Файл: Законность и правопорядок (СУЩНОСТЬ ЗАКОННОСТИ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 201

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Впоследствии, В. И. Лениным были заложены основы видения правопорядка в советский период[30]. Согласно исследованиям Шафира, нет ни одного вопроса развития советского законодательства, который не был бы в поле зрения В. И. Ленина.

Анализируя правопорядок, нельзя замыкаться лишь на правовой материи и не учитывать общесоциальные характеристики. Как составная часть общества, он несет на себе печать тех принципов, устоев и тенденций, на основе которых функционирует вся социальная система.

Гражданское общество объективно испытывает потребность в упорядоченности его функционирования с помощью социальных (в том числе правовых) норм. Оно противостоит беспорядочности, бессистемности.

Гражданское общество формирует социальные нормы, направленные на укрепление социального и правового порядка, потому что в условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной власти, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, гарантируется свободное развитие человека, удовлетворение его духовных и материальных потребностей.

Правопорядок может рассматриваться как нормативная система, служащая для осуществления государственной власти с целью обеспечения необходимого поведения и деятельности путем побуждения и принуждения. Такое рассмотрение представлено в работе Р. Сайдмена и У. Чемблиса. Они подчеркивают, что требование при этом отвечает интересам тех, кто его предъявляет. Следовательно, правопорядок - это система применения государственной власти одной частью общества для осуществления принуждения в отношении другой.[31]

Государство объективно заинтересовано в правовом обеспечении собственной деятельности — выполнении задач и функций, в правовых взаимоотношениях с гражданским обществом. Государство не приемлет хаоса и произвола. В условиях стабильного правопорядка укрепляется исполнительская дисциплина всех органов государства и их должностных лиц, успешно проводится внешнеполитическая деятельность. Правовой порядок и законность выступают правовой базой и средством функционирования государственной власти, демократии. Когда государство в лице уполномоченных на то органов формулирует нормы права, оно закладывает в них основы правопорядка и обеспечивает их реализацию.

Таким образом, правопорядок, как государственно-правовое явление, служит стабилизации, поддержанию равновесия между интересами гражданского обществом и государства.


Следует выделить основные признаки правопорядка:

  1. закладывается в правовых нормах в процессе правотворчества;
  2. опирается на принцип верховенства права и господство закона в области правовых отношений;
  3. устанавливается в результате реализации правовых норм, т.е. осуществления законности в правореализационной деятельности;
  4. создаёт благоприятные условия для использования субъективных прав;
  5. предполагает своевременное и полное исполнение всеми субъектами юридических обязанностей;
  6. требует неотвратимости юридической ответственности для каждого, совершившего правонарушение;
  7. устанавливает строгую общественную дисциплину;
  8. предполагает четкую и эффективную работу всех государственных и частных юридических органов и служб, прежде всего правосудия;
  9. создаёт условия для организованности гражданского общества и режим благоприятствования для индивидуальной свободы;
  10. обеспечивается всеми государственными мерами, вплоть до принуждения.

Для расширения понятия правопорядка необходимо рассмотреть точку зрения профессора, кандидата юридических наук Сергея Васильевича Тарадонова. Итак, как определяет правопорядок он: это объективно и субъективно обусловленное состояние социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью, урегулированностью системы правовых отношений, основанных на нормативных требованиях, принципах права и законности, а также на демократических, гуманистических и нравственных требованиях, правах и обязанностях, свободе и ответственности всех субъектов права.

Данное определение было выведено из истории правопорядка в России. С. В. Тарадонов рассматривает модернизацию Российского правопорядка, начиная с распада СССР. Он говорит о том, что «реальные процессы модернизации страны на рубеже второго и третьего тысячелетий фактически выявили еще более жесткую закономерность»[32], ссылаясь на высказывание Болговой Л. А.: «вне процессов упрочения правопорядка никакие позитивные перемены ее жизнедеятельности недостижимы и невозможны в силу того, что применение альтернативных праву рычагов и средств разрушает современное государство»[33].

С. В. Тарадонов цитирует Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 18 апреля 2002 г., дабы показать четкие намерения укрепить правопорядок в стране после беспредела начала 90-х годов. Но, осознания недостаточно для укрепления уровня правопорядка. Главное, чтобы у населения страны появилось желание изменять уровень правосознания - ведь в условиях сложившейся демократии и рыночных преобразований представления о правопорядке в обществе остаются прежними, не пересмотренными.


Рассматривая античную философскую классику, следует упомянуть высказывание Цицерона: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?»[34]. Оно обосновывало, что правопорядок состоял не только из отношений людей в обществе, но и базирующейся на нормах права организации самой политической власти, т. е. государство.

Особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений выражается в том, что складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определенная часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других не правовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка.

