Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 213
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ
. Понятие и содержание законности
2.1. Основные требования законности
ГЛАВА 3. ПРАВОПОРЯДОК И ЕГО СУЩНОСТЬ
3.1. Понятие правопорядка. Соотношение правового и общественного порядка
3.3. Содержание, форма, функции и принципы правопорядка
ГЛАВА 4. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВОПОРЯДКА
Под правотворческим процессом принято понимать такую деятельность, которая определяется соответствующими нормативными актами и подпадает под необходимость соблюдать, исполнить законность и в этом отношении не отличается от других видов государственной власти.
Законность имеет тесную связь с законами ,поскольку они выступают не как ее составная часть, а как предпосылка и условие ее осуществления.
Необходимо отметить, что имеющиеся в юридической литературе разногласия, по поводу определения законности, порождаются не только сложностью, многогранностью и динамикой предмета, сколько терминологической неясностью. [6]
Термин «законность» означает положительное отношение к законам, в повседневной жизни и в практической деятельности.
Такое понятие как «режим законности» означает определенное состояние соответствия общественных отношений законам и иным подзаконным актам, которое может быть зафиксировано и охватывается одним словом – правомерность.
На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что режим законности, это есть состояние правомерности общественных отношений и законосообразности поведения.
Правореализующая и правоприменительная деятельность, выступает ближайшей и непосредственной причиной законности, это существенная и необходимая внутренняя связь законности, таким образом, представляет собой генетическую зависимость.
Подводя итог вышесказанному, я сформулировал следующее понимание законности – это требование государства и общества, которое состоит в неуклонной и точной реализации правовых норм повсеместно и всеми без исключения.
Гарантии законности
Требования законности, не смотря на свою значимость, не претворяются в жизнь стихийно и автоматически, для того, что бы правовые предписания не оставались на бумаге, а так же не были нарушены, необходимы соответствующие условия и комплекс идеологических, организационных, юридических и политических мер, которые обеспечивают реализацию, то есть гарантии законности.
Гарантировать законность, это значит сделать ее незыблемой. Гарантии законности – это субъективные факторы и объективные условия, а так же специальные средства, которые обеспечивают режим законности. Среди данных гарантий необходимо четко разграничивать специальные средства и общие условия, обеспечивающие режим законности.
Под общими условиями принято понимать обьективные условия общественной жизни, в которых и осуществляется правовое регулирование, такие условия создают макросреду реализации права, его функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению законности. [7]
В юридической литературе, принято подразделять общие условия на:
- экономические. Такие условия обеспечивают законность, здесь выступают такие факторы, как ритмичная работа всего хозяйственного организма, степень организованности в экономической сфере, постоянный рост производительности труда и объема производства, устойчивая денежная система и прочее.
- политические. Сильная государственная власть, является основным политическим условием стабильной законности, то есть легитимная, устойчивая, пользующаяся поддержкой общества государственная власть, которая способна обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний.
- идеологические. Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к закону и праву является личным убеждением человека, не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего и законодателя.
- социальные условия. Только в условиях социальной стабильности, возможна прочная законность, а так же в уверенности граждан в незыблемости своих социальных прав и свобод.
- правовые условия. Как политико-правовое явление, состояние законности, обусловлено состоянием самого права и системы законодательства. [8]
Специальные средства законности – это организационные и юридические средства, которые предназначены для обеспечения законности, среди них принято выделять организационные и юридические средства.
Под юридическими гарантиями принято понимать совокупность закрепленных на законодательном уровне средств, а так же организационно-правовую деятельность по их применению, которая направлена на обеспечение законности, защиту прав и свобод их беспрепятственное осуществление.
Юридические гарантии сопряжены с общими условиями и определяются ими. В юридической литературе, принято выделять следующие юридические гарантии:
- средства предупреждения правонарушений;
- средства выявления правонарушений;
- средства пресечения правонарушений;
- юридическая ответственность;
- правосудие;
- меры защиты и восстановления нарушенных прав ;
- устранение последствий правонарушений. [9]
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что, под организационными гарантиями принято понимать разнообразные мероприятия организационного характера, которые обеспечивают укрепление законности, защиту прав граждан и борьбу с правонарушениями.
Сюда принято относить организационные, кадровые меры по созданию условий для нормального функционирования правоохранительных и юрисдикционных органов, образование в структуре последних спецподразделений, например, подразделений для борьбы с организованной преступностью, коррупцией и прочие.
Исходя из первой главы нашего курсового исследования, нами было выяснено, что одним из основных условий законности в правовом государстве является неукоснительное и четкое ее соблюдение, в первую очередь, органами государственной власти, учитывая сегодняшний уровень халатности, коррупции, волюнтаризма и злоупотребления властью российскими чиновниками, к сожалению нам остается только констатировать лишь частичное присутствие законности.
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ЗАКОННОСТИ
2.1. Основные требования законности
Законность, как режим общественно-политической жизни, не является определенным и устоявшимся порядком отношений, поскольку в таком понимании она отождествлялась бы с правом.
