Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 212
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ
. Понятие и содержание законности
2.1. Основные требования законности
ГЛАВА 3. ПРАВОПОРЯДОК И ЕГО СУЩНОСТЬ
3.1. Понятие правопорядка. Соотношение правового и общественного порядка
3.3. Содержание, форма, функции и принципы правопорядка
ГЛАВА 4. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВОПОРЯДКА
государственной власти и демократии, получая от них многие сущностные характеристики. Он выполняет функциональные нагрузки, связанные с упорядочением важнейших государственных связей и отношений, оформляя и отражая структурную и динамическую стороны демократии. Не случайно законность и правопорядок рассматриваются как основа нормальной жизни общества и функционирования государственной власти, демократии. Это одна сторона. Другая проявляется во взаимосвязи с внутренними элементами и процессами, во взаимосвязи целого и составных частей. Это качественная характеристика внутренних связей. Наконец, есть и еще одно проявление - деятельность, направленная на сохранение своей качественной определенности, как необходимого условия выполнения социального назначения.
Исходя из этого, можно выделить три основные функции правопорядка.
- Функция взаимодействия с внешней средой, функция упорядочения, упрочения и стабилизации тех больших систем, составным элементом которых он является.
Она означает, что правопорядок функционирует в определенных условиях, с которыми взаимодействует каждый его элемент. Поведение системы в целом и каждого участника должны иметь оптимальный вариант взаимодействия.
В окружающей среде особенно сильное влияние на правопорядок оказывают экономические, политические, разнообразные социальные факторы, с которыми он взаимодействует и к которым должен приспосабливаться в ответ на их благотворное или угнетающее влияние. Он испытывает на себе решающее влияние среды и в свою очередь активно влияет на нее. Он не только приспосабливается к среде, но и выступает правовой основой демократии, политической, государственной системы, поддерживая и защищая их, упорядочивая эти системы, обеспечивая их нормальное существование. Он упорядочивает и стабилизирует важнейшие государственные связи и отношения.
Занимая вполне определенное место в больших системах, и испытывая их благотворное или угнетающее влияние, правопорядок оказывает обратное активное влияние, выполняя функцию стабилизации и упорядочивания, упрочения их. Благотворное влияние среды усиливает обратное воздействие. Угнетающему влиянию он противостоит. Чем совершеннее и прочнее правовой порядок, тем решительнее он отвергает негативные на него влияния.
- Функция обособления качественной определенности - функция упрочения внутренних связей и отношений.
Она направлена вовнутрь и затрагивает область взаимодействия целого и его составных частей. Она призвана свести различные уровни упорядоченности в единое системное образование. Внутренние аспекты многообразны, они сводятся к упорядочению действующей структуры; субординации и иерархической соподчиненности субъектов, свойств и состояний субъектов, программ их поведения и функционирования; правовых отношений, процессов, связей во времени и пространстве, корреляционных взаимодействий прав и обязанностей субъектов; сведения всех элементов в стройную согласованную систему. Данная функция определяет автономное поведение системы, ее сущностные признаки. От этой функции зависит целостность и организованность сложного механизма и упорядоченность взаимодействий элементов, т. е. его частей, что в конечном счете обусловливает обособленность качественной определенности правопорядка как правовое состояние системности правовых отношений и связей.
- Функция сохранения и совершенствования правопорядка.
Эта деятельность направлена «на себя» как на целостное образование, позволяющее сохранить качественную определенность. Устойчивость и сохранение системы обеспечивается ее собственными функциями.
Правопорядок окружен внешней средой - это общество, государственная власть, режим демократии и др., что оказывает на него активное влияние. Оно может быть стимулирующего и угнетающего характера, укрепляющего и разрушающего порядок.
Окружающая среда, большие системы, в которые входит правопорядок, обязаны его укреплять и поддерживать путем совершенствования законов, укрепления законности, улучшения правовой деятельности правоохранительных и правоприменительных органов, судебной системы, прокурорского надзора и т. д.
Но она и разрушает его правовым нигилизмом, субъективизмом и волюнтаризмом принимаемых решений, коррумпированностью, злоупотреблениями, преступностью, анархизмом, правовым невежеством и т. п. Правопорядок противостоит этим силам и должен постоянно совершенствоваться, укрепляться, сохранять свою качественную определенность. Это обусловливает деятельность каждого звена системы и особенно ведущих структур постоянно заниматься самосовершенствованием как единственным средством выживания и развития.
Данная функция складывается из различных направлений, в том числе управление правопорядком, защита его от угнетающего влияния негативных факторов, упрочение организованности и целостности системы, упорядочение всех элементов, поддержание свойств стабильности и устойчивости; обособленности и автономии как целостного образования; усиления начал законности, справедливости, гуманизма и демократизма.
Все элементы и звенья правопорядка участвуют в осуществлении его функций.
Принципы правопорядка — отправные начала, непререкаемые требования, которые формируют правопорядок и являются основой его существования и функционирования.
