Файл: Особенности семейного воспитания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание и основы семейного воспитания

Семья является для человека атмосферой, в которой каждый его понимает, поддерживает, ценит и готов прийти на помощь в трудную минуту, в ней формируются все личностные качества и моральные ценности. Значимость семьи в жизни каждого человека общеизвестна.

Семейное воспитание можно определить, как систему воспитания и обучения, которая складывается в рамках определенной семьи силами всех родственников.

В Большой советской энциклопедии (1969 – 1978 гг.) «семейное воспитание» определяется как систематическое целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада. «Главная и общая задача С. в. - подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях; более узкая, конкретная - усвоение ими знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования личности в условиях семьи. Цели и средства С. в. обусловлены общественно-экономическим строем, уровнем развития культуры; С. в. обычно строится на основе идеологии, морали и системы взаимоотношений того социального слоя, к которому относится семья. С. в. неразрывно связано с самовоспитанием взрослых, формированием у них качеств и черт характера, обеспечивающих эффективное педагогическое воздействие на детей» [3].

Тем самым мы можем определить содержание семейного воспитания. Содержание воспитания в семье определяется главной целью демократического общества – формирование физически и психически здоровой, нравственно и интеллектуально развитой личности, которая будет готова к трудовой, общественной, семейной жизни. Оно проявляется в нескольких направлениях воспитания:

- Умственное воспитание – это проявление интереса личности к окружающему миру; восприятие форм, цвета, качества предметов; заинтересованность в звучании музыки, речи, звуков. Также сюда входят советы родителей, их помощь в учении, развитии самостоятельности, активности и мыслительной деятельности ребенка.

- Нравственное воспитание отвечает за выработку нравственных представлений и понятий, чувств, убеждений, осознанного нравственного поведения, знании моральных устоев и правил поведения в обществе.

- Трудовое воспитание ориентировано на обучении детей преодолению трудностей в жизни, развитии трудолюбия, трудовых навыков, желание помочь ближнему и слабому, умение работать и трудиться, выполнять свои трудовые обязанности не только в рамках семьи, но и за ее пределами.


- Эстетическое воспитание формирует в личности представления о красоте, развитие творческих способностей, способность наслаждаться звуками музыки, эстетикой художественного письма и др., учить отличать красивое от «уродливого».

- Физическое воспитание направлено на прививание навыков укрепления здоровья и физических сил, поддержание тела в хорошей форме и стабильном здоровом самочувствии, соблюдение распорядка для, правильное распределение физических нагрузок и т.д.

Помимо этих основных компонентов содержания семейного воспитания существуют еще такие как половое воспитание, способствующее гармоничному развитию подрастающего поколения, соблюдению нравственных норм в половом поведении, укреплению брака и семьи; экономическое, дающее ребенку понимание ценности материальных благ и способах их получения; политическое, просвещающее ребенка в политические и государственные вопросы и темы, с целью формирования знаний о политическом институте общества.

Очень тесно с составными компонентами связаны задачи семейного воспитания, которые по умолчанию делятся на 3 основные группы: воспитательные, образовательно-воспитательные и личностно-развивающие. Рассмотрим эти задачи внимательнее.

Воспитательные задачи – основа формирования характера ребенка, его первых нравственных установок и позиций. Эти задачи закладывают основы трудолюбия, стремление к общественно важной и полезной деятельности, порядку, дисциплине, соблюдению норм и правил жизни общества.

Образовательно-воспитательные задачи имеют более широкий спектр воздействия. Они осуществляют нравственно-эстетическую подготовку ребенка