Законность выступает как необходимость, которая выражается в системе субъектов, участников общественной жизни, урегулированной правом, одна часть которых обращена к гражданам и организациям, а другая к разнообразным ветвям государственной власти. [10]
В юридической литературе принято выделять следующие требования к законности:
1)Воплощение идеи господства права в повседневной жизни современного общества, определенных объективных требований, которые государство предъявляет ко всем.
Именно праву, в режиме законности, отведена основная роль в регулировании общественных отношений, именно оно, а не личные, политические и идеологические, а так же иные подобные мотивы, должны лежать в основе социального регулирования.
Но, это не в коем случае, не означает ведения тотальной правовой регламентации всех сфер жизни общества, регламентироваться правом должны только те отношения, которые в том объективно нуждаются.
При этом, с технической стороны, законодательство должно быть совершенным, определенным, достаточно четким и не допускающим произвольного применения и толкования, оно должно не иметь пробелов.
Следует помнить, подчеркивая господство закона, что право и закон не аналогичные понятия. Политическая практика показывает, что при тоталитарных режимах, например, или деспотических формах правления, абсолютных монархиях, законы выступают выражением произвола, а законы против тенденции, законы которые не дают объективных норм, являются террористическими законами.
2)Верховенство закона, по отношению ко всем другим правовым актам.
Закон обладает высшей юридической силой в правовом государстве, он выступает главным и основополагающим регулятором общественных отношений.
Те отношения, которые должны находиться в сфере правового воздействия, в силу объективных условий, как правило, регулируются законом.
Подзаконные же акты действуют в том случае, когда какие-либо отношения не урегулированы законодательно, при этом, они должны издаваться в строгом соответствии с законом и на его основе.
Закон – это акт высших органов государственной власти, который непосредственно выражает волю народа и интересы гражданского общества.
Следовательно, законность связывается с господством прежде всего законов, всякое издание норм права, которые противоречат закону, есть ее нарушение, как и точное выполнение требований нормативного акта, противоречащему закону. [11]
Основным законом государства является Конституция Российской Федерации, имеющая наивысшую юридическую силу, поэтому в содержании законности, как важнейшего компонента, выделяется конституционная законность.
В верховенстве не только законодательного содержания ,но и формы, проявляется верховенство закона.
Это значит, что нормативные акты должны приниматься строго в установленных законом форме и порядке, только тогда, они будут в полной мере выражать волю народа, основные принципы и идеи права, интересы общества, а так же обеспечивать режим подлинной законности.
3)Равенство всех перед законом.
Равная возможность всех граждан, без исключения, пользоваться защитой закона, и их равная обязанность следовать его предписаниям (равенство всех перед законом и судом).
Эффективный и прочный режим законности, в современном обществе, возможен только в условиях равенства всех людей, без исключения, перед законом и судом.
С одной стороны, субъекты права , в полном объеме, должны выполнять возложенные на них обязанности и подчиняться требованиям закона.
С другой стороны, государство должно создавать все необходимые условия, для осуществления их законных интересов и прав.
4)Осуществление прав и свобод одного человека, не должно нарушать права и свободы других лиц.
В условиях правового государства, данное требование имеет принципиальное значение, потому, что свобода одного человека, не может быть реализована в ущерб свободе другого человека. Законом не допускается ущемления прав одних за счет прав других граждан государства. [12]
5)Недопустимость противопоставления целесообразности и законности.
Почему же нельзя противопоставлять целесообразность и законность?
Прежде всего потому ,что правовые законы сами по себе обладают высшей общественной целесообразностью, в них максимально отображаются как индивидуальные интересы людей, так и общественные.
Целесообразность закона не может игнорироваться житейской целесообразностью.
Некоторые должностные лица и граждане, нарушая требования закона, оправдывают свои противоправные действия индивидуальной и местной целесообразностью, они утверждают, что в данных конкретных условиях, соблюдение закона нецелесообразно, и подменяют его субъективными противозаконными действиями, с их точки зрения, более нужными и полезными для данного случая.
Законность предполагает, что местные интересы, в полном обьеме должны и могут удовлетворяться в рамках закона, и закон предоставляет такие возможности.
Например, судьи, при определении уголовного наказания обвиняемому лицу, в совершении конкретного общественно опасного деяния, руководствуясь законом, назначают ту меру наказания, которая наиболее целесообразна для данного конкретного случая, учитывая личность виновного и тяжесть преступления. [13]
Следовательно, в правовом государстве, целесообразность реализуется на основании и во исполнение закона, в каждом отдельном случае, законно должен быть соблюден, но в рамках закона, должна приниматься та мера, которая является наиболее целесообразной для конкретного случая.
Поскольку закон обладает высшей целесообразностью, он позволяет учитывать все многообразие индивидуальных и местных интересов людей.
Если же закон устарел, существенно отстает от потребностей общественного развития, он должен быть заменен или изменен в установленном порядке, но пока закон действует во времени, в пространстве и по кругу лиц, его предписания ,в равной мере, носят обязательный характер.