Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения(Сущность понятия «риск»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наиболее опасны для коммерческой деятельности риски взаимодействия с контрагентами и партнерами. Такие риски условно можно подразделить на три подгруппы:

  • риск вхождения в договорные отношения с недееспособными или неплатежеспособными партнерами;
  • риск задержки партнерами текущих договорных обязательств;
  • риск блокирования договорных отношений с партнерами.

Риск работы с неплатежеспособными партнерами вынуждает заняться поиском альтернативных партнеров, источников покрытия появившейся задолженности, пересматривать разработанные ранее планы, идти на дополнительные издержки и откладывать время получения доходов. Наличие этого риска обусловлено большим количеством компаний, работающих на рынке аналогичной продукции, региональной отдаленностью партнеров и, кроме того, отсутствием достоверной информации о финансовом положении как новых, так и старых партнеров. Риск задержки партнерами текущих договорных обязательств заключается в том, что в процессе ведения хозяйственной деятельности всегда существует вероятность нарушения контрагентами сроков поставок, платежей и получения доходов. Убытки от данного риска неравномерно распределены во времени, их максимум соответствует критическому моменту реализации конкретного проекта. Стоимость денег для фирмы – поставщика меняется во времени не только в связи с колебаниями курса, но и в результате изъятия средств из оборота. Риск задержки партнерами текущих договорных обязательств может быть идентичен риску вхождения в договорные отношения с недееспособными или неплатежеспособными партнерами. Одна из основных причин риска блокирования договорных отношений с партнерами – некачественно составленные контракты. В результате недостаточного согласования положений контрактов между партнерами могут возникнуть разногласия, которые трудно урегулировать вследствие нежелания сторон идти на определенные взаимоуступки при решении проблем, возникающих в процессе хозяйствования.

Основные составляющие управления риском дебиторской задолженности включают в себя:

  1. разработка и внедрение договоров поставки, купли – продажи с четким прописанием ответственности и штрафных санкций;
  2. проверка контрагентов на предмет платежеспособности;
  3. принятие материального обеспечения (залог, задаток);
  4. принятие финансового обеспечения (поручительство генерального директора, акционеров);
  5. перенос риска на повышенные стоимости продукции;
  6. формирование фондов для списания потерь.

Кроме того, разработать и утвердить Инструкцию о порядке претензионной, исковой работы, определяющую правила работы по составлению исковых заявлений в Суд к Контрагентам в случае нарушения ими прав Компании, а также последующему сопровождению дел в Суде. Инструкция должна определять единый порядок, полномочия и степень ответственности должностных лиц на этапе сбора необходимых документов, составления исковых заявлений и отзывов на исковые заявления.

Таким образом, применять вышеуказанные методы обеспечения исполнения обязательств вполне реально, а выгода от этого несопоставима с затратами на оформление.

Минимизация логистических рисков. Данный вид не попал в критическую зону, т.е. зону выше линии толерантности, но его следует рассмотреть отдельно. Данный риск с каждым годом приобретает более значимые последствия и уже сегодня нужно предпринять меры по сокращению его влияния.

Как известно, перевозки сборных грузов всегда связаны с проблемами и рисками в плане сохранности перевозимых грузов. Надежное хранение грузов в процессе движения и обеспечение их целостности – основное требование заказчика к перевозчику товаров.

Финансовые способы минимизации риска порчи или деформации грузов, перевозимых транспортным средством:

  1. различные типы страховки груза,
  2. материальная гарантия перевозчика,
  3. определение момента перехода права собственности на перевозимый груз в случае, когда осуществляются международные перевозки (согласно Инкотермс, при составлении внешнеэкономического контракта право собственности на товар, а значит и ответственность за его доставку определяют специально разработанные термины поставки).

Технические способы минимизации риска порчи или деформации грузов, перевозимых транспортным средством: мероприятия, которые призваны упредить различные ситуации, вызывающие порчу груза. Во-первых, это требования к упаковке. Контракты на международные перевозки отдельной статьей оговаривают требования к таре и упаковке товара, чтобы избежать его деформации и порчи. Во-вторых, это соответствие транспортного средства перевозимому грузу (вентилируемость грузового помещения, температурные режимы, санитарно-гигиенические нормы, требования к бортам и т.д.). Предельное хранение грузов в процессе движения также обеспечивает надежная фиксация груза внутри транспортного средства специальными средствами – ремнями, канатами, жесткой сцепкой и т.д. Также в связи с частыми перемещениями товаров (внутренние операции компании) необходимо разработать инструкцию для перемещений, правила которой будут соблюдаться при транспортировке и позволят минимизировать риск брака и пересорт товара.