К принципам правопорядка можно отнести принципы законности. Однако, учитывая то, что правопорядок является самостоятельной качественной определенностью, следует выделить его специфические принципы:
- Принцип определенности. Правопорядок базируется на формальноопределенных правовых предписания, реализация которых и обеспечивает определенность общественных отношений. Этим он отличается от системы отношений, возникающих в результате действия иных социальных норм, где отсутствуют четкие формальные ориентиры, а роль субъективных моментов очень велика;
- Принцип организованности. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства и его органов;
- Принцип системности. По той же причине (связь с правом) правопорядок не совокупность единичных, разрозненных актов поведения, различных правоотношений, а система отношений, которая основана на
единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единой государственной власти;
- Принцип иерархической субординации и подчинения — проявляется в строгой соподчиненное органов государства, должностных лиц; нормативных актов по юридической силе, а также актов применения норм права и т.д., которые обеспечивают упорядоченность их связей;
- Принцип социальной (в том числе правовой) нормативности — выражается в необходимости упорядочивающей деятельности общества и особенно субъектов правотворчества с помощью социальных, главным образом правовых норм. Правовая нормативность является основой и средством упорядочения;
- Принцип справедливости и гуманизма — базирование на высоких нравственных устоях, уважении прав человека, его достоинства и чести;
- Принцип подконтрольности — наличие повсеместного, всеобщего и универсального контроля, осуществляемого гражданским обществом, его структурами, государством в лице его различных органов, гражданами.
- Принцип государственного обеспечения, охраны и защиты — выражается в реальных средствах гарантирования прав участников правопорядка, функционирования правовой системы, достижения законными средствами прав, свобод, обязанностей и др.
Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственным принуждением. Следовательно, правопорядок включает в себя не только отношения людей в сфере гражданского общества, но и базирующуюся на нормах права организацию политической власти.
ГЛАВА 4. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВОПОРЯДКА
Соотношение правопорядка, законности и демократии, их
социальное значение.
Для начала, стоит разобраться со значением слова «законность». «Законность - это определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов»[36].
В организационном плане режим законности означает строгую регламентацию деятельности учреждений и организаций, поддержание правопорядка на федеральном, региональном и местном уровнях. В социально-психологическом плане идея законности воспринимается как убежденность в необходимости строго соблюдать Конституцию, законы и иные правовые акты, уверенность в устойчивости, обязательности и определенности правовых предписаний, в надежности защиты от правонарушений.
Как считает В. Н. Кудрявцев, «эталоны (модели) правового поведения должны быть нормативно закреплены правовой системой»[37]. Именно такое
закрепление дает гражданам и организациям определенность в поведении. Правовое регулирование должно быть стабильно, чтобы вызывать у людей уверенность, что закрепленные в законах правила поведения не случайны, а необходимы, безопасны и требуют неукоснительного соблюдения.
Законность содержит в себе один важный и главный принцип - единые требования ко всем гражданам. Это значит, что все равны перед законом. Такая социальная справедливость порождает в сознании людей укрепление мысли об авторитетности права и государства и надежности правопорядка.
Но мало создать только нормы, правила поведения, законы, важно также предусмотреть санкции за их невыполнение, защиту своих прав и т. д. Осуществив это, авторитет государства повысится и модель поведения, предписанная им, будет считаться как должная.
По словам В. Н. Кудрявцева, «обеспечение законности в российском обществе и преодоление высокого уровня преступности, в том числе организованной, немыслимо без решения крупных социальных и экономических задач»[38]. Думаю, в этом он прав. Ведь основные социальные проблемы в России - это высокий уровень безработицы, большой разрыв между богатыми и бедными, высокий уровень преступности и т. п. А экономические - мошенничество в операциях с населением, нечестное предпринимательство, незаконное обогащение в сфере бизнеса и т. д. Все эти проблемы требуют решения. Но не получится все решить наобум, не обдумав. Для решения каждой проблемы законодателям требуется немалое количество времени, так как на их пути часто возникают противоречия, которые объясняются несовпадающими интересами разных социальных и региональных групп.
Свободное, а не принуждаемое воплощение в жизнь прав, свобод, обязанностей людей обеспечивает демократический образ жизни, реальную
демократию, характеризует цивилизованное общество, как общество правопорядка:
- в деятельности государства осуществляется принцип разделения власти;
- в общественной жизни реально воплощается справедливость, гуманизм, равенство всех перед законом и другие принципы права;
- интересы субъектов права находятся под надежной охраной государства;
- государство отвечает перед своими гражданами за нарушение их законных интересов;
- граждане в свою очередь несут ответственность перед государством за совершенные правонарушения.
По А. Б. Лисюткину[39] укрепление законности и правопорядка - один из путей преодоления правового беспредела и нигилизма, которые стали неотъемлемыми спутниками повседневной действительности. Одним из перспективных направлений разработки теории законности может стать ее комплексный, системный анализ. Сущность законности заключается в строгом и неуклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами общественных отношений действующего законодательства.
Центральный элемент законности - идеи, взгляды и принципы, образующие ее содержание. Но самое главное, в них и посредством их конкретизируется цель, состоящая в формировании гражданского общества и правового государства. Этот элемент предопределяет следующий, способы и приемы, при помощи которых происходит осуществление идей и принципов. Юридической основой законности является право, поскольку оно занимает центральное место в правовой системе, играет роль во взаимоотношениях между экономикой и политикой и, главное, закрепляет идею справедливости.
Говоря о взаимосвязи законности, правопорядка и демократии, то демократия невозможна без них: она превращается в хаос, злоупотребление правом. Без демократических механизмов и институтов законность и
правопорядок не будут иметь социальной и гуманистической ценности, не принесут человеку и обществу пользу. Только благодаря демократическим механизмам, институтам, нормам можно легитимно изменять нормативно - правовую основу общества и утверждать в нём законность и правопорядок.
С другой стороны законность и правопорядок не будет социально ценным, т.е. не будут приносить людям пользу, без демократических механизмов, институтов, норм с помощью которых можно легитимно изменить нормативную базу законности и правопорядка, без чего невозможно их эффективное утверждение в общественной жизни. Укреплению законности и правопорядка способствуют такие проявления демократии, как демократическое содержание законодательства, контроль общественности за реализацией законов. В свою очередь законность и правопорядок могут способствовать развитию и укреплению демократии.