Файл: Судебная власть государства: организация и полномочия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Претендентам на должность судьи предъявляются достаточно жесткие требования в части их гражданства, образования, квалификации, личных и профессиональных качеств и др.

Конституционные основы судебной власти закреплены не только в нормах глав первой «Основы конституционного строя» и седьмой «Судебная власть и прокуратура», но и главы второй – «Права и свободы человека и гражданина», В качестве субъективных прав, соответственно порождающих обязанности судебной власти по их обеспечению, признаются и закрепляются право на судебное обжалование любых действий и решений властей (ст.46), право на рассмотрение дела судом, к подсудности которого оно отнесено законом (ст.47), право на квалифицированную юридическую помощь (ст.48), включая помощь адвоката-защитника по уголовным делам; право лица считаться невиновным, пока его виновность не будет доказана согласно вступившему в законную силу приговору (презумпция невиновности), право не доказывать свою невиновность (ст.49) и не свидетельствовать против себя самого и своих близких (ст.51), право на признание недопустимыми доказательств, полученных с нарушением закона, на пересмотр приговора по уголовному делу в вышестоящей судебной инстанции, право не быть судимым повторно за одно и то же преступление (ст.50), право на компенсацию ущерба потерпевшим от преступлений и злоупотреблений властью (ст.52), в том числе на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст.52). Юстициарность данных прав обеспечивает процессуальным принципам осуществления судебной власти и правосудия исключительную степень защиты.

2.2 Структура, организация и полномочия судов в РФ

Структура судебной системы и ее организационные основы регламентированы законодательством с той же тщательностью и детальностью, как и нормы, касающиеся основ судебной системы и статуса судей.

В соответствии с действующим законодательством в российской судебной системе можно выделить несколько видов судов, наиболее детально описанных в Федеральном конституционном законе «О судебной системе». Так, согласно ст. 4 данного закона в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.


В этой же статье законодатель перечисляет состав указанных групп. Так, к федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации; верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

По нашему мнению, действующая редакция ч.2 ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе» недостаточно корректно классифицирует суды. Логичней было бы изложить ее в следующей редакции: «в Российской Федерации действуют федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации», систематизировав, таким образом, суды по характеру их взаимоотношения с различными ветвями власти.

Классифицировать суды можно и проанализировав федеральные законы, отражающие особенности функционирования различных их видов. Таким образом законодатель выделяет:

– Конституционный Суд;

– Верховный Суд;

– Суды общей юрисдикции;

– арбитражные суды;

– военные суды.

В главе 3 Федерального закона «О судебной системе» дается характеристика следующих видов судов:

– Конституционный Суд Российской Федерации (ст. 18);

– Верховный Суд Российской Федерации (ст. 19);

– Верховные суды республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа (ст. 20);

– Районные суды (ст. 21);

– Военные суды (ст. 22);

– Арбитражные суды округа (ст. 24);

– Арбитражные апелляционные суды (ст. 24.1);

– Арбитражные суды субъекта Российской Федерации (ст. 25);

– специализированные федеральные суды (ст. 26);

– конституционные (уставные) суды субъекта Российской Федерации.

Наряду с перечисленными судами глава 3 Федерального конституционного закона «О судебной системе» перечисляет и мировых судей. Аналогичная норма содержится и в ст. 1 Федерального закона «О судах общей юрисдикции»: к судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи [5].


Рассмотрим каждый из видов судов.

Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Его полномочия раскрыты ст. 2 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции Российской Федерации;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией и федеральными законами.

Работа Конституционного Суда отличается определенной спецификой. Так, он решает исключительно вопросы права, а при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.


Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии Федеральным конституционным законом «О судебной системе». По сути, Верховный Суд является высшей судебной инстанцией для всех российских судов, вне зависимости от их предметной специализации.

Первоначально была предпринята попытка децентрализации судебной деятельности: одна ветвь – суды общей юрисдикции – замыкалась на Верховном Суде РФ, а вторая –арбитражные суды – на Высшем арбитражном Суде. С 6 августа 2014 г. Верховный Суд стал единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по экономическим спорам. Главная причина объединения – необходимость обеспечения единообразия судебной практики по толкованию и применению одного и того же законодательства двумя высшими судами.

В настоящий момент Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной ситсеме», рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. К таковым отнесены:

1) дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, а также государственных корпораций;

2) дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации; дела об оспаривании ненормативных правовых актов Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;


3) дела об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о приостановлении или прекращении полномочий судей;

4) дела об оспаривании решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена;

5) дела о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

6) дела о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

7) дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

8) дела об отмене регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации, об отмене регистрации федерального списка кандидатов, об отмене регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, а также об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

9) дела о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, инициативной агитационной группы;

10) дела о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации;

11) дела по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со ст. 85 Конституции Российской Федерации;

12) дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам общей юрисдикции, за исключением районных судов и гарнизонных военных судов.