Файл: Законность и правопорядок (СУЩНОСТЬ ЗАКОННОСТИ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 210

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В своей совокупности эти факторы образуют правовую основу реальной демократии, концентрируют в себе все положительные свойства правового регулирования общественных отношений.

Другими словами подлинная демократия невозможна без законности и правопорядка, без которых она превращается в хаос, различные злоупотребления.

    1. Взаимосвязь законности, правопорядка и государственной

дисциплины.

Правопорядок, законность и государственная дисциплина взаимозависимы.

Как говорилось ранее, правопорядок — это законность в действии, если поведение субъектов является правомерным. Законность — средство установления правопорядка. Результатом укрепления законности является более высокий уровень правопорядка.

Но, помимо законности, есть и другие факторы, влияющие на уровень правопорядка, а именно - институты демократии и государственная дисциплина. Правопорядок — это основа демократии, важнейшее условие реализации институтов демократии, развивающихся на основе всестороннего укрепления законности. Уровень развития правопорядка — мерило свободы личности, гарантированное ее прав, свобод, законных интересов, выполнения обязанностей и осуществления ответственности.

Что касается государственной дисциплины, то она связана с деятельностью (поведением) личности. В ней отражаются:

  1. Требования общества к индивидам и коллективам;
  2. Социальная оценка поведения человека с точки зрения его соответствия

интересам общества, законности, правовой культуре.

Понятие «государственная дисциплина» включает в себя режим господства закона во взаимоотношениях органов государства, должностных лиц, других уполномоченных субъектов, основывающийся на требованиях к

каждому субъекту исполнять свои обязанности, не превышать свои полномочия, не посягать на права, не ущемлять интересы других субъектов, проявлять инициативу и ответственность в порученном деле.

Государственная дисциплина, законность и правопорядок тесно связаны между собой, так как государственная дисциплина невозможна без соблюдения и исполнения законов и сознательного позитивного отношения государственных служащих к установленному правопорядку.

Однако между законностью и дисциплиной имеются различия по содержанию и месту в системе правового регулирования.

Первое различие состоит в том, что, с точки зрения прав, законность есть основа государственной дисциплины, но государственная дисциплина - не только правовое, но и социальное явление. Оно не исчерпывается законностью. Если законность означает точное и неукоснительное соблюдение закона, то дисциплина предполагает еще и активность, инициативу в работе.


Второе различие заключается в том, что понятие дисциплины шире понятия законности в плане нормативного обеспечения. Государственная дисциплина обеспечивается как правовыми нормами, так и другими социальными нормами, особенно нормами морали. В основе государственной дисциплины лежит исполнительская дисциплина, добросовестное отношение должностных лиц к исполнению возложенных на них обязанностей.

И, наконец, третье различие в том, что государственная дисциплина и законность имеют разные результаты действия. Результат законности - правопорядок. Результат государственной дисциплины - общественный порядок.

Государственная дисциплина реализуется в сфере осуществления функций государства, его органов, учреждений, предприятий. Ее качество зависит от эффективности правового воспитания, уровня правовой культуры. Государственная дисциплина - неотъемлемая черта демократии. В

демократических государствах государственная дисциплина строится на демократических принципах организации управления, при которых учитывается соблюдение баланса интересов человека и государства, неразрывно связывается с укреплением дисциплины труда, с требованиями норма морали и нравственности.

Формируясь и совершенствуясь под воздействием правовых норма, закрепленных в законах, подзаконных актах, иных распорядительных документах (приказах, инструкциях), государственная дисциплина является важным фактором управления отношениями между людьми и их организациями.

Государственная дисциплина основывается на объективном выражении в требованиях и предписаниях государственных органов в пределах их полномочий. Государственная дисциплина требует соблюдения законности, договорных обязательств, несовместима с ведомственным подходом к решению общегосударственных задач. Исходя из целей служения интересам человека и общества, государство посредством установления государственной дисциплины стремится к достижению общественной стабильности, созданию необходимых условий для нормального развития и жизнедеятельности во всех сферах: социальной, правовой, экономической, культурной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В курсе теории государства и права, изучение проблем правопорядка и законности исключительно важно, поскольку все отраслевые юридические науки, изучающие разнообразные аспекты права, правоприменительного процесса, в конечном счете, так или иначе обязательно выходят на эти проблемы, что естественно порождает различные взгляды.