Конкретно различия между правопорядком и общественным порядком заключаются в следующем:

  1. Они не совпадают по своему генезису, происхождению, эволюции; если общественный порядок исторически возникает вместе с возникновением и становлением человеческого общества как его органическая часть и условие существования, то правопорядок в качестве политико-юридического явления зарождается гораздо позже, а именно когда возникает публичная власть, право, законы; он - атрибут государства;
  2. У них разная нормативная основа; если правопорядок базируется на праве и является, в конечном счете, результатом его реализации, то общественный порядок есть следствие соблюдения не только правовых, но и всех иных социальных норм общества;
  3. Они по-разному обеспечиваются; если правопорядок опирается на особый аппарат принуждения, то общественный порядок - на силу общественного мнения, меры негосударственного воздействия; за первым стоит мощь государства, за вторым - влияние (давление) всего общества;
  4. При нарушении правопорядка и общественного порядка возникают разные последствия; в первом случае могут быть применены юридические санкции, во втором - только меры морального характера;
  5. Наконец, как уже отмечалось, правопорядок и общественный порядок не тождественны по объему, содержанию, элементному составу; последний по указанным выше причинам шире первого.

Правовой порядок каждого общества раскрывается через его признаки, принципы, функции, содержание, форму, структуру.


3.2. Структура правопорядка

Структура правопорядка — это единство и одновременно разделение системы общественных отношений, урегулированных правом в соответствии с их отраслевым содержанием. Будучи реализованной системой права, правопорядок включает конституционные, финансовые, административные, земельные, семейные и иные виды общественных отношений, урегулированные нормами соответствующих отраслей права. В структурном отношении правопорядок отражает реализованные элементы системы права. В этой связи в структуре правопорядка выделяются не только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институтами права.

Элементы структуры правопорядка:

  1. Субъекты права — государство, его органы; государственные, общественные и коммерческие организации; граждане, которые имеют права, обязанности, полномочия, ответственность, строго определенные конституцией, законами, иными правовыми актами;
  2. Правовые отношения и связи между реализованными элементами системы права (конституционные, финансовые, административные, земельные, семейные и иные);
  3. Упорядоченность всех элементов структуры — субъектов права, правовых отношений и связей между реализованными элементами системы

права, методов правового регулирования и поведения людей, процедурно - процессуальных форм их осуществления и оформления, т.е. введение многосторонней правовой регламентации — распорядка, в рамках которого организуются и функционируют гражданское общество и государство.

3.3. Содержание, форма, функции и принципы правопорядка

Содержание правопорядка — система правовых и неправовых элементов, свойств, признаков, процессов, которые способствуют установлению и поддержанию правомерного поведения субъектов, т. е. такого поведения, которое урегулировано нормами права и достигло целей правового регулирования.

Различают следующее содержание правопорядка:

  1. Материальное содержание правопорядка - законность его

возникновения, функционирования, развития, объективные потребности в упорядочивании общественных связей и процессов, дела и поведение их участников, взаимосвязь с экономикой, политикой, культурой;


  1. Государственно-волевое содержание правопорядка - совокупный, трансформированный результат государственной воли, воли и интересов всех участников правопорядка;
  2. Юридическое содержание правопорядка - совокупный результат:

а) реализованности права и законности, проявляющейся в материализованном выражении поведении всех участников правовых предписаний;

б) взаимосвязанной совокупности системы правовых отношений и связей, реализованной корреляции субъективных прав и юридических обязанностей участников правопорядка;

в) упорядоченности и урегулированности правовых элементов, процессов,

связей.[35]

Содержание и форма правопорядка находятся в единстве. В этом заключается источник его жизненности и эффективности. Форма менее подвижна и более консервативна, более устойчива и стабильна. Но она не пассивная сторона единства, она организует и выражает содержание, добиваясь формализации и придавая ему качественную определенность.

Под формой правопорядка понимается присущая ему организация содержания. Отражая его внутреннюю структуру, закономерности реального мира, она выступает в качестве способа существования правового порядка.

Сюда относятся:

а) правовое оформление порядка - внутреннюю организацию и внешнее проявление;

б) все статические элементы и характеристики, выраженные в нормах материального права;

в) динамические процессы - развитие, движение и изменения» отраженные в процессуальном праве;

г) единичные, конкретные проявления в жизни, определенные правила поведения участников. 17

Функции правопорядка

Для их выделения при анализе правопорядка необходимо вычленить и его основные функциональные нагрузки. Вопрос о его функциях есть проявление основных свойств и их значение в способе существования, которые проявляются во внешних и внутренних связях, обеспечивающих устойчивость и взаимодействие с другими образованиями.

Функции целого затрагивают область внешнего - взаимодействие с большими системами, в которые он входит на правах элемента. Функции частей затрагивают область внутреннего - взаимодействие частей объекта между собой и целым. Функции частей и функции целого находятся в упорядоченной взаимозависимой связи, ибо действует целостный "организм".

При рассмотрении функций правопорядка как целостного образования выделяются связи, в которых проявляется его отношение с окружающей действительностью. Выясняется та функциональная роль, которую он выполняет в правовой системе общества, в государственном конституционном порядке, в режиме демократии. Правовой порядок и законность выступают правовой основой и средством функционирования