признаются и закрепляются право на судебное обжалование любых действий и решений властей (ст.46), право на рассмотрение дела судом, к подсудности которого оно отнесено законом (ст.47), право на квалифицированную юридическую помощь (ст.48), включая помощь адвоката-защитника по уголовным делам; право лица считаться невиновным, пока его виновность не будет доказана согласно вступившему в законную силу приговору (презумпция невиновности), право не доказывать свою невиновность (ст.49) и не свидетельствовать против себя самого и своих близких (ст.51), право на признание недопустимыми доказательств, полученных с нарушением закона, на пересмотр приговора по уголовному делу в вышестоящей судебной инстанции, право не быть судимым повторно за одно и то же преступление (ст.50), право на компенсацию ущерба потерпевшим от преступлений и злоупотреблений властью (ст.52), в том числе на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст.52). Юстициарность данных прав обеспечивает процессуальным принципам осуществления судебной власти и правосудия исключительную степень защиты.
Структура российской судебной системы достаточно сложна. Она представлена несколькими уровнями. Согласно ст. 4 закона «О судебной системе» можно выделить федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации. В этой же статье перечислен состав указанных групп: к федеральным отнесены Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации; верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.