ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.04.2019

Просмотров: 1270

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

Р 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Техника 

Автомеханик (Р) 

Физиотерапевт (С) 

Специалист по защите информации (И) 

Логистик (П) 

Оператор связи (О) 

Кинооператор (А) 

Водитель (Р) 

Кассир (С) 

Инженер-конструктор (И) 

Менеджер по автопродажам (П) 

Авиадиспетчер (О) 

Дизайнер сайтов и компьютерных 
программ (А) 

Природа 

Ветеринар (Р) 

Эколог (С) 

Биолог-исследователь (И) 

Фермер (П) 

Лаборант (О) 

Дрессировщик (А) 

Агроном (Р) 

Санитарный врач (С) 

Селекционер (И) 

Заготовитель сельхозпродуктов (П) 

Санитарный инспектор (О) 

Ландшафтный дизайнер (А) 

Человек 

Массажист (Р) 

Воспитатель (С) 

Преподаватель (И) 

Предприниматель (П) 

Администратор (О) 

Режиссер театра и кино (А) 

Официант (Р) 

Врач (С) 

Психолог (И) 

Торговый агент (П) 

Страховой агент (О) 

Хореограф (А) 

Искусство  Ювелир-гравер (Р) 

Журналист (С) 

Искусствовед (И) 

Продюсер (П) 

Редактор (О) 

Музыкант (А) 

Дизайнер интерьера (Р) 

Экскурсовод (С) 

Композитор (И) 

Арт-директор (П) 

Музейный работник (О) 

Актер театра и кино (А) 

Знак 

Верстальщик (Р) 

Гид-переводчик (С) 

Лингвист (И) 

Антикризисный управляющий (П) 

Корректор (О) 

Художественный редактор (А) 

Наборщик текстов (Р) 

Юрисконсульт (С) 

Программист (И) 

Брокер (П) 

Бухгалтер (О) 

Литературный переводчик (А) 

 

Обработка результатов. Подсчитывается количество плюсов в каждой строке. 8–10 – 

ярко выраженный тип; 5–7 – средневыраженный тип; 2–4 – слабовыраженный тип. Макси-
мальное количество плюсов указывает на отношение к одному из шести типов. 

1. Реалистический тип. Люди, относящиеся к этому типу, предпочитают выпол-

нять работу, требующую силы, ловкости, подвижности, хорошей координации движе-
ний, навыков практической работы. Результаты труда профессионалов этого типа ощу-
тимы  и  реальны  —  их  руками  создан  весь  окружающий  нас  предметный  мир.  Люди 
реалистического типа охотнее делают, чем говорят, они настойчивы и уверены в себе, в 
работе  предпочитают  четкие  и  конкретные  указания.  Придерживаются  традиционных 
ценностей, поэтому  критически  относятся  к  новым идеям. Близкие  типы:  интеллекту-
альный и офисный. Противоположный тип — социальный. 


background image

2. Интеллектуальный тип. Людей этого типа отличают аналитические способно-

сти, рационализм, независимость и оригинальность мышления, умение точно формули-
ровать  и  излагать  свои  мысли,  решать  логические  задачи,  генерировать  новые  идеи. 
Они часто выбирают научную и исследовательскую работу и условия, дающие свободу 
для творчества. Работа способна увлечь их настолько, что стирается грань между рабо-
той и досугом. Мир идей для них может быть важнее, чем общение с людьми. Матери-
альное благополучие для них обычно не главное. Близкие типы: реалистический и ар-
тистический. Противоположный тип: предпринимательский. 

3.  Социальный тип. Люди  этого типа предпочитают работу, связанную  с обуче-

нием, воспитанием, лечением, консультированием, обслуживанием. Люди социального 
типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы, способ-
ны  понять  эмоциональное  состояние  другого  человека.  Для  них  характерно  хорошее 
речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь. Ма-
териальное благополучие для них обычно не на первом месте. Близкие типы: артисти-
ческий и предпринимательский. Противоположный тип: реалистический. 

4.  Офисный тип.  Люди  этого типа склонны к  работе, связанной с обработкой  и 

систематизацией  информации,  предоставленной  в  виде  условных  знаков,  цифр,  фор-
мул, текстов (ведение документации, установление количественных соотношений меж-
ду  числами  и  условными  знаками),  отличаются  аккуратностью,  пунктуальностью, 
практичностью, ориентированы на социальные нормы, предпочитают четко определен-
ную деятельность. Материальное благополучие для них более значимо, чем для других 
типов.  Склонны  к  работе,  не  связанной  с  широкими  контактами  и  принятием  ответ-
ственных  решений.  Близкие  типы:  реалистический  и  предпринимательский.  Противо-
положный тип: артистический.  

