Файл: Особенности семейного воспитания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стадия номер пять позволяет идентифицировать личность подростка до 18 лет. Успешность опознания собственной индивидуальности зависит от того, насколько хорошо были пройдены предыдущие стадии, а это во многом зависит от самих родителей [11].

Таким образом, семья имеет огромное влияние на формирование личности ребенка в разные периоды его жизни.

2.2 Роль родителей в формировании развития личности

В современном мире есть множество проблем в вопросах семьи и воспитания. Воспитание будущего поколения, его формирование и развитие – главная обязанность родителей.

Родители – это первые воспитатели и учителя в жизни ребенка, поэтому на них лежит важная ответственность по формированию гармоничного и всесторонне развитого члена общества. Родителям каждодневно приходится искать путь подхода к ребенку, размышлять над решением многих конкретных ситуаций, которые выдвигает жизнь.

От семейного микроклимата зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок будет более охотно отзываться на просьбы родителей, педагогические воздействия, если будет расти в атмосфере взаимности и симпатий. Если в семье преобладает доброта, отзывчивость, любовь, это сработает как положительный фактор, если наоборот – конфликты, отчуждения, неблагополучие, это может закончиться психическими отклонениями или расстройствами.

В период младенчества закладывается базис социально-эмоционального развития ребенка. Именно во взаимосвязи «взрослый – ребенок» возникает эмоциональная совместимость. Теплые, эмоциональные переживания ребенка с родителями в раннем возрасте располагают малыша к доверительному отношению, познанию и положительно окрашенному восприятию мира. Для того, чтобы эта тенденция сохранялась на протяжение всего детского возраста, родителям необходимо постоянно оказывать ребенку эмоциональную поддержку, свободу для творчества и познания мира.

В трехлетнем возрасте у ребенка формируется понятие «Я сам!». В этот период начинает формироваться самосознание ребенка и его составляющих компонентов. Родителям в это время необходимо поддержать и закрепить в ребенке положительное самоощущение и способствовать формированию представлений о самом себе. Ребенок в этом возрасте уже способен различать простейшие эмоциональные состояния и знать их причины.


В более старшем дошкольном возрасте ребенок может уже глубже заглянуть в свой внутренний мир. Родители помогают понять особенности и желания ребенка, учат отстаивать свое мнение и делать выбор, видеть путь по достижению своих целей. В этом возрасте ребенок уже может контролировать свое поведение согласно моральным и эстетическим нормам поведения общества. Происходит формирование самооценки, способность уважать и понимать другого, сочувствовать ему.

Для социально-эмоционального развития ребенка, родители должны не только обеспечить эмоциональный комфорт, но и глубоко понимать психологию своего ребенка, внутренние проблемы, проблемы в общении со сверстниками и т.д. Активное участие родителей в таком развитии является необходимым условием для его успешной реализации. Для реализации социально-эмоционального развития ребенка важно, чтобы ребенок смог усвоить важные компоненты социального опыта:

  1. Аксеологический (ценностный) компонент заключается в формировании ориентации ребенка в общечеловеческих ценностях красоты, добра, справедливости, в ценности собственной семьи. Если ценности окрашены положительными чувствами и эмоциями это дает толчок для того, чтобы ценности стали личностно-значимыми и стали частью положительных мотивов поведения личности и взаимодействия с другими.
  2. Познавательный компонент ориентирует подрастающую личность на принятые в обществе нормы и правила поведения, способы общения с людьми, формы выражения эмоций и чувств. Предполагает освоение определенного круга знаний об окружающей действительности.
  3. Коммуникативный и поведенческо-деятельностный компоненты информируют ребенка о многообразии форм социального взаимодействия, общения, сотрудничества при помощи вербальных и невербальный способов коммуникаций. Добавить к этому можно также знакомство с культурными формами и способами поведения и деятельности, которые позволяют ребенку свободно и активно выражать свое отношение к обществу, чувства, эмоции и желания.

Отечественные ученые подчеркивают, что социально-эмоциональное развитие личности происходит на протяжении всей жизнедеятельности ребенка в семье. Современная наука считает, что внутренней движущей силой такого развития является удовлетворение социальных потребностей ребенка. Рассмотрим самые главные из них.

