Файл: Особенности семейного воспитания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Метод разъяснения также является словесным методом и заключается в активном споре на различные темы, которые волнуют ребенка. Надо заметить, что этот метод стоит применять только с детьми старшего возраста.

Метод внушения характерен тем, что он создает конкретные образы для подражания, способствуя формирования чувств, сознания, убеждений, активизирует деятельность личности. Он считается одним из самых эффективных воспитательных методов.

Метод увещевания является практическим и работает по принципу выработки навыка: многократное выполнение одинаковых действий с целью их доведения до автоматизма, тем самым у личности зарождается привычка.

Следующий словесный метод семейного воспитания – беседа. С помощью него нормы поведения, выраженные в личных отношениях, активизируют или наоборот, тормозят деятельность ребенка, которые стимулируют появление у него определенных качеств.

Диспут является неким синтезом нескольких методов семейного воспитания: просьба, разъяснение и внушение. Родитель делает акценты на положительных чертах в личности ребенка, вселяет веру в лучшее, подбадривает на достижение высоких результатов.

Метод примера относится к наглядно-практическим. Непринужденное, незаметное для самого ребенка участие в этом методе позволяет незаметно действовать на его психику, создавая установки и мотивы деятельности. Часто используется в совокупности с другими методами воспитания.

Метод упражнения направлен на естественные потребности детей (преимущественно школьников) к соперничеству и приоритету, на воспитание важных для общества качеств.

Требование – это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и требований.

Приучение является эмоционально-словесным методом семейного воспитания. Он основывается на знаниях родителей о своем ребенке, его личностных качеств, особенностей и т.д. Используется для формирования или закрепления появившихся моральных качеств.

Метод поощрения является одним из самых мотивационных для ребенка. С помощью метода поощрения можно быстро и эффективно выработать в личности необходимое качество.

Метод соревнования заключается в положительной оценке действий и поступков ребенка.

Наказание является методом, который должен предотвращать и предупреждать нежелательные поступки, вызывать стыд или чувство вины перед самим ребенком и другими людьми [6].

Можно сделать краткий вывод о том, что в зависимости от ряда условий, характерных в отдельной семье, будут подобраны конкретные методы работы. Методы, которыми пользовались родители при воспитании подрастающего поколения, сильно влияют на дальнейшее развитие личности ребенка, это очередной раз доказывает гипотезу о том, что семья – главный фактор формирования полноценного члена общества.


Выводы по главе 1

Первая глава была посвящена теоретическим аспектам семейного воспитания. В ней были подробно рассмотрены такие разделы, как семья и ее социальные функции, содержание и основы семейного воспитания, методы семейного воспитания.

В первом разделе мы рассмотрели самые очевидные и важные функции семьи, которые она осуществляет. Нужно обратить внимание, что осуществление этих функций возможно лишь тогда, когда каждый член семьи в этом заинтересован. Благодаря этим функциям институт семьи выделяется среди остальных и играет важную роль в становлении личности подрастающего поколения. Жизнь ребенка в обществе во многом зависит именно от семьи, в которой закладываются основы поведения и морали, привычки и пристрастия, которые зависят во многом от поведения более взрослых членов семейного общества.

Во втором разделе можно отметить, что институт семьи имеет сложное содержание, которое включает в себя задачи семьи, составные компоненты семейного воспитания, принципы семейного воспитания, типы семейных взаимоотношений и др.

Нужно сказать о том, что успешность семейного воспитания может быть обеспечена только тогда, когда все перечисленные условия соблюдены и создана благотворная атмосфера для роста и всестороннего развития ребенка, а это во многом зависит от родителей.

Для успешного процесса воспитания и формирования личности ребенка нужно учитывать ряд рекомендаций по выбору правильных методов семейного воспитания в рамках определенной семьи. Мы узнали, что условно методы могут делиться на наглядные, словесные, практические и эмоционально-словесные. Каждый метод имеет свои особенности, которые могут иметь как положительный эффект, так и отрицательный. Эффективность выбранных методов зависит от опыта и желания родителей использовать их в своей воспитательской деятельности. Одно можно сказать наверняка – методы семейного воспитания нужно и важно использовать в семейной педагогике для всестороннего развития и формирования личности ребенка.