Сама по себе право реализующая и правоприменительная деятельность еще не является законностью, поскольку они соответствуют законности, а следовательно выступают ее носителями, а не элементами содержания.

Законность – принцип строго и неуклонного соблюдения законодательства всеми субъектами права.

Когда мы говорим о законности, то имеем ввиду соответствие деятельности действующему законодательству.

Содержанием же законности является не исполнение закона как такового, не деятельность, в которой он находит осуществление, а соответствие этой деятельности действующему законодательству, законосообразность поведения.

В нашей работе мы рассмотрели содержание и понятие законности, как необходимого политико-правового режима общества.

Законность – это необходимая составная часть политико-правового режима правового государства и общества.

Из данного исследования, основной вывод, который можно сделать, это то, что в России, Конституция которой провозглашает стремление к построению правового государства в нашей стране, к глубокому сожалению, нельзя с твердостью утверждать о воцарившейся на правовых полях государства законности.

Выполненная курсовая работа, раскрывает цель, поставленную во введении. В ней дается характеристика правопорядка, законности их структуру и указываются основные методы укрепления правопорядка в Российском обществе, при этом выполняются поставленные перед собой задачи.

В третьей главе было рассмотрено понятие правопорядка, как в международном смысле, так и во внутригосударственном, понимаемого разными авторами. Также были проанализировано содержание правопорядка, его формы, функций и признаков.

Четвертая глава включила в себя взаимодействие правопорядка с другими правовыми понятиями. Такими как законность, демократия, государственная дисциплина.

В заключение хочется сказать, что законность и правопорядок - важнейшие социальные ценности, основа нормальной жизни общества, его граждан. Поэтому их укрепление - одна из главных задач, стоящих перед обществом, одно из основных направлений деятельности государства, ее функция. Большую роль в этом процессе играют правоохранительные органы, в частности, органы внутренних дел.

Проблема ликвидации нарушений правопорядка не только юридическая проблема. Для ее решения, прежде всего, должны быть устранены, искоренены те объективные факторы, которые поддерживают, «питают» преступную активность, создают условия для совершения правонарушений, для отступлений от требований законов. Стабилизация экономических отношений, рост материальной обеспеченности людей, их


нравственное воспитание, укрепление социальных связей, развитие демократии - необходимая предпосылка и важнейшие пути укрепления законности и правопорядка.

Вместе с тем было бы неправильным рассчитывать только на эти объективные процессы. В обществе необходима специальная юридическая, государственно-властная деятельность по обеспечению законности.

Россия находится на пути постепенного укрепления правопорядка - она движется маленькими шажками к идеалу. Но когда она достигнет этого идеала, остается неизвестным.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно правовые акты

1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ)] // Собрание законодательства РФ. – 2018. – № 4. – Ст. 445.

Научная литература

2. Дашкова В. В. Права человека / В. В. Дашкова. – М.: Волтерс Клувер, 2016.

3. Керимов Д. А. Законодательная техника. Научно - методическое и учебное пособие / Д. А. Керимов. – М.: Издательство НОРМА, 2015.

4. Ломакин Д. В. Теория государства и права / Д. В. Ломакин. – М. : Статус, 2017.

5. Ленева В. А. Проблемы теории и истории государства и права / В. А. Ленева. – М., 2016. 

6. Молодцов А. Е. Пределы осуществления и защиты гражданских прав / А. Е. Молодцов. – М. : ЗАО «Издательский дом «Главбух», 2015.

7. Хейфец Ф.С. Власть народа посредством самого народа / Ф.С. Хейфец. - М. : Юрайт, 2016.

8. Эрделевский А. Ф. Осуществление и защита гражданских прав / А.Ф. Эрделевский. – М.: Проспект, 2017.

Научные статьи

9. Брагинский М. Осуществление и защита гражданских прав. / М. Брагинский // Вестник Высшего Арбитражного суда Российской Федерации. – 2015. – № 10. – С. 12-15.

10. Маковский А. А. Основы государства и права / А. А. Маковский // Закон. – 2017. – № 12. – С. 82.

11. Марголин М. А. Реализация и защита гражданских прав / М. А. Марголин // Законодательство. – 2016. – № 3. – С. 26.

12. Плахин А. А. Юридические предпосылки спора о праве. Российское законодательство и зарубежная практика / А. А. Плахин // Законодательство. – 2017. – №11. – С. 18.

