Файл: Особенности семейного воспитания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Многими исследователями выяснено, что между детьми, воспитанными в строгости (с наказаниями) и детьми, воспитанными мягко (без наказаний) – нет особой разницы. Следовательно, воспитание не основывается только лишь на методах и приемах семейного воспитания, все обстоит намного глубже, заключается в чем-то более существенном.

Однако, нельзя отрицать использование методов, которые целенаправленно воздействуют на личность ребенка. Позиции, с которых родители подходят к воспитанию ребенка можно охарактеризовать следующим образом: самое главное – различное участие в эмоциональном общении, далее – авторитет и контроль воспитания детей, и наконец – степень вовлеченности родителей в переживаниях детей. Холодное и отчужденное эмоциональное участие родителей в жизни детей влечет за собой отставание в развитии, депрессивные состояния, отстраненность от мира, тормозит и обедняет развитие ребенка. В то же время переизбыток эмоций, впечатлений и заботы взрослых может привести к «привязыванию» ребенка к родителем в большей степени, чем это требуется, что влечет за собой отсутствие самостоятельности решений, ответственности за свои действия и т.д. Тем не менее, это не означает, что ребенок должен воспитываться в ограничении эмоций и впечатлений, это говорит о том, что важен комплексный подход к этому вопросу.

Рассмотрим подробнее авторитетность в семье. Еще несколько лет назад бытовало семейное правило том, что взрослых в семье нужно уважать, потакать им, беспрекословно слушаться, что сводилось к такому же отношению с воспитателями, учителями, начальниками, также беспрекословно следовать законам и даже правилам. С демократизацией общества пришла и демократизация отношений в семье. Ребенок – равноправный член семьи, теперь он получил больше свобод и понимания со стороны взрослых. Слепое послушание практически полностью исчезло из нашей повседневной семейной жизни. Теперь можно наблюдать уважительное отношение родителей к своим детям и наоборот, это говорит о взаимности и более тесном общении с членами семьи, а далее – и с обществом. Но стоит понимать, что между членами семьи все же не может быть полного равенства, ребенок все равно равняется на взрослого, просит его совета, наблюдает за его действиями. Ведь взрослый в семье – он же наставник, он мудрец и помощник в решении трудных жизненных проблем ребенка. Если равнодушные взрослые не советуют и не подсказывают ребенку, это может повлечь за собой развитие в ребенке таких качеств как неуверенность, а иногда – страх.


Наказания. Ребенок многое учится понимать посредством поощрения за хорошие поступки и действия и наказания за негативные моменты и свершения. И тем не менее, важно заметить, что дети, которых хвалили за положительные поступки, но не ругали за неправильные действия, сложнее поддаются обучению и труду. Однако, не стоит забывать о том, что положительные эмоциональные переживания должны преобладать над негативными в процессе воспитания детей, следовательно, хвалить ребенка следует чаще, чем наказывать. Касаемо наказаний, они должны следовать сразу же после проступка, иначе какой от них толк, если ребенок не знает и не помнит, что он сделал плохого, за что его наказывают или ругают. Наказания – тонкая грань между воспитанием ответственности за свои действия и развития у ребенка чувства неуверенности в себе. Физические наказания должны применяться крайне редко и в виде символического шлепка. Если физические наказания будут превалировать – у ребенка может развиться чувство унижения, стыда. Часто в семьях с такими методами наказания можно заметить особенность, при которой ребенок ведет себя спокойно при родителях, но начинает «стоять на голове», когда их рядом нет. Развитию сознательности ребенка способствуют психологические методы. Если мы позволим ребенку понять, что мы не согласны с его действиями, покажем, что он разочаровал нас – это будет более эффективным методом, при котором ребенок испытает чувство вины. Вина является сильным регулятором поведения детей. Однако, стоит не забывать о том, что переизбыток чувства вины может повлечь тормоз активности ребенка. Каким бы ни было наказание, ребенок не должен чувствовать отстраненность родителя от него, чувство, что он отвержен, что его авторитет в глазах семьи подорван. Таким образом, несмотря на то, что наказание является эффективным методом воспитания, к нему следует относиться внимательно и осторожно.

Помимо любви и авторитета, не стоит забывать об уровне сопереживания родителей по отношению к детям. Все родители по-разному переживают с детьми их горести и радости. Некоторые родители знают о своем ребенке почти все, другие – абсолютно ничего. Есть семьи, в которых тяжелые душевные переживания ребенка остаются незамеченными, а в случае непредвиденных ситуаций - не перестают удивляться. Другой случай, когда родители нуждаются и, буквально, принуждают ребенка к доверию, тем самым считая неблагодарностью детские тайны или секреты, которые у него есть. Дети, которые подвергаются таким воздействиям со стороны родителей чувствуют себя лишенными права иметь личное пространство, внутренний мир, нечто сокровенное, что принадлежит лишь ему.