  • Потребность в положительно эмоциональных контактах, доброжелательности, любви, уважения, что придает ребенку чувство защищенности, важности, ценности своей личности, стремление к самореализации.
  • Потребность в признании достижений ребенка родителями. Это формирует в ребенке положительную самооценку, чувство собственного достоинства, вдохновляет к активному и эмоциональному выражению своих чувств к миру.
  • Потребность в информационном обмене и познании способствует развитию интеллекта, радости открытий и познавательной активности ребенка.
  • Потребность в творчестве, разнообразной деятельности формирует в ребенке чувство уверенности и помогает продемонстрировать свое отношение к миру через призму искусств.
  • Потребность в содержательном, активном, разнообразном и эмоциональном общении со взрослыми и детьми. Удовлетворение этой потребности развивает в ребенке социальные чувства, взаимодействие с окружающим социумом, навык коммуникаций.

Удовлетворение этих потребностей лежит прежде всего на плечах родителей, с которыми ребенок коммуницирует каждодневно. Успешность развития ребенка зависит сугубо от мер и способов общения родителей с ребенком, эмоциональной атмосферы, которую они создают. Общая радость, забота, совместный труд и досуг, живое общение развивают в ребенке чувство семьи и дарит душевный комфорт. Именно эти составляющие в руках родителей, без которых невозможно наличие всех условий для развития полноценного члена общества [12].

2.3 Цели и задачи воспитания в семье

Над проблемой семейного воспитания трудились многие психологи, педагоги и ученые. Многие из них так и не пришли к истинному пути решения проблем семейного воспитания. Рассмотрим труд русского философа, писателя и публициста 19 века Ильина Ивана Александровича.

В своей работе «Путь духовного обновления» пятую главу он назвал «О семье». В ней он приводит тесную связь между духовным единением в семье и иными формами единения преимущественно с родиной и государством.

В книге он рассматривает как положительные стороны семьи, так и отрицательные, цели создания семьи и т.д. Свое повествование и рассуждение главы он начинает со слов: «Семья есть первый, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости. Он призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе, научиться в нем первым совестным движениям сердца и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения – родине и государству» [4]. К положительной роли семьи он относит любовь, воспитание детей, счастье в котором растут дети, потому что «то, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве и притом самим этим детством; существуют, конечно, врожденные склонности и дары, но судьба этих склонностей и талантов — разовьются ли они в дальнейшем или погибнут, и если расцветут, то как именно, — определяется в раннем детстве» [4]. А к негативным – бездействие родителей в отношении детей, равнодушие к их воспитанию.

Во второй части «О духовно здоровой семье» автор глубоко рассуждает о духовном мире человека и ярко рассматривает его в рамках семьи, брака, отношений между супругами, затем плавно переходит к целям воспитания ребенка в семье. Рассмотрим выделенные цели.

Первая цель звучит как: «Семья имеет призвание дать ребенку самое главное и существенное в его жизни» [4]. Автор говорит о том, что «в здоровой семейной жизни душа человека с раннего детства обуздывается, смягчается, приучается относиться к ближним с почтительным и любовным вниманием. В этом умягченном, любовном настроении она предварительно прикрепляется к тесному, домашнему кругу с тем, чтобы дальнейшая жизнь вывела ее в этой внутренней «установке» к широким кругам общества и народа» [4]. То есть Ильин доносит мысль о том, что то, каким человек будет в обществе зависит лишь от семейной атмосферы, методов воспитания, которые применяли родители. И лишь воспитание таких душевных качеств является очень важным для ребенка.


Вторая цель трактуется как «семья призвана воспринимать, поддерживать и передавать из поколения в поколение некую духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию» [4]. Это означает, что семья ответственная также за передачу богатого национального наследия через растущее поколение – детей.

