Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения(Сущность понятия «риск»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Классификация рисков торгового предприятия

Риски составляют объективный элемент принятия хозяйственного решения при условии неопределенности. Однако «риск» и «неопределенность» неоднозначны и их следует разграничивать. Риск характеризует такую ситуацию, когда наступление неизвестных событий вероятно и может быть оценено количественно, а неопределенность представляет собой вероятность наступления событий и ее оценить заранее невозможно.

Предприниматели часто принимают решения, связанные с риском, так как избежать его полностью или частично не удается. Устранить неопределенность будущего также невозможно, так как она является элементом объективной действительности.

Объективность риска связана с наличием факторов, существование которых не зависит от предпринимателя и его выбора.

Восприятие риска зависит от конкретного человека, его характера, склада ума, уровня знаний и опыта в области его деятельности.

Если для одного человека степень риска является приемлемой, то для другого – критической или недопустимой.

Риски различаются по месту и времени возникновения, способу анализа, оценки и управления, совокупности внешних и внутренних факторов и другим характеристикам. Они взаимосвязаны и оказывают определенное влияние на деятельность предприятия.

При этом изменение одного вида риска может вызывать изменение большинства остальных.

На рисунке 1.1.1 представлена классификация рисков.

Разнообразные риски всегда сопутствовали человеческой деятельности. Их реализация наносила экономический ущерб и создавала опасность и угрозу незаключения необходимых торговых сделок или исполнения ненужных торговых операций.

Природно-естественные

Экологические

Транспортные

Имущественные

Финансовые риски

коммерческие

Инфляционные и дефляционные

валютные

ликвидные

Производственные

Торговые

Коммерческие

Политические

Инвестиционные риски

Упущенной выгоды

Снижение доходности (кредитные, процентные)

Прямых инвестиционных проблем

Селективные (кредитные, биржевые, банкротство)

Рисунок 1.1.1 - Классификация видов рисков

Так, для торгового предприятия в большей степени характерны коммерческие, торговые риски.


Коммерческий риск – это риск, возникающий в процессе акта купли – продажи, а также осуществления сопутствующих коммерческих технологических операций на уровне торгового предприятия.

Многообразие коммерческих рисков вызвано разнообразием коммерческих действий, осуществляемых в сфере товарного обращения, неопределенностью действий поставщиков, перевозчиков и покупателей.

Коммерческие риски представляют собой вероятность потерь в процессе финансово – хозяйственной деятельности предприятия. В данном случае коммерческий риск включает: имущественные, производственные, торговые и финансовые риски (комплексные риски коммерческого предприятия. Также коммерческие риски трактуются как торговые риски, возникающие в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предприятием (риски связанные с задержкой платежей или отказа от платежа).

Торговые риски выражают как отрицательные, так и положительные результаты торговой деятельности. Они выполняют инновационную, стимулирующую, организационную и защитную функции. Экономическим инструментом предупреждения и минимизации торговых рисков являются прогнозирование, выявление причин и источников их образования, а также планирование мер устранения рисковых ситуаций и их страхование.

Далее следует рассмотреть классификацию этих рисков исходя из выбранного критерия.

Таблица 1.1.1

Классификация торговых рисков

Критерий

Вид риска

По причине возникновения

Снижение объема реализации

Повышение цены товара

Непредвиденное снижение объема закупок

Количественные потери товара

Потеря качества товара

Повышение издержек обращения

Неплатежеспособность покупателя

Риск, связанный с личностью коммерсанта

Риск, связанный с недостатком информации

По этапу товародвижения

Риск невыполнения договорных обязательств

Транспортный риск

Риск форс-мажорных обстоятельств

Количественные потери товара

Риск, связанный с приемкой товара

Риск при реализации товара

По степени риска

Допустимый риск

Критический риск

Катастрофический риск

По сфере возникновения

Внутренний риск

Внешний риск

По степени правомерности

Оправданный риск

Неоправданный риск

В соответствии с возможностью страхования

Страхуемый риск

Не страхуемый риск

По вероятности потери для предприятия

Статический (простой) риск

Динамический (спекулятивный) риск


Исходя из таблицы видно, что существует множество торговых рисков, каждый из которых обладает своими характеристиками и особенностями.

Основные причины торгового риска:

  1. снижение объемов реализации вследствие падения спроса (потребности) на товар, реализуемый предприни­мательской фирмой, вытеснение его конкурирующими товарами, введение ограничений на продажу;
  2. повышение закупочной цены товара в процессе осу­ществления предпринимательского проекта;
  3. непредвиденное снижение объемов закупок в срав­нении с намеченными, что уменьшает масштаб всей опе­рации и увеличивает расходы на единицу объема реализу­емого товара (за счет условно постоянных расходов);
  4. потеря товара;
  5. потеря качества товара в процессе обращения (транс­портировки, хранения), что приводит к снижению его цены;
  6. повышение издержек обращения в сравнении с на­меченными в результате выплаты штрафов, непредвиден­ных пошлин и отчислений, что приводит к снижению при­были предпринимательской фирмы.

Таким образом, выделяют ряд причин, которые могут повлечь возникновение торговых рисков. Зная их риск – менеджер сможет разработать комплекс мер по их предотвращению и/или минимизации воздействия на деятельность компании.

В рамках торговых рисков выделяют управляемые и неуправляемые факторы снижения рисков.

