Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения(Сущность понятия «риск»).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы анализа коммерческих рисков предприятия
1.2 Классификация рисков торгового предприятия
Глава 2. Анализ рисков торгового предприятия ООО «АГАВА»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «АГАВА»
Для того чтобы достичь желаемых результатов ООО «АГАВА» нужно выявить все риски, отрицательно сказывающиеся на его работе, или минимизирующие. Оценка влияния рисков на деятельность компании и вероятность их возникновения в 2014 году дана с помощью метода экспертных оценок.
Метод экспертных оценок представляет собой комплекс и математико – статистических методов и процедур по обработке результатов опроса группы экспертов, причем результаты опроса являются единственным источником информации. В этом случае возникает возможность использования интуиции, жизненно и профессионального опыта участников опроса.
В данном методе участвовали 4 эксперта:
- руководитель Департамента розницы и торговли,
- руководитель Департамента закупа,
- коммерческий директор и финансовый директор.
Экспертам необходимо было оценить влияние предложенных рисков, в качестве критериев была выбрана шкала от 1 до 10 (где 10 – значительное влияние риска, 1 – несущественное влияние) и оценить вероятность возникновения данного риска в 2017 году. Все данные экспертных оценок приведены в табл. 2.2.1.
Таблица 2.2.1
Экспертная оценка влияния рисков на деятельность на предприятие ООО «АГАВА» и вероятность их возникновения в 2017 г.
№ |
Вид риска |
Оценка влияния риска на деятельность предприятия (1) |
Вероятность возникновения риска (2) |
||||||
оценка экспертов |
оценка экспертов |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
||
1 |
риски нереализованности товаров |
8 |
6 |
5 |
10 |
6 |
6 |
7 |
8 |
2 |
риски невыполнения договорных обязательств поставщиками |
8 |
7 |
10 |
7 |
7 |
5 |
8 |
8 |
3 |
риск усиления конкуренции |
6 |
5 |
7 |
3 |
5 |
4 |
5 |
3 |
4 |
риск возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов |
4 |
9 |
6 |
7 |
6 |
7 |
5 |
7 |
5 |
риски упущенной финансовой выгоды |
4 |
8 |
5 |
7 |
5 |
6 |
3 |
2 |
6 |
риски потерь, связанные с системой сертификации |
1 |
2 |
4 |
3 |
0 |
2 |
0 |
1 |
7 |
риски, связанные с высокой дебиторской задолженностью |
5 |
8 |
10 |
9 |
10 |
7 |
9 |
10 |
8 |
риски, связанные с высокой кредиторской задолженностью |
5 |
8 |
3 |
6 |
9 |
8 |
8 |
9 |
9 |
риски повышения цен на товары |
3 |
4 |
6 |
8 |
8 |
7 |
8 |
9 |
10 |
риск снижения покупательского спроса |
7 |
6 |
7 |
6 |
5 |
6 |
5 |
7 |
11 |
порча груза при транспортировке товара |
6 |
2 |
7 |
4 |
3 |
1 |
2 |
4 |
12 |
конкуренция со стороны новых компаний |
2 |
1 |
5 |
3 |
2 |
3 |
3 |
4 |
13 |
изменения в законодательной сфере |
0 |
2 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
14 |
кража товара из магазинов |
5 |
4 |
3 |
4 |
2 |
5 |
4 |
2 |
Исходя из представленных данных, нужно просчитать среднюю оценку риска, а именно сумму рангов и отклонение (см. табл. 2.2.2).
Таблица 2.2.2
Степень влияния рисков и их возникновение на предприятии ООО «АГАВА» в 2017 г.
№ |
Вид риска |
Средняя оценка |
Сумма рангов |
Отклонение от средней суммы |
Квадрат отклонения |
||||
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
||
1 |
риски нереализованности товаров |
7 |
7 |
29 |
27 |
-7,4 |
-6,3 |
54,8 |
40,1 |
2 |
риски невыполнения договорных обязательств поставщиками |
8 |
7 |
32 |
28 |
-10,4 |
-7,3 |
108,2 |
53,8 |
3 |
риск усиления конкуренции |
5 |
4 |
21 |
17 |
0,6 |
3,7 |
0,4 |
13,4 |
4 |
риск возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов |
7 |
6 |
26 |
25 |
-4,4 |
-4,3 |
19,4 |
18,8 |
5 |
риски упущенной финансовой выгоды |
6 |
4 |
24 |
16 |
-2,4 |
4,7 |
5,8 |
21,8 |
6 |
риски потерь, связанные с системой сертификации |
3 |
1 |
10 |
3 |
11,6 |
17,7 |
134,6 |
312,1 |
7 |
риски, связанные с высокой дебиторской задолженностью |
8 |
9 |
32 |
36 |
-10,4 |
-15,3 |
108,2 |
235,1 |
8 |
риски, связанные с высокой кредиторской задолженностью |
6 |
9 |
22 |
34 |
-0,4 |
-13,3 |
0,2 |
177,8 |
9 |
риски повышения цен на товары |
5 |
8 |
21 |
32 |
0,6 |
-11,3 |
0,4 |
128,4 |
10 |
риск снижения покупательского спроса |
7 |
6 |
26 |
23 |
-4,4 |
-2,3 |
19,4 |
5,4 |
11 |
порча груза при транспортировке товара |
5 |
3 |
19 |
10 |
2,6 |
10,7 |
6,8 |
113,8 |
12 |
конкуренция со стороны новых компаний |
3 |
3 |
11 |
12 |
10,6 |
8,7 |
112,4 |
75,1 |
13 |
изменения в законодательной сфере |
1 |
1 |
3 |
2 |
18,6 |
18,7 |
346,0 |
348,4 |
14 |
кража товара из магазинов |
4 |
3 |
16 |
13 |
5,6 |
7,7 |
31,4 |
58,8 |
Получив оценку рисков экспертным методом можно построить карту рисков.