13. Шихвердиев А., Басманов Н. Россия у критической черты / А. Шихвердиев, Н. Басманов // Хозяйство и право. – 2018. – № 7. – С. 22-28.

14. Ломакин Д. В. История права : Англия и Россия / Д. В. Ломакин // Законодательство. – 2018. – № 3. – С.18.


Учебная литература

15. Алиев К. М. Конституционное право / К. М. Алиев. - М. : ЗАО «Юстицинформ», 2015.

16. Гарнер Д.П. Великобритания: центральное и местное управление учебник / А.И. Гомола. - М. : Издательство "Академия", 2015.

17. Гутников О.В. Конституционное право Российской Федерации / О.В. Гутников. - М. : «Бератор-Пресс», 2016.

18. Гомола, А.И. Теория государства и права: учебник / А.И. Гомола. - М.: Издательство "Академия", 2016.

19. Ильков, С.В. Все о защите гражданских прав / С.В. Ильков. - СПб. : «Издательский дом Гер да», 2018.

20. Могилевский С.Д. Теория государства и права: учеб.-практич. пособие / С.Д. Могилевский. – М. : Дело, 2017.

21. Пиляева В.В. Теория государства и права: учебное пособие / В.В. Пиляева. - М.: ИНФРА, 2015.

22. Треушникова А. И. Теория государства и права: учебник / А. И. Треушникова. - М. : Издательство "Академия", 2017.

23. Болгова Л. А. Законность и правопорядок как выражение стабильности в развитии общества и государства // Ученые записки. Т. 10. Ростов- н/Д., 1995. С. 302.

  1. Борисов В. В. О связи правопорядка и правоотношений // Вопросы теории государства и права / Межвуз. сб. Саратов, 1983.
  2. Борисов В. В. Правовой порядок развитого социализма. Саратов, 1977. С. 35-57.
  3. Бортенёв А. И. Региональные особенности правопорядка и правосознания населения // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. № 7.
  4. Взгляды Р. Иеринга на государство и право /Ю. С. Завьялов //Правоведение. -1968. - № 3. - С. 106 - 115.
  5. Ефремов А. Ф. Принципы и гарантия законности. Самара, 1999.
  6. Кант И. Соч. Т. 4. С 233.
  7. Кудрявцев В. Н. Законность: содержание и современное состояние // Журнал российского права. 1998. №1.
  8. Лисюткин А. Б. К понятию законности // Правоведение. 1993. №5.
  9. Лукашук И. И. Международно-правовое регулирование международных отношений. М., 1975. С. 18.
  10. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2. Ч. 2. С. 356, 357.
  11. Мугинов Р. Законность и правопорядок: основные направления и способы их обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации. // Ориентир. - 2002. - № 1.
  12. Платон. Государство. Соч. В 3-х т. Т. 3. Ч. 1. М., 1971. С. 227; Его же. Законы. Соч. В 3-х т. Т. 3. Ч. 2. М., 1970. С. 89.
  13. Политика Аристотеля (Пер. С греч. Н. Скворцова). М., 1865. С. 282.
  14. Рабинович П. М. Упрочение законности - закономерность социализма. 1975. С. 67-68.
  15. Сауляк О.П. Парадигма правопорядка: современное прочтение // Правоведение. - С.-Пб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2006, № 3. - С. 166­178.
  16. Консум; Ун-т внутр. дел, 2000. С. 704.
  17. Тарадонов С. В. Правовой порядок и пути его укрепления. Параметры внутригосударственного и международно - правового совершенствования // Государство и право. 2006. №5.
  18. Теория государства и права. Под редакцией Н. И. Матуэова и А.В.Малько. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. С. 776.
  19. Теория государства и права: Курс лекций / Под редакцией М. Н. Марченко. М.: Зеркало, ТЕИС, 1999. С. 294.
  20. Теория государства и права: учебник / Морозова Людмила Александровна ; Л. А. Морозова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЭКСМО, 2008. С. 477.
  21. Тюрина Н. Е. Международный правопорядок: (современные проекты совершенствования и преобразования). Казань, 1991. С. 23.
  22. Цицерон. Диалоги о государстве. О законах. М., 1966. С. 24.
  23. Шабуров А.С. Законность и правопорядок. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М., 1997.
  24. Шафир М. Ленинское учение о Советском государстве // Соц. законность. 1980. №4. С. 8.
  25. Chambliss W., Saidman R. Law, order and power. Reading (Mass.), 1982. P. 77