Взаимоотношения между детьми в семье. Речь идет о братьях и сестрах. Раньше семей с одним ребенком было не так много, на сегодняшний день их преобладающее количество. С одной стороны – одного ребенка намного проще воспитывать, ему посвящается больше времени, общения, сил, а ребенку не приходится делить с кем-то их любовь и заботу, нет чувства ревности. Но с другой – ребенок теряет большой жизненный опыт в общении, не хватает школы жизни, а общение с другими лишь немного восполняет эту потребность. В семьях с большим количеством детей жизнь бывает сложнее, однако эта сложность – ничто, когда речь идет о социальном созревании детей. В процессе взросления в обществе с братьями и сестрами, ребенок быстрее учится взаимопомощи, взаимовыручке, сотрудничеству, учится делиться игрушками и знаниями, получает множество других ценных качеств и опыта. Вырастая в большой семье, ребенок не вырастет эгоистом.

Роль поколений. Семья – это не только родители, братья и сестры, ребенок, но и иные поколения – бабушки и дедушки. Нельзя упускать из виду их влияние на семью. Очень часто родители родителей делятся незабываемым опытом, учат детей мастерству, которым они владеют долгие годы. Так, например, бабушка научила меня вышивать и вязать, а дедушка приучил к терпению и усидчивости за игрой в шашки. Семьи, в которых удалось преодолеть или избежать трудностей в общении со старшими поколениями дают детям много ценного опыта для общественного, нравственного, эмоционального и психического развития детей.

Выводы по главе 2

Вторая глава курсовой работы отражала факторы, влияющие на развитие личности. В ней широко рассматривалась семья как главный фактор формирования полноценного члена общества. Что очередной раз доказывало гипотезу исследования.

В первом разделе, который имеет созвучное с гипотезой название «семья как фактор развития личности», рассматривались периоды жизни ребенка, в которые закладываются наиважнейшие качества личности. Было также доказано, что непосредственным «закладывателем» этих качеств в ребенка является никто иной как родитель. Важно понимать, что от того, как родитель будет себя вести с ребенком или же в его присутствии, у личности будет закладываться определенная картина мира, с которой он будет жить дальше.

Второй раздел посвящен родителям – «заклыдывателям» лучших качеств в личность ребенка. Именно они являются теми, кто способствует удовлетворению социальных потребностей ребенка. В зависимости о того, с каким успехом ребенок усвоит компоненты социального опыта, будет зависеть его дальнейшее пребывание в обществе и коммуникация с людьми.


Семейное воспитание имеет цели и задачи, которые были подробно рассмотрены на примере работы русского философа, писателя и публициста Ильина Ивана Александровича «Путь духовного обновления». Несмотря на то, что его труд был опубликован в далеком 19 веке, многие цели и задачи актуальны и на сегодняшний день, что ярко описано в третьем разделе.

Нужно отметить, что условий для успешного воспитания ребенка бесконечное множество и очень важно понимать, как правильно вести себя в той или иной ситуации, какие слова и действия подобрать. Семейное воспитание – огромный труд не только взрослых, но и подрастающего поколения, которое только начинает входить во взрослую самостоятельную жизнь, и мы обязаны понимать это.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хочется сказать, что семья является главным институтом воспитания. То, что ребенок приобрел, чему научился в семье, он сохранит и будет использовать в своей последующей жизни. Семья является особенной атмосферой, в которой ребенок, подросток, юноша растет, развивается и формируется как личность. Качество этой атмосферы определяется следующими признаками: уровень образованности родителей – социально-культурный признак; занятость родителей на работе, имущественные характеристики – социально-экономический; условия жизни, особенности стиля и образа жизни, традиции семьи – технико – гигиенический.

Именно в семье закладываются представления ребенка о добре и зле, порядочности, уважении к взрослым и окружающим людям, появляются материальные и духовные ценности. Одной из особенностей семейного воспитания является тот факт, что семья – это разновозрастная социальная группа со своими ценностными взглядами, ориентациями, идеалами, убеждениями и позициями. Еще одна особенность семьи говорит о том, что присутствует постоянство и длительность воспитательных воздействий на ребенка со стороны родителей и взрослых членов семьи. Следующая особенность – особый эмоциональный микроклимат, с помощью которого у ребенка формируется отношение к себе, индивидуальность и чувство самоценности. Еще одно важное свойство – родители и их личностные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

Таким образом, в качестве самых важных элементов воспитательного процесса семьи можно выделить отношения внутри семьи, примеры нравственности родителей, личностные качества взрослых внутри семьи, структура и состав семьи, уровень педагогической культуры и образования родителей, степень понимая ответственности за воспитание подрастающего поколения, что в свою очередь подтверждает гипотезу исследования.