5.  Предпринимательский  тип.  Люди  этого  типа  находчивы,  практичны,  быстро 

ориентируются в сложной обстановке, самостоятельно принимают решения, социально 
активны, готовы рисковать, ищут острые ощущения. Любят и умеют общаться. Имеют 
высокий  уровень  притязаний.  Избегают  занятий,  требующих  усидчивости,  большой  и 
длительной  концентрации  внимания.  Для  них  значимо  материальное  благополучие. 
Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей, свя-
занную с руководством, управлением и влиянием на людей. Близкие типы: офисный и 
социальный. Противоположный тип: исследовательский. 

6. Артистический тип. Люди этого типа оригинальны, независимы в принятии реше-

ний, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взгля-
дом  на  жизнь,  гибкостью  и  скоростью  мышления,  эмоциональной  чувствительностью.  От-
ношения  с  людьми  строят,  опираясь  на  свои  ощущения,  эмоции,  воображение,  интуицию. 
Они обладают обостренным восприятием и талантом общения, избегают жесткой регламен-
тации, предпочитая свободный график работы. Часто выбирают профессии, связанные с ли-
тературой, театром, кино, музыкой, изобразительным искусством. Близкие типы: интеллекту-
альный и социальный. Противоположный тип: офисный. 

 

3.2.  Методика «Профиль»  («Карта  интересов» А.Е.  Голомштока  в  модифи-

кации Г.В. Резапкиной). 

Методика «Профиль» может использоваться для уточнения профессиональных инте-

ресов подростков. Методика состоит из 50 вопросов, относящихся к десяти видам возможных 
направлений профессиональной деятельности: физика и математика; химия и биология; ра-
диотехника и электроника; механика и конструирование; география и геология; литература и 
искусство;  история  и  политика;  педагогика  и  медицина;  предпринимательство  и  домовод-
ство; спорт и военное дело (направления соответствуют профильным классам).  


background image

Перед  работой  с методикой  «Профиль»  рекомендуется  провести краткую  моти-

вационную беседу о значении профессиональных интересов в жизни человека.  

...Отец часто рассказывал сыну мифы о героях Древней Греции, читал вслух Гомера. 

Однажды он подарил сыну «Всемирную историю для детей». Там была изображена охва-
ченная  огнем  Троя.  «Где  находится  этот  город?»  –  спросил  мальчик.  «Этого  никто  не 
знает», – ответил отец. «Когда я вырасту, я найду его!» – воскликнул сын. 

С 14 лет он – ученик в лавке, затем – юнга на корабле. Корреспондент, бухгал-

тер, основатель собственного торгового дома, владелец банка. За три года изучил де-
сять  иностранных  языков.  Совершил  путешествие  вокруг  света.  Написал  несколько 
книг. Стал миллионером. Внезапно в 46 лет все бросил и увлекся археологией. 

Он  трудился  без  сна  и  отдыха,  отдавая  все  свои  силы  и  сбережения  своей 

мечте, преодолевая малярию, несговорчивость рабочих, недоверие и насмешки ученых 
всего мира. Он буквально следовал детским впечатлениям: начал копать там, где ука-
зал Гомер. Переворошил 250 тысяч кубометров земли. И сказка стала действительно-
стью.  Руки  Генриха Шлимана держали сокровища царей,  четыре  тысячи  лет  проле-
жавшие в земле

1

. С обыденной точки зрения поведение Шлимана – чудачество. Ведь у 

него было все, что, казалось бы, нужно для счастья – положение в обществе и богат-
ство. Но ему этого было недостаточно. Положение и богатство для него были не це-
лью, а средством. О своих детских фантазиях взрослые обычно вспоминают с улыбкой 
или смущением. По мере взросления мечты рассеиваются, если только они не подкреп-
лены  таким  устойчивым  интересом,  как  у  Шлимана.  Интерес  помогает  раскрыть 
способности, преодолеть препятствия на пути к цели.  

Интересы различают по содержанию (интерес к литературе, музыке, технике, 

животным, цветам, компьютерным играм, моделированию одежды и т.д.), глубине и 
длительности.  Проявления  интереса  связаны  с  темпераментом  человека:  у  меланхо-
ликов и флегматиков обычно интересы более устойчивые и глубокие. Зато у холериков 
и сангвиников интересы шире.  

Нередко  интересы  ребенка  идут  вразрез  с  планами родителей. «У тебя на  уме 

только стрельба, возня с собаками и ловля крыс, ты будешь позором для всей семьи», – 
стыдил мистер Дарвин своего сына Чарльза. 

Большинство великих людей – ученых, писателей, композиторов, художников – уже 

в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, 
музыкой, изобразительным искусством. Но интерес этот возникал не на пустом месте. 
На  формирование  интересов  влияет  окружающая  среда,  воспитание  и  образование.  У 
каждого человека есть своя «программа», которую психологи называют жизненным сце-
нарием. Сценарий складывается еще в раннем детстве в основном под влиянием родите-
лей. Определить свои интересы вам поможет следующая методика.  