Следующая цель звучит как «ребенок учится в семье верному восприятию авторитета. В лице естественного авторитета отца и матери он впервые встречается с идеей ранга и научается воспринимать высший ранг другого лица» [4]. Одновременно Ильин отмечает, что авторитет старшего не вправе ограничивать свободы младшего или пренебрегать своим «положением» в семье. Старшие обязаны делиться опытом, при этом не ущемляя права детей.

Последняя цель: «Пока семья будет существовать (а она будет существовать, как все природное, вечно), она будет школой здорового чувства частной собственности» [4]. Ребенок постоянно будет учиться быть «частным лицом», индивидуальностью, получать такие качества как самостоятельность и верность.

В третьей части главы «О семье», которая называется «Основные задачи воспитания» автор выделяет несколько актуальных и на сегодняшний день мыслей.

Основная задача определяется уже в самом начале части, она состоит в том «чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и в людях» [4]. Здесь говорится о духовном и эстетическом воспитании ребенка, о возможности посвятить его в эстетику искусств, приучить к поиску прекрасного не только в вещах, но и в людях, жизнерадостному отношению к жизни и обществу.

Далее автор акцентирует, что «самое важное в воспитании – это духовно пробудить ребенка и указать ему перед лицом грядущих трудностей, а может быть, уже подстерегающих его опасностей и искушений жизни – источник силы и утешения в его собственной душе. Надо воспитать в его душе будущего победителя, который умел бы внутренне уважать самого себя и утверждать свое духовное достоинство и свою свободу – духовную личность…» [4]. Вот так очень ярко Ильин описал следующую задачу семейного воспитания – воспитание уверенности в себе, стержень, способность постоять за себя и отстоять свое мнение.

Далее философ пишет: «Духовная атмосфера здоровой семьи призвана привить ребенку потребность в чистой любви, склонить к мужественной искренности и способность к спокойной и достойной дисциплине» [4]. Также яркий пример воспитания таких качеств как добро, искренность, сдержанность.


Так на примере профессора Ивана Ильина мы рассмотрели основные цели и задачи семейного воспитания, которые из века в век кочуют сквозь время и переносятся все дальше в будущее, в котором, как принято, каждому из нас предстоит вырастить многогранную, интересную и полезную обществу личность. Соблюдение задач и стремление добиться целей, поставленных философом Ильиным – лучшая тактика по созданию гармонично развитой личности.

2.4 Условия успешного семейного воспитания

Для успешного воспитания ребенка в семье нужно учитывать условия, необходимые для достижения этой цели. Одними из наиболее значимых условий можно назвать семейный быт и уклад, традиции семьи, эмоциональный климат, общение, совместный досуг и труд, понимание и принятие ребенка со стороны родных, чувство ответственности родителей за воспитание детей, их педагогическая культура, организация жизненного пространства ребенка, соблюдение режима дня, приобщение ребенка к литературе и искусству, к труду.

Рассмотрим некоторые условия подробнее.

Семейный климат. Он имеет особенность кардинально меняться в зависимости от трудностей и ситуаций, которые происходят внутри семьи или же за ее пределами с членами семьи. Однако, нужно сказать о том, что в каждой семье присутствует свой климат и важно понимать, что он создается вовсе не детьми, а взрослыми. В зависимости от того, сколько положительных эмоций, слов поддержки, заботы и любви исходит от взрослых и распространяется на всех членов семьи в том числе и ребенка, будет зависеть скорость и качество социального, эмоционального, психологического развития детей.

Под понятием «воспитание» понимается не только прямое педагогическое влияние на ребенка, поощрения или наказания за его действия, поучения и замечания. Часто глубже всего неосознанно в память ребенка вливается личный пример взрослых. Что отец ответил матери, когда та поставила вмятину на машине. Что мама сказала дедушке, когда тот разбил ее любимую чашку. Как позаботилась бабушка об отце, у которого болела поясница после тяжелой работы. Все эти мелкие моменты ребенок запоминает и будет воспроизводить потом в своей самостоятельной жизни. Именно личный пример родителей обычно оставляет более значительный след, нежели все поучения, которые нередко занимали большое количество времени, часто вызывали недовольство и отвращение у ребенка. Модель семьи, в которой вырос ребенок проицируется в его будущую семью, им созданную.