Файл: Законность и правопорядок (СУЩНОСТЬ ЗАКОННОСТИ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 206

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Устаревший закон отменяется только законным порядком и никакие индивидуальные лица или местные органы не могут нарушать закон, ссылаясь на его нецелесообразность, они только лишь могут обратиться к законодательному органу с просьбой неотлагательной отмены устаревшего закона, но не более того. Мудрый законодатель всегда заменит или отменит устаревший закон.

6)Предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями.

Необходимые политические, материальные социальные и другие предпосылки, создает правовое государство, для предотвращения и пресечения правонарушений.

Благоприятные материальные условия жизни, политическая стабильность в стране, социальная защищенность населения, наличие справедливых правоохранительных законов, составляют реальную основу режима законности.

Непосредственная защита интересов субъектов права, любого гражданина, который проживает на территории конкретного государства, осуществляется специальными правоохранительными органами, такими как полиция, прокуратура и суд.

Обеспечивая законное функционирование общественных отношений, в необходимых случаях, эти органы применяют к правонарушителям разнообразные меры государственного принуждения. [14]

В системе правоохранительных органов, которые призваны поддерживать режим законности, центральное место принадлежит судам, которые осуществляют свою власть в формах гражданского ,конституционного, арбитражного и уголовного судопроизводства.

Любые действия и решения учреждений, государственных органов, частных предпринимателей, должностных лиц, нарушающих права и свободы, могут быть обжалованы в судебном порядке, высший надзор за законностью осуществляется конституционным судом.

7)Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц.

Закон- является противоположностью произвола, деятельности, которая основана не на нормах права, а на субъективистских, произвольных решениях.

Принимая властное решение, должностные лица, должны руководствоваться не личными или групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями, и при этом, должны учитывать интересы государства, общества, требования морали и правовые принципы.

Данное правило обращено не только к правоприменительным, но и к правотворческим органам, которые должны исключить противоречия и пробелы в праве, создающие условия для субъективизма, волюнтаризма и произвола.


2.2. Принципы законности

Не формальная, а реальная и подлинная законность обязательно должна быть построена на определенных принципах и основополагающих началах, которые бы обеспечивали ее гуманный и демократический характер. Перейдем к краткому рассмотрению этих принципов.

1)Единство применения и понимания законов на всей территории их действия.

При всем многообразии действующих на сегодняшний день нормативно-правовых актов, учитывая все местные особенности, законность должна быть одна для всей страны, а следовательно применение и понимание законов должны быть единообразны на всей территории.

Например, не допустимы попытки создания в каждом конкретном субъекте Федерации, а тем более на каком-либо предприятии или же организации, своей законности, которая будет существенно отличаться от общегосударственной. [15]

К сожалению, в Российской Федерации данный принцип не всегда воплощается в жизнь, поскольку отдельные регионы принимают нормативные акты, которые противоречат федеральному законодательству, а иногда даже и Конституции Российской Федерации. Такое положение существенно нарушает единство законности, а так же снижает эффективность правового регулирования, в общественные отношения вносит дезорганизацию.

Однако, единство законности, не означает создание какого-то единого шаблона в применении нормативно-правовых актов, а так же ущемлении инициативы и самостоятельности власти на местах.

Абсолютно одинаковые требования ко всем субъектам, предъявляют законы, находящимся в сфере их временного и пространственного действия. Имеют одинаковую силу, на территории всех государственных образований, входящих в состав федерации, законы федеративного государства. [16]

Единое понимание конкретного содержания и сущности законов обеспечивает законность правоприменительной деятельности должностных лиц и компетентных органов, она соответствует действительному смыслу закона и проводит в жизнь заложенные в нем регулятивные функции.

2)Всеобщность законности.

Рассматриваемый принцип характеризует действие законности по кругу лиц: законность не может носить избирательный характер, а ее требования обращаются ко всем субъектам без исключения.

Правовые предписания должны выполняться должностными лицами, отдельными гражданами и их объединениями, государственными органами и политическими партиями.


В обществе не должно быть какой-либо организации, или же отдельного конкретного лица, которое было бы выведено из-под влияния законности, на которых бы не распространялись ее требования.

В юридической литературе бытует мнение о том, что субъектами законности могут быть только властные органы, а не отдельно взятые граждане, поскольку последние якобы своими действиями не нарушают этого режима.

А ведь на самом деле, неправомерная деятельность должностных лиц, государственных органов, которые наделены властными полномочиями, подрывают саму основу законности, их последствия весьма опасны для личности и общества, не случайно, большинство требований законности обращается к государству и его органам.

Но, если правонарушения граждан приобретут массовый характер, если на лицо существенный рост преступности, то режим законности безусловно будет нарушен, следовательно нет оснований исключать граждан из числа субъектов законности, хотя их роль в ее обеспечении не сравнима с аналогичной ролью государственных органов.

3)Целесообразность законности.

Критерием оценки роли законности, должно послужить то, как она способствует достижению целей общества и государства, насколько она обеспечивает защиту прав и свобод граждан, решение задач социального прогресса. [17]

Прежде всего, целесообразность законности вытекает из ценности самого права как выразителя свободы, справедливости, ответственности, как средства обеспечения порядка, дисциплины и организованности, именно в праве, законе выражается высшая социальная целесообразность.

