Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1. Понятие и структура налоговой системы
1.2. История развития налоговой системы РФ
1.3. Проблемы и недостатки налоговой системы РФ
ГЛАВА 2. СОСТАВ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1. Элементы структуры налоговой системы РФ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современных реалиях налоги представляют собой неотъемлемый элемент хозяйственной жизни общества. Налоги – один из древнейших экономических инструментов, появление, которого относят ко времени становления и развития государственности и института власти для содержания органов государственной власти и материального обеспечения их эффективного функционирования. В современном аспекте налоги можно охарактеризовать не только лишь как денежные отношения, но и как совокупность финансовых отношений, возникающих в процессе перераспределения доходов, непосредственно направленных на решение ряда задач общегосударственного значения.
Налоговая система представляет собой важнейший государственный инструмент по стимулированию экономического развития и социального прогресса в стране.
В современных условиях налоги применяются в качестве инструмента борьбы с экономическими циклами, происходящими в государстве, а также рядом специалистов отмечается их влияние на инвестиционную активность. Существующее на сегодняшний день разнообразие видов и форм налогов позволяет не только охватывать большее количество сторон хозяйственной деятельности, но и элиминировать влияние налогового пресса за счет государственного распределения и перераспределения доходов.
Все это обусловило актуальность темы исследования в курсовой работе.
Целью курсовой работы является исследование налоговой системы РФ.
В работе поставлены следующие задачи:
- Исследовать понятие и структуру налоговой системы;
- Изучить историю развития налоговой системы РФ;
- Рассмотреть проблемы и недостатки налоговой системы РФ;
- Выделить элементы структуры налоговой системы РФ;
- Охарактеризовать виды налогов в РФ;
- Осветить специальные налоговые режимы налоговой системы РФ.
Объектом исследования является налоговая система РФ.
Предметом исследования является структура и особенности налоговой системы в РФ, проблемы ее функционирования и перспективы развития.
Теоретическую базу работы составляют труды разных авторов в области налогов и налогообложения. Среди них наибольшее влияние при написании работы оказали публикации и других авторов.
Эмпирическую основу работы составляют материалы государственной статистики, ФНС РФ, открытые публикации о налогах и налогообложении, данные бюджетной системы и Федерального казначейства.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1. Понятие и структура налоговой системы
В действующем законодательстве не содержится определения налоговой системы, однако согласно действующему ранее ФЗ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» под налоговой системой понимается: «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке»[1].
В современных условиях стабильная и устойчивая налоговая система является одной из наиважнейших задач, стоящих перед государством. Система налогообложения призвана выполнять стимулирующую роль, способствуя устранению диспропорций в экономике, оказывать положительное влияние на экономическую деятельность предприятий, а также способствовать увеличению доли малых и средних предприятий в формировании доходов бюджетов путем предоставления им определенных преференций на первоначальном этапе их становления и развития. Эффективный и устойчивый институт налогообложения - это проводник государственных интересов, а также прямой результат проводимой национальной политики.
Динамика поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации за период с 2015 по 2019 гг. (включительно) представлена в таблице 1.
Таблица 1
Поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации, млрд руб. за 2015-2019 гг.
Виды доходов |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
||||||||
1. |
Доходы, всего |
26766,1 |
26922 |
28181,5 |
31046,7 |
37320,3 |
|||||||
1.1. |
Нефтегазовые доходы |
7433,8 |
5862,7 |
4844 |
5971,9 |
9017,8 |
|||||||
1.2. |
Не нефтегазовые доходы |
19332,3 |
21059,4 |
23337,5 |
25074,8 |
28302,5 |
|||||||
1.2.1. |
НДС |
3931,7 |
4234 |
4571,3 |
5137,6 |
6017 |
|||||||
1.2.2. |
Акцизы |
1072,2 |
1068,4 |
1356 |
1521,3 |
1598,5 |
|||||||
1.2.3. |
Налог на прибыль |
2375,3 |
2599 |
2770,3 |
3290,1 |
4100,2 |
|||||||
1.2.4. |
Налог на доходы физ.лиц |
2702,6 |
2807,8 |
3018,5 |
3252,3 |
3654,2 |
|||||||
1.2.5. |
Ввозные пошлины |
652,5 |
565,2 |
563,9 |
588,5 |
673 |
|||||||
1.2.6. |
Страховы взносы на обязательное социальное страхование |
5035,7 |
5636,3 |
6326 |
6784 |
7476,9 |
|||||||
1.2.7. |
Прочие |
3562,2 |
4148,8 |
4731,5 |
4501 |
7896,3 |
Проанализировав таблицу 1, можно заметить, что с 2015 по 2019 гг. наблюдается положительная динамика доходов консолидированного бюджета, что достигается как за счет роста нефтегазовых доходов, так и не нефтегазовых, которые включают в себя НДС, акцизы и ряд других налоговых и неналоговых поступлений.
Так, можно отметить, что в общей сумме не нефтегазовых доходов в консолидированном бюджете в 2019 гг. доля налоговых поступлений составила 56,7%, из которых: доля НДС – 21,3%; доля акцизов – 5, 6%; доля налога на прибыль – 14,5%; доля налога на доходы физ. лиц – 12,9%; доля ввозных пошлин – 2,4%.
Налоговую систему РФ можно определить, как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.
Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов (а с 2017 года также страхзносов) и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.
Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:
- федеральный;
- региональный;
- местный.
Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.
Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:
Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.
Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.
Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).