К управляемым факторам относят:

  1. показатели, характеризующие качество работы коллектива;
  2. уровень организации производства и труда;
  3. качество управленческой работы;
  4. степень использования ресурсов;
  5. эффективность хозяйственного процесса.

К условно неуправляемым рискам относят:

  1. предыстория функционирования анализируемого объекта;
  2. климатические, географические, политические условия реализации продукции.

Деление факторов на управляемые и неуправляемые зависит от квалификационного уровня управленческого персонала компании.

Таким образом, в заключение первой главы курсовой работы необходимо отметить, что с риском предприятия сталкиваются всегда при заключении и выполнении как текущих, так и долгосрочных контрактов. Существуют определенные виды торговых рисков, действию которых подвержены все предпринимательские организации. Наряду с общими рисками есть и специфические виды риска, характерные для определенных видов товаров. Сложность классификации торговых рисков заключается в их многообразии.


Глава 2. Анализ рисков торгового предприятия ООО «АГАВА»

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «АГАВА»

Объектом исследования в данной работе будет выступать казанское торговое предприятие Общество с ограниченной ответственностью «АГАВА».

Предприятие специализируется на оптово – розничной торговле строительно – отделочных материалов, комплектации объектов строительства, реконструкции, ремонта и дистрибуции.

Предприятие зарекомендовало себя как надежный поставщик материалов и услуг. Конкурентоспособность цен обуславливается поддержанием высокого уровня товарооборота и, соответственно, широким портфелем прямых дилерских контрактов. В компании есть свои технические специалисты, обучающий центр, большая служба логистики и свой автопарк. Также «АГАВА» своим клиентам предоставляет дополнительные скидки, широкий ассортимент не только товаров, но и услуг.

Для более полно представления о функционировании предприятия и оценки его деятельности необходим его финансовый анализ. Финансовый анализ позволяет получить объективную информацию о финансовом состоянии компании, которое формируется в процессе его хозяйственной деятельности и во многом определяется взаимоотношениями с поставщиками, покупателями, налоговыми, финансовыми органами и другими возможными партнерами.

Результаты и качество анализа финансового состояния организации во многом определяются доступностью и полнотой информационной базы. Все необходимые сведения можно получить из данных бухгалтерского учета и отчетности.

Рассмотрим основные экономические показатели работы предприятия за период 2015–2016 гг., которые представлены в табл. 2.1.1.

Таблица 2.1.1

Основные экономические показатели ООО «АГАВА»

Показатели

2015 год

2016 год

прирост/ падение, %

Выручка с  НДС (руб.)

475 339 379

590 596 101

24%

Валовая прибыль (руб.)

83 040 873

100 782 343

21%

Дебиторская задолженность, (руб.)

178 443 289

209 067 599

17%

Оборачиваемость дебиторской задолженности, дней

17

20

18%

% Дебиторской задолженности к выручке с НДС

36%

35%

5%

Оборачиваемость кредиторской задолженности, дней

14

16

14%

Оборачиваемость товарных запасов, дни

15

18

20%

Постоянные затраты, (руб).

36 123 610

41 340 723

14%

Переменные затраты, (руб).

16 196 887

16 832 322

4%


Данные, представленные в таблице 2.1.1, свидетельствуют о стабильном функционировании предприятия. Его выручка наряду с показателем валовой прибыли увеличились к 2016 году на 24 и 21% соответственно. Это значит, что предприятие развивается, расширяется и занимает все более прочное положение на рынке города Тюмени. Однако показатель дебиторской и кредиторской задолженности также растет, что приводит к невозможности высвобождения и вложения денежных средств для закупа товара и как следствие обеспечения необходимых складских запасов.

ООО «АГАВА» функционирует на рынке торговли и на его деятельность, как и на любое другое предприятие, оказывают влияние различные риски. Среди них можно выделить:

  1. риски нереализованности товаров;
  2. риски невыполнения договорных обязательств поставщиками;
  3. риски усиления конкуренции и изменения конъюнктуры рынка;
  4. риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов;
  5. риски упущенной финансовой выгоды;
  6. риски потерь, связанные с системой сертификации;
  7. риски, связанные с высокой дебиторской задолженностью;
  8. риски, связанные с высокой кредиторской задолженностью;
  9. риски повышения цен на товары;
  10. риск снижения покупательского спроса;
  11. порча груза при транспортировке товара;
  12. конкуренция со стороны новых компаний;
  13. изменения в законодательной сфере;
  14. кража товара из магазинов и другие риски.

Таким образом, предприятие ООО «АГАВА» подвержено влиянию ряду рисков, что обусловлено спецификой его отрасли. Риски оказывают как положительное, так и отрицательное (чаще) воздействие. Для выявления роли каждого необходим более подробный анализ с помощью различных методов.

2.2. Оценка рисков и их влияние на предприятие ООО «АГАВА»

Увеличению прибыли торгового предприятия содействует рост продажи товаров, обусловленный ростом числа новых покупателей, объемов покупок постоянными клиентами, снижением цен и стоимости самого процесса реализации. Подобная возможность прироста товарооборота зависит от того на каком уровне организована торговля, степень внедрения маркетинга и эффективности управленческих решений.

По мимо этого привлечь новых покупателей можно более совершенной, чем у других предприятий, например: выкладкой товара, хорошей рекламой и пропагандой, высокой репутацией и специализацией торгового предприятия, дополнительными торговыми услугами, более низкими ценами, легкостью приобретения, предложением покупателям товаров с учетом их покупательских привычек.