Картой риска называется графическое и текстовое описание ограниченного числа рисков организации, которые расположены в прямоугольной таблице, по одной «оси» которой указана сила воздействия или значимость риска, а по другой вероятность или частота его возникновения.
вероятность |
10 |
||||||||||
9 |
8 |
7 |
|||||||||
8 |
9 |
||||||||||
7 |
1 |
2 |
|||||||||
6 |
4 |
||||||||||
5 |
10 |
||||||||||
4 |
3 |
5 |
|||||||||
3 |
13 |
15 |
12 |
||||||||
2 |
|||||||||||
1 |
14 |
6 |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||
значимость |
Рисунок 2.2.1 - Карта рисков ООО «АГАВА»
При анализе карты рисков предприятия ООО «АГАВА» становится очевидным, что максимальное воздействие оказывают такие риски, как риски:
- связанные с высокой дебиторской задолженностью;
- невыполнения договорных обязательств поставщиками и как следствие дефицит товара;
- связанные с высокой кредиторской способностью.
Риски, находящиеся выше линии толерантности и их необходимость переместить из этой зоны для минимизации потерь для предприятия. Также следует отметить и другие риски, такие как:
- повышение цен на товары,
- риск увеличения краж в магазинах;
- риск нереализованности товаров.
Высокая дебиторская задолженность приводит к невозможности вложения денежных средств в развитие предприятия. Отсутствие товара вызывает недовольство покупателей, их переориентацию на другие магазины конкурентов. Зачастую причиной этого являются сбои поставок по причине невыполнения своих обязательств поставщиками и невозможностью компании оплатить в срок по своим обязательствам.
Рассчитаем уровень риска дебиторской задолженности при помощи статистических методов.
Таблица 2.2.3
Основные показатели ООО «АГАВА»
Показатель |
2015 год |
2016 год |
Кол-во просроченных дебиторов, (чел/юр.лиц) |
715 |
815 |
Всего клиентов, (чел/юр.лиц) |
415 440 |
520 124 |
Дебиторская задолженность, руб. |
178 443 289 |
209 067 599 |
Просроченная задолженность план, % |
25 |
30 |
Просроченная задолженность факт, % |
30 |
34 |
- Средне ожидаемое значение
План: =
Факт: =
- Дисперсия
План: σ== = 66 100 909,5 руб.
Факт: б = 57394428,701 руб.
- Коэффициент вариации
V план==%.
V факт = 2,17 %
Таким образом, просчитав риск увеличения дебиторской задолженности можно сделать вывод, что если предприятие не предпримет меры по его сокращению, то данный показатель будет расти, и компания не сможет эти денежные средства более рационально использовать.
Расчет точки безубыточности является одним из важнейших задач при планировании реализации товаров, работ и услуг.
Точка безубыточности – это такой объём продукции, при реализации которого выручка от реализации покрывает совокупные затраты компании. В этой точке выручка не позволяет организации получить прибыль, однако убытки тоже отсутствуют. Иногда ее называют также критическим объемом: ниже этого объема производство становится нерентабельным.
Для расчета точки безубыточности необходимо произвести разделение совокупных затрат на постоянные и переменные.
Переменные затраты – возрастают пропорционально увеличению производства (объему реализации товаров).
Постоянные затраты – не зависят от количества произведенной продукции (реализованных товаров) и от того, растет или падает объем операций.
Таблица 2.2.4
Основные показатели ООО «АГАВА»
Наименование |
ср/мес показатели за 2016г. (руб.) |
Постоянные затраты |
3 445 060,25 |
Переменные затраты |
1 402 693,50 |
Выручка от продаж |
41 708 764,19 |
Точка безубыточности в денежном выражении |
3 564 951,96 |
Экономический смысл этого показателя – выручка, при которой прибыль равна нулю. Если фактическая выручка предприятия больше критического значения, оно получает прибыль, в противном случае – убыток.
Анализ точки безубыточности служит одним из важных способов решения многих проблем управления, поскольку при комбинированном применении с другими методами анализа его точность вполне достаточна для обоснования управленческих решений в реальной жизни.
Таким образом, для безубыточного функционирования ООО «АГАВА», необходима реализация продукции на сумму не менее 3 564 951 руб. 96 коп.
Глава 3. Разработка программы управления рисками их минимизация и оценка ее эффективности на предприятии ООО «АГАВА»
Политика управления рисками должна четко определять круг сознательно принимаемых компанией рисков и в соответствии с этим разрабатывать комплекс мероприятий по устранению их негативных воздействий. Так, проведенная оценка рисков на предприятии ООО «АГАВА» позволили выявить наиболее значимые виды торговых рисков для компании.