Инструкция. Нравится ли вам делать то, о чем говорится в опроснике? Если да, 

то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте плюс, если не нравится – ми-
нус.  Если  сомневаетесь  –  поставьте  знак  вопроса.  Чем  искреннее  вы  ответите  на  все 
вопросы, тем точнее будет результат. 

 
 
 
 
 
 
 

                                                 

1

 Дусавицкий А.К. Формула интереса. – М.: Педагогика, 1989. 


background image

10 

11 

12 

13 

14 

15 

16 

17 

18 

19 

20 

21 

22 

23 

24 

25 

26 

27 

28 

29 

30 

31 

32 

33 

34 

35 

36 

37 

38 

39 

40 

41 

42 

43 

44 

45 

46 

47 

48 

49 

50 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Узнавать об открытиях в области физики и математики. 
2. Смотреть передачи о жизни растений и животных. 
3. Выяснять устройство электроприборов. 
4. Читать научно-популярные технические журналы. 

5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах. 
6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях. 

7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом. 
8. Наблюдать за работой медсестры, врача. 
9. Создавать уют и порядок в доме, классе, школе. 
10. Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.  

11. Заниматься математическими расчетами и вычислениями. 
12. Узнавать об открытиях в области химии и биологии. 

13. Ремонтировать бытовые электроприборы. 
14.  Посещать  технические  выставки,  знакомиться  с  достижениями  науки  и  тех-

ники. 

15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах. 

16. Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах. 
17. Участвовать в общественной жизни школы, города. 

18. Объяснять одноклассникам учебный материал. 
19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству. 

20. Соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни. 
21. Проводить опыты по физике. 

22. Ухаживать за животными, растениями. 
23. Читать статьи об электронике и радиотехнике. 

24. Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды.  
25. Коллекционировать камни, минералы. 

26. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы. 
27. Читать биографии известных политиков, книги по истории. 

28. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим школьникам. 
29. Закупать продукты для дома, вести учет расходов. 
30. Участвовать в военных играх, походах. 
31. Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы. 

32. Замечать и объяснять природные явления. 
33. Собирать и ремонтировать компьютеры. 

34. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере. 
35. Участвовать в географических, геологических экспедициях. 
36. Рассказывать о прочитанных книгах, увиденных фильмах, спектаклях. 
37. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом 

38. Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели. 
39. Искать и находить способы зарабатывания денег. 

40. Заниматься физической культурой и спортом. 
41. Участвовать в физико-математических олимпиадах. 

42. Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии. 
43. Разбираться в принципах работы электроприборов. 


background image

44. Разбираться в принципах работы различных механизмов. 
45. Читать географические и геологические карты. 
46. Участвовать в спектаклях, концертах. 

47. Изучать политику и экономику других стран. 
48. Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма. 

49. Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет. 
50. Участвовать в спортивных соревнованиях. 
Обработка  результатов.  Подсчитайте  количество  плюсов  в  каждой  из  десяти 

колонок. Десять колонок – это десять возможных направлений профессиональной дея-
тельности: 

1 – физика и математика; 
2 – химия и биология;  
3 – радиотехника и электроника;  
4 – механика и конструирование;  
5 – география и геология;  
6 – литература и искусство;  
7 – история и политика;  
8 – педагогика и медицина;  
9 – предпринимательство и домоводство;  
10 – спорт и военное дело. 
Чем выше балл в колонке, тем выше интерес к предмету или виду деятельности. 

Максимальный балл – пять – говорит о ярко выраженном интересе к предмету или виду 
деятельности. Чем меньше баллов, тем слабее интерес. Если сумма баллов ни в одном 
столбце  не  превышает  два  балла,  значит,  ваши  профессиональные  интересы  еще  не 
сформированы.  

 

4. ГРУППОВАЯ ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ «ВЫБОР ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ»  
4.1. Определение технических способностей. 
Методика представляет собой сокращенный вариант теста механической понятливо-

сти  Беннета  и  служит  для  выявления  технических  способностей  подростков  и  взрослых. 
Стимульный материал представлен 30 заданиями в виде рисунков и трех вариантов отве-
тов, один из которых является правильным. По результатам выполнения заданий определя-
ется уровень технических способностей (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, 
низкий). Необходимо выбрать ответ, отметив его номер в бланке. 

Допускается выполнение заданий в любой последовательности.  
Инструкция. Рассмотрите рисунок, прочитайте вопрос к нему и отметьте в блан-

ке один из трех вариантов решений.  

 

10 

11 

12 

13 

14 

15 

16 

17 

18 

19 

20 

21 

22 

23 

24 

25 

26 

27 

28 

29 

30 

 
1.  Если левая шестерня поворачивается в указанном стрелкой направлении, то в 

каком направлении повернется правая? 

1) В направлении стрелки А. 
2) В направлении стрелки В. 
3) Не знаю.