Теоретические аспекты первой главы глубоко изучены и представлены в трех разделах. В совокупности они составляют сложную систему семейного воспитания, оно в свою очередь играет первостепенно важную и решающую роль в жизни каждого подрастающего члена общества. Об этом в своих работах писал Сухомлинский, Макаренко, Щепаньский, Антонов и другие. Их взгляды изучены и отражены в первой главе курсовой работы.


2 Факторы, влияющие на развитие личности

2.1 Семья как фактор развития личности

Семья играет огромную роль в жизни каждого человека. Семья – это место, в котором человек растет, развивается, формируется и становится полезным членом общества. Семья оказывает большое влияние на человека, вне зависимости от того, находится человек сейчас внутри семьи или связан с ней только духовно. Речь идет о родительской семье. Даже после того, как личность покинуло свою семью и создала собственную, она продолжает пользоваться этическими и моральными нормами, которые были в его семье, стратегическими планами и т.д.

Семья формирует у ребенка ценностные ориентиры и установки, модели поведения и взаимоотношения с обществом, учит положительному отношению к себе, определяет путь для дальнейшей жизни.

Рассмотрим результаты некоторых исследований, которые осветили ситуацию с российскими семьями. 30% детей в России рождаются в неполной семье, причем у матерей-одиночек. По результатам опросов 47% жителей России не верят в прочность и долговечность брака, 27% считают брак устаревшим явлением, зато 70% говорят о том, что заключать брачный союз нужно один раз в жизни и по большой любви. Кстати, мужчины верят в возможность такого брака больше, чем женщины.

Однако 58% считают, что создание семьи необходимо, а остальные относятся к этому сдержанно. Гражданские браки в России стали популярны в последние годы, поэтому неудивительно возросшее число родившихся внебрачных детей.

Согласно статистике, основная тенденция развития семей на сегодняшний день – сокращение числа детей в семье и снижение количества полных семей.

Стоит отметить достаточно высокий процент многодетных семей – 9,4% по России, из них 77% - семьи с большим количеством детей.

По данным Министерства труда и социального развития, каждый 7-ой ребенок в России растет в неполной семье. Большую часть (94%) составляют матери-одиночки. Отцы-одиночки крайнее редкое явление, чаще всего дети-сироты воспитываются бабушками и дедушками. Самая распространенная модель неполной семьи в России – родители/родитель матери-одиночки, мать с ребенком или даже несколькими детьми [15].

За последние годы специалисты все более активно обсуждают специфику положения неполных семей в нашем обществе. Выделяют наиболее массовый источник образования таких семей – развод супругов.


За 2018 год на 863 039 браков приходилось 583 942 развода, что составляет 68%. Наиболее распространенной причиной распада браков является злоупотребление алкоголем, наркомания – 41%, второе место занимает отсутствие жилья в собственности семейной пары – 26%. Анализ статистики также выявил, что 67% поданных заявлений на расторжение брака подавали женщины до 50 лет, а после 50 – наоборот, мужчины проявляли инициативу.

Статистика показывает, что после неудачного брака 50% мужчин начинают новые семейные отношения, но только 30% женщин поступают также. Объясняется это тем, что у женщин более выражено чувство привязанности и часто именно они остаются с детьми [13].

Распад семей на сегодняшний день является очень актуальной проблемой современного общества. Было не мало исследований, которые подтвердили мысль о том, что разводы очень травмируют психику маленького ребенка. Дж. Браун и Д.Кристенсен в своих работах ссылаются на интереснейшие исследования таких исследователей как Хесерингтон, Кокс, Валерштейн и Келли. В них можно найти массу свидетельств тому, что дети нуждаются в родительской поддержке.