Кроме того, на основании НК РФ Минфин РФ и ФНС РФ разрабатывают приказы, разъяснения, пояснения, письма и другие подобные документы. Они необходимы для конкретизации положений и статей НК РФ и других федеральных законов РФ в области налогообложения. Такие документы разъясняют непонятные с точки зрения налогоплательщиков ситуации и могут составляться на основании их обращений.
1.2. История развития налоговой системы РФ
Можно обозначить три этапа развития налоговой системы в постсоветский период.
В 1991–1999 годах шло становление налоговой системы. Законом Российской Федерации «Об основах налоговой системы Российской Федерации»[2] (1991 год) определены понятие, виды и уровни налогов, их ставки, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов. Верховным Советом Российской Федерации приняты до полутора десятков налоговых законов, вступивших в силу с 1992 года. Переходный характер экономики обусловил корректировки налоговой системы. К середине 1990-х годов ее регулировали более 800 федеральных нормативных правовых актов.
Основные тенденции этого периода:
1) введение и последующая отмена федеральным центром права регионов вводить собственные налоги («налоговый сепаратизм»);
2) возможность уплаты налогов как деньгами, так и обязательствами;
3) уклонение от уплаты налогов (офшоризация, обналичивание, бартерные сделки), вызванное правовыми пробелами и ростом налоговой нагрузки;
4) неустойчивая налоговая политика (многочисленные льготы, отсрочки, вычеты, налоговые амнистии, реструктуризации задолженности).
В период после 2000 года началось применение НК РФ[3]. В части 1 юридически закреплены единство экономического пространства, базовые понятия (объект налогообложения, налоговая база), принципы деятельности, права и обязанности различных участников налоговых отношений.
Налоговая реформа, предусмотренная в проекте «Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2010 года» (документ не был официально утвержден), предполагала такие ключевые меры, как упрощение налогообложения; введение плоской шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ); снижение ставки налога на прибыль; введение регрессивной шкалы единого социального налога; отмена налогов с продаж и оборота; введение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ); развитие специальных налоговых режимов (единый сельхозналог (глава 26.1 НК РФ с 2002 года), упрощенная система налогообложения (глава 26.2 НК РФ с 2001 года), единый налог на вмененный доход (глава 26.3 НК РФ с 2003 года), соглашения о разделе продукции (глава 26.4 НК РФ с 2003 года), патентная система (глава 26.5 НК РФ с 2013 года)); централизация. «Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на 2001–2005 годы» (постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 № 584[4]) указывала, что собственные налоги покрывают менее 15 % расходных потребностей региональных и местных бюджетов, поэтому необходимо повышение роли региональных и местных налогов и переход субфедеральных бюджетов на самофинансирование. Однако роль трансфертов из бюджетов более высокого уровня и сегодня остается значительной. Эти меры были в основном реализованы.
В период после 2010 года господствуют следующие тенденции развития налоговой системы:
1) интеграция с другими направлениями экономической политики; Это выразилось во включении налоговой сферы в общий контекст экономической политики (см. Государственную программу Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» на 2015–2024 годы в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 370[5]).
2) появление новых налогов и налоговых режимов;
3) гибкость при взыскании задолженности (аудит, досудебное урегулирование, зачет).
Основные события развития налоговой системы находят отражение в динамике статистических показателей. Выявлены значимые статистические связи в динамике ряда показателей: доля налоговых поступлений положительно коррелирует с ростом числа юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП) (коэффициенты 0,66 и 0,71 при р<0,001) и отрицательно – с собираемостью и количеством налогов (–0,62 и –0,82). Собираемость отрицательно коррелирует с числом ИП и количеством налогов (–0,75 и –0,52), а число юридических лиц – с количеством налогов (–0,88). Эти связи логически объяснимы.
Доля собранных налогов от ВВП достигла минимума в 1999 году (25 %); максимальное значение (почти 40 %) отмечено в 2006–2007 годах. Доля налоговых доходов бюджета принимала максимальные значения в 2000–2001 и 2004 годах (свыше 70 %), а минимума достигала в 1993 и 2011–2014 годах (менее 40 %). В анализируемый период наиболее существенно увеличился вклад в бюджетную систему налогов и сборов за добычу и использование природных ресурсов (в 7,3 раза), страховых взносов (в 3,4 раза) и имущественных налогов (в 3 раза). Увеличился на несколько процентов вклад подоходного налога, налога на совокупный доход и акцизов. Напротив, значительно сократилась доля налога на добавленную стоимость (НДС) (в 2,3 раза) и налога на прибыль (в 2,7 раза). В целом доля прямых налогов увеличилась с 47 до 63 %, а доля косвенных снизилась с 41 до 20 % доходов консолидированного бюджета.
Развитие налоговых органов происходило параллельно с изменениями в налоговой системе.
В первый период регулирование и контроль в налоговой сфере осуществляла Государственная налоговая служба (ГНС). Выделившись из ГНС СССР в 1991 году, ГНС первоначально находилась в двойном подчинении Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и лишь со временем была отнесена к ведению последнего. Закон Российской Федерации 1991 года «О налоговых органах»[6] заложил основы организации налоговой службы – ее задачи, права, обязанности и основные гарантии. Налоговые органы определены в нем как единая централизованная система, а материальные выплаты и гарантии их работникам увязаны со стандартами МВД. Например, статья 17 предусматривала выплату пособия в размере 5-летнего денежного содержания при получении налоговым служащим увечий и 10-летнего пособия семье в случае гибели служащего. Налоговые служащие имели обязательное социальное страхование, им полагались гарантии в случае увольнения и др.