Минимизация риска, связанного с потерей имущества (товара) предприятия в результате кражи (хищения имущества (товара) работниками предприятия, хищения третьими лицами). Этот риск не относится к рискам повышенного контроля, но ему следует уделить отдельное внимание.

Для снижения уровня данного риска необходимо предусмотреть:

  1. установление на предприятии жесткой имущественной ответственности материально ответственных лиц (разработка и внедрение индивидуальных и коллективных договоров материальной ответственности);
  2. организации охраны территории фирмы;
  3. разработки и внедрения организационно-технических, экономических и других мероприятий по предупреждению рисков или их минимизации.

Безусловно, учесть и минимизировать все риски невозможно. Однако использование вышеуказанных мер позволит снизить отрицательные воздействия и повысить доходность предприятия.

Заключение

В рамках проведенного исследования были сделаны следующие выводы: в рамках комплексного риск-менеджмента торговому предприятию необходимо неизменно проводить финансовый анализ, а также планировать и прогнозировать основные показатели деятельности.

Эффективное прогнозирование и планирование предоставляет возможность предвидеть экономическую ситуацию и выбрать из стандартного арсенала инструментов управления рисками адекватные.

Что касается самого механизма риск-менеджмента торгового предприятия, то на его функционирование большое влияние оказывают две группы факторов: внешние и внутренние.

Торговля обслуживает стадию перераспределения процесса воспроизводства. Следовательно, предприятия торговли особо восприимчивы к тенденциям экономического развития. Снижение темпов экономического роста, проблемы налоговой, банковской, кредитной систем, инфляция немедленно влияют на покупательную способность населения, на товарооборот и прибыль предприятий торговли а, следовательно, и на количество и величину возникающих рисков и методах их нейтрализации – на функционирование всего механизма риск – менеджмента. Факторы внешней среды достаточно трудно поддаются управлению или вообще не регулируются предприятием. Управлять такими факторами практически невозможно. Можно только уменьшить негативное или усилить положительное воздействие внешней среды путем постоянного сбора, анализа информации о тенденциях развития процессов внешней среды и прогноза ее возможных изменений.


Проблемы, которые связаны с внутренней средой механизма риск-менеджмента предприятий торговли, могут быть рассмотрены в различных аспектах. Важнейшими из них являются организационный, управленческий, функциональный, элементный, пространственный, временной, социальный аспекты. В современных условиях эта группа проблем приобретает особое значение, поскольку проблемы механизма риск – менеджмента в большей степени подконтрольны предприятию, и решить их в случае необходимости оно сможет.

При комплексном подходе к построению системы управления рисками важно разработать принципы обеспечения конкурентоспособности и финансовой устойчивости предприятия, фирмы в условиях изменения внешней среды. Риск, сопровождающий те или иные управленческие функции, следует рассматривать не только как негативное явление, но и как возможность рационализации бизнеса и профессионального роста фирмы как

субъекта рынка. В зависимости от масштабов деятельности фирмы и ее целей на определенный период времени, а также от складывающейся ситуации управление рисками может быть построено по – разному.

В одном случае управление риском – это процесс выработки компромисса, направленного на достижение баланса между выгодами от уменьшения риска и необходимыми для этого затратами. В другом – процесс выработки оптимального, разумного решения по обеспечению баланса между выгодами от оптимизации рисками и затратами с точки зрения их сопоставления с приростом стоимости предприятия. Управление рисками это процесс эффективного использования потенциала и реальных возможностей фирмы в условиях риска.

Главной задачей управления рисками считается минимизация рисков в пределах, в которых это позволяют текущая рыночная конъюнктура и необходимость как минимум сохранить конкурентоспособность предприятия на рынке.

В ходе исследования на предприятии ООО «АГАВА» были выявлены главные риски, такие как:

  • риск высокой дебиторской задолженности,
  • невыполнения обязательств поставщиками,
  • риск хищения (кражи) товара,
  • риск транспортировки товара и др. виды торговых рисков.

Также были предложены мероприятия по их устранению или хотя бы минимизации воздействия. Эти действия не так сильно затратны для предприятия, в связи, с чем эффективность будет велика. Кроме этого выделение на предприятии должности риск-менеджера предоставит право быть в курсе всех рисков и более быстро реагировать на их воздействие.