Исследования Бил говорит о том, что дети, втянутые в супружеские конфликты часто имеют отставание в развитии и находятся в депрессии. Проблема состоит в том, являются ли эти отклонения временными или имеют длительный характер. Атмосфера, жизнь и условия воспитания ребенка в неполной семье имеет свою специфику и особенности, и они естественно отличаются от жизни в полной семье. Даже, если мать будет пытаться предоставить ребенку материнскую и отцовскую любовь, в полной мере она не сможет это осуществить. Социализация и воспитание ребенка в семье происходит только тогда, когда ребенок набирается опыта, наблюдая за развитием отношений и общением между родителями, а если одного из них нет – о чем может идти речь? Поэтому есть все основания полагать, что специфика воспитания ребенка в неполной семье будет сильно влиять на самочувствие, самооценку, самоориентацию личности ребенка в обществе, а также на общение с окружающими и его взглядом на себя в будущем.

Становление личности ребенка начинается очень рано и с малой социальной группы под названием «семья» и важно, чтобы семья была полной. В трудах советский и российских психологов (Л.С. Выготского, Л.И. Божович, В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина) главным фактором развития личности ребенка является социальный опыт, который отражается в предметах материального и духовного мира. Единственными носителями этого опыта являются родители. А так как социализация происходит только исключительно в отношениях между людьми и ближайшим социальным окружением, для формирования гармоничной личности важны успешные отношения внутри семейного общества.


Очень ярко эту мысль иллюстрируют слова советского психолога Лидии Ильиничны Божович: «Психическое развитие ребенка формирование его личности может быть понято лишь в рамках его социализации, то есть усвоения им продуктов накопленного людьми социального опыта. Но образцы, с которыми встречается в ходе своего развития ребенок, неоднозначны. Они могут представлять собой продукты творческой, созидательной деятельности людей, способствующие прогрессу общества, но они могут быть продуктом негативного опыта, представлять собой ложные взгляды и принципы, отрицательные качества личности и прочее.

Если процесс социализации происходит стихийно, неуправляемо, то нет никакой гарантии, что он будет направлен на усвоение лучших, а не худших образцов. Отсюда ясно, что социализация ребенка, весь процесс превращения его из биологического организма в психологически зрелого и морально полноценного члена общества, должен осуществляться под контролем воспитания. При этом воспитание не есть только сумма каких-то специальных мер воздействий (хотя эти меры также входят в состав воспитания), а прежде всего соответствующая организация жизни и деятельности ребенка, его взаимоотношений с окружающими людьми, всей системы его отношений к окружающей действительности» [2].

Семья является колыбелью личности. Только с помощью своих родных ребенок входит в мир и начинает понимать, чем он наполнен. А в процессе общения с отцом и матерью, бабушкой и дедушкой, сестрами и братьями у ребенка формируется структура его личности.

Психолог и психоаналитик Э.Эриксон выдвинул такую идею, что для каждой стадии развития свойственны свои параметры, которые могут приобретать как положительные, так и отрицательные свойства.

Так, например, на первой стадии в возрасте до 1 года у ребенка формируется доверие, если родители оказывают поддержку, удовлетворение основных потребностей или, наоборот, недоверие. Большая роль здесь отводится именно родителям, которые могут обеспечить эти условия или же наоборот.

Вторая стадия охватывает возраст до 2 до 3 лет и формирует у ребенка самостоятельность и стыд. Здесь все зависит от проявленных родителями терпения и понимая к ребенку.

На третьей стадии родители помогают ребенку в формировании инициативы посредством поощрения активности ребенка, дарение возможностей для самостоятельного познания мира и себя.

Четвертая стадия охватывает период от 6 до 11 лет, которая формирует трудолюбие у ребенка. Родители в этот период могут помочь этому выполняя такие условия как: систематическое обучение и воспитание, создание хороших примеров для подражания и поддержки.