Изложенное нами ранее, позволяет говорить о презумпции целесообразности изданного конкретного нормативно-правового акта, в свою очередь, такая презумпция диктует необходимость неуклонной и точной реализации правовых предписаний, независимо от субъективного отношения субъектов реализации права к его нормам.

Только основанный на целесообразности политико-правовой режим законности, может оградить общество от волюнтаризма, случайностей и субъективизма отдельных лиц.

Закон, в силу формальной определенности, не может трансформироваться одновременно с изменяющейся общественной жизнью, а значит, зачастую отстает от ее требований и устаревает. Законы могут быть неэффективными и несовершенными с технической стороны, на этом основании они могут быть нарушены, то есть по мотивам целесообразности.

С точки зрения принципов законности, любые возможные отступления от требования закона, чем бы они не были мотивированы, терпимы быть не могут, о чем мы уже говорили ранее.


Иначе говоря, с точки зрения целей правового регулирования, целесообразно следовать предписаниям закона, в любой ситуации, а отступление от них всегда нецелесообразно. [18]

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что законность, благодаря своим принципам, выступает как наиболее гуманный, справедливый и эффективный режим общественно-политической жизни, а любое отступление от этих принципов, а так же их недооценка, приводя к нарушениям законности, понижению ее социальной ценности и эффективности правового регулирования в целом.

Необходимо различать законность как систему формальных требований и реальную законность, в практической деятельности, требования законности, в той или иной степени нарушаются, зачастую наблюдаются отступления от правовых предписаний, следовательно, реальная законность имеет количественные показатели, которые определяют ее уровень в отдельно взятом конкретном обществе.

ГЛАВА 3. ПРАВОПОРЯДОК И ЕГО СУЩНОСТЬ

3.1. Понятие правопорядка. Соотношение правового и общественного порядка

«Правопорядок - это «нервный узел», «болевая точка» пересечения различных проблем, с которыми сталкивается общество на конкретном этапе своего развития. Нет ничего удивительного в том, что сегодня практически любое серьезное правовое исследование, вне зависимости от того, выполнено оно в рамках общей теории права, в сфере отраслевых либо специально прикладных юридических наук, прямо или косвенно затрагивает вопросы функционирования и совершенствования правопорядка в современной России»[19].

В юридической науке порядок выступает в виде одной из важнейших правовых категорий, исследованию которой посвящен ряд работ по теории права[20]. Одни авторы, рассматривая правопорядок, говорят о сложной социально-правовой категории, в которой тесно переплетаются мотивы правового и не правового характера, государственного и общесоциального содержания, взаимодействия интересов различных групп, слоев, граждан общества[21]. Другие же определяют правопорядок как основанную на праве и законности организацию общественной жизни, отражающую её качественное состояние на определенном этапе развития общества[22]. Схожее понятие правопорядка дает и В. Н. Казаков[23]. Он считает, что правопорядок призван способствовать созданию благоприятных условий для активной деятельности


всех членов общества и их всестороннего развития, однако, правопорядок включает в себя не только отношения людей в сфере гражданского общества, но и базирующуюся на правовых нормах организацию самой политической власти, т. е. государство. Как социальная цель правопорядок выражается в отлаженном с помощью права и законности механизме общественной жизни, обеспечивающем правомерное поведение субъектов права, искоренении правонарушений и факторов, их порождающих.

Более развернуто конструкцию этого понятия предлагает А. С. Пиголкин[24]. Он пишет: «Правопорядок - состояние упорядоченности регулируемых правом общественных отношений в результате последовательного осуществления законности, характеризуемых реальным обеспечением прав и свобод личности, неукоснительным соблюдением юридической обязанностей всеми лицами, органами и организациями, правомерной деятельностью всех индивидуальных и коллективных субъектов права».

Как состояние правоотношений он отражает их стабильные признаки, неизменные в течение продолжительного периода времени, как процесс - динамику правоотношений, их развитие, как результат - урегулированность отношений правом: создание и реализацию нормативных предписаний.

Правовой порядок как динамическая система вбирает в себя все упорядочивающие начала правового характера. Сердцевиной правового порядка является человек, его интересы, стремления, жизненные потребности, которые во многом получают свое юридическое оформление в правах и свободах, обязанностях и ответственности гражданина и которые реализуются в отношениях между ними, а также во взаимосвязях с государством и обществом. Поэтому характерные черты правопорядка - это гуманизм, демократизм, нравственность, справедливость.

Кроме того, правопорядок понимают, как правило, поскольку он связан с ограничениями, налагаемыми на субъектов права в интересах функционирования всего сообщества[25].

Существовало несколько этапов по изучению и исследованию правопорядка. Это и этап античной философской классики (учения Платона[26] и Аристотеля[27]), и учения средневековья - трактаты Юстиниана, Ульпиана, Фомы Аквинского; и труды исследователей нового времени - Т. Гоббса, Э. Берка, Д. Дидро.

Также развитие собственно категориального статуса понятия правопорядка связано уже с формированием философии права в период немецкой классики, прежде всего с И. Кантом[28], рассматривавшим государство как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам», Г. Гегелем и в период постклассики - К. Марксом. «Урегулированность и порядок, - писал К. Маркс, - являются именно формой общественного упрочения данного способа производства и потому его относительность эмансипации от простого случая и простого произвола».[29]