Файл: Законность и правопорядок (СУЩНОСТЬ ЗАКОННОСТИ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 208

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Отечественная наука, в недалеком прошлом, анализировала законность преимущественно в аспекте требования всеобщего уважения к действующему законодательству и закону в целом, а так же обязательного его исполнения субъектами.

По своей сути, это правильное понимание, однако оно отражает содержание и сущность данного явления, только с одной стороны. В таком случае, требование законности распространяется только на граждан и их организации, органы, которые непосредственно реализуют свои обязанности и права, а деятельность органов, которые обеспечивают правовое регулирование, находится вне ее содержания.

Главным образом, обеспечение законности сводилось к работе правоохранительных и контрольно-надзорных органов – выявлению нарушителей правовых предписаний и дальнейшему их привлечению к ответственности.

Результатом этого и стал обвинительный уклон в рассматриваемой деятельности, даже судебные органы рассматриваются как правоохранительные, а не орган правосудия, гарантирующий защиту прав и свобод объединений и граждан.

Такое понятие законности, удовлетворяющее потребности тоталитарного режима, совершенно не обеспечивает должного функционирования общества в условиях демократии, и уж тем более не способствует укреплению и формированию правового общества и государства. Вопрос о законности, ее роли в жизни общества имеет важное научное и практическое значение. Законность является необходимым условием для развития и укрепления демократического общества, правовой основой демократии.

С законностью тесным образом связано другое правовое явление – правопорядок.

Правопорядок - это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности, которое выражается в правомерном поведении участников этих отношений. Это непосредственный результат реализации (соблюдения и исполнения) требований норм права. Правопорядок является следствием функционирования права и законности, юридически оформляет фактически сложившуюся упорядоченность общественных отношений и обеспечивает правомерное поведение его участников.

Реализация права во многом характеризуется законностью, которая может быть определена и как аспект общеобязательности права, и как соответствующая идея, и как особая политико-правовая реальность, относящаяся к глубинным элементам структуры права и существенно влияющая на эффективность правового регулирования.

В целом законность может быть охарактеризована как реальность права, такая реальность, когда его требования, гарантированные им возможности последовательно, полно и точно претворяются в жизнь.


Актуальность исследования. Тема работы, несомненно, актуальна и интересна, предполагает выдвижение различных предложений по усовершенствованию законодательства, а также, значимость и важность, противоречивость правоотношений, сложившихся в данной сфере, обусловили выбор актуальной в настоящее время темы исследования

Характеризуя степень научной разработанности проблематики, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях. С одной стороны, тематика исследования получает интерес в научных кругах, в другой стороны, существует недостаточная разработанность и нерешенные вопросы.

При работе над данным исследованием был использованы и переработаны различные справочные материалы; работы современных авторов, посвящённые рассматриваемой проблематике.

Выбранная тема исследовалась у таких авторов как: Лукашева Е.А., Алексеев С.С. , Петрухин И.Л., Рудинский Ф.М., Рассказов Л.П.. В книгах перечисленных авторов анализируется понятие и содержание законности и правопорядка через изучение присущих им признаков.

Объектом исследования является законность и правопорядок.

Соответственно предметом исследования являются общественные отношения, связанные с изучением законности и правопорядка и их проявлений.

Целью работы является изучить понятие законности, правопорядка их сущность и гарантии.

В соответствии с этой целью определяются задачи исследования:

- дать понятие и содержание законности и правопорядка;

- изучить гарантии законности и правопорядка;

- проанализировать основные требования законности;

- изучить принципы законности и правопорядка

Цель и задачи исследования данной работы определяют ее структуру. Курсовая работа включает в себя введение, четыре главы, разделенные на пункты, заключение и библиографический список.

Для раскрытия темы курсовой работы использовались методы анализа, синтеза, формально-логический метод, исторический и системный.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ

. Понятие и содержание законности

Основой нормальной жизнедеятельности современного цивилизованного общества и государства, а так же всех звеньев его политической системы – является законность, охватывая своим действием наиболее значимые сферы человеческого «общежития», законность вносит в него соответствующую гармонию, обеспечивает справедливую дифференциацию интересов людей.


Очень много работ современных правоведов написано о законности, а следовательно существует множество определений данного явления, но практически в каждом из них выделяется то главное, что и образует суть и основу законности – это строгое и неуклонное соблюдение и исполнение норм права участниками общественных отношений, и именно это присуще законности любого исторического периода, не зависимо от условий времени и места. [1]

Законность, как устойчивое явление общественной жизни, формируется и возникает в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство граждан перед законом.

В значительной мере, такие условия создаются экономическими и рыночными отношениями, при которых свобода частной собственности становится равной возможностью для всех.

Обеспечить равенство в сфере производства материальных благ, поставить производителей в одинаково выгодные условия - все это главная задача закона правового государства, такого как Российская Федерация.

Не юридическими законами создается имущественное неравенство, а естественными возможностями каждого конкретного человека, следовательно, до тех пор, пока в обществе существует неравное положение его членов, в сфере производства духовных и материальных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед законом, а значит и о законности в целом.

Законность – это общественно-политический режим, который состоит в господстве закона и права в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, а так же в обеспечении порядка и организованности в обществе.[2]

Законность имеет следующие основные принципы.

Самой важной чертой законности является ее всеобщность.

Ко всем, кто находится в пределах действия права, относится требование соблюдать юридические нормы, никто не имеет права уклоняться от выполнения установлений, которые исходят от государства, точно так же, как и государство не может уклониться от обеспечения и защиты законных прав и интересов личности.

Приоритетным субъектом правового регулирования является гражданин конкретного государства, а государство в свою очередь, обязано создавать наиболее благоприятный режим для удовлетворения различных интересов своих граждан.

Как необходимая черта законности, всеобщность, в одинаковой мере относится как к гражданину, так и к государству. Государство несет ответственность перед гражданами, а граждане – перед государством, если в законах государства выражаются действительные интересы его граждан, то правовые предписания реализуются без принудительных мер государственного воздействия.


Государство, посредством своей законодательной деятельности не может учесть разнообразие индивидуальных интересов, да и в принципе не должно, но через реализацию и принятие законов оно может и обязано предоставлять своим гражданам возможность самостоятельно распоряжаться собственными благами и свободой деятельности.

Обеспечение всеобщности соблюдения правовых предписаний, является задачей, как государства, так и отдельных его органов. Обладая необходимыми материальными, организационными и принудительными средствами, оно призвано надежно охранять законные интересы и права граждан, сами же граждане, вне государственно-правовых структур, не могут установить режим законности в общественной жизни.

Как важнейший признак законности, всеобщность означает, что строгое осуществление законодательных предписаний является основным, общим принципом деятельности всех органов государства, хозяйственных предприятий и организаций, граждан.

Законность имеет неразрывную связь с юридическими нормами и правом.

Оценивать состояние в стране законности, можно только на основании того, в какой именно мере законы того или иного государства отражают объективные потребности общественного развития, если правовые нормы, издаваемые государством, охраняют и закрепляют интересы только отдельных лиц или конкретных социальных групп, не учитывая индивидуальные и общие интересы населения страны, то законность отсутствует. [3]

Если же правовые нормы только лишь формально отражают интересы разных слоев населения, но при этом не гарантируют их, то и здесь ни какой речи не может идти о законности.

Изучая историю государства и права, можно привести множество примеров, когда государство регламентировало практически все стороны общественной жизни, но данная регламентация осуществлялась не правовыми законами, которые не имели ничего общего с действительными интересами граждан.

Можно сказать, что нормативная основа законности состоит из правовых законов, которые адекватно отражают индивидуальные и общие интересы всех участников общественных отношений.

Законность, понимаемая как метод государственного регулирования обществом, предполагает, что свои функции государство осуществляет только правовыми средствами, путем принятия разнообразных нормативно-правовых актов и предписаний, и обеспечивая их неукоснительную реализацию. [4]

Поскольку правовое регулирование распространяется на разнообразные сферы жизни общества, то необходима достаточная полнота ее регламентации, при этом государство не только формально закрепляет правовые нормы, но при этом и обеспечивает их защиту и реализацию.


Произвол должностных лиц не допустим в таком государстве, исключается принятие волюнтаристских и субъективных решений, а так же решение политических вопросов силовыми методами. Особое место в деятельности государства отведено судебным и законодательным органам.

Законность, в то же время, есть принцип деятельности государства, поскольку оно и все его органы, организации и учреждения сами связаны правовыми нормами и действуют в рамках и во имя их реализации.

Законность, которая рассматривается с этой стороны, служит принципом, характерным только для демократического государства, говоря другим языком – законность это антипод беззакония и произвола, и прежде всего, самой государственной власти. Произвола, который творят органы государства и его должностные лица. Данный принцип, наиболее ярко проявляется в правовом государстве, тем самым обуславливая его сущность, такое государство можно определить и как государство строжайшей законности.

Требование реализации права, вместе с тем, неукоснительного претворения правовых предписаний в жизнь, это не самоцель и формальное требование, а условие нормального функционирования государства и общества, обеспечение дисциплины, организованности и порядка, в обществе, благодаря законности, внедряются идеи гуманизма, справедливости, общественной и личной свободы.

Следовательно, в широком социально-политическом смысле, законность можно считать режимом общественно-политической жизни, таким образом, режим законности, в правовом государстве, предполагает наличие взаимосвязанных факторов:

- безусловная и полная реализация предписаний подзаконных правовых актов и законов должностными лицами, государственными органами, разнообразными общественными объединениями и гражданами;

- совершенного, четко отработанного законодательства, которое бы отвечало потребностям общественного прогресса. [5]

В юридической литературе, понятие законности трактуется по-разному, зачастую, ее определяют как принцип, режим, метод государственного руководства обществом, который состоит в издании и проведении в жизнь законов и иных нормативно-правовых актов в интересах определенного класса, социальной группы и народа в целом.

В соответствии с указанным определением, законность состоит из двух элементов:

- законотворчества

- осуществления нормативно-правовых актов.

Однако, весьма спорным представляется включение в понятие законности правотворческого процесса, а именно особой формы и особого вида деятельности соответствующих органов, которые призваны устанавливать новые нормы, отменять и трансформировать старые. Ведь если изменяются нормы права, то логически, нельзя сделать вывод о том, что законность – это величина постоянная, поскольку она меняется каждый раз, как только происходит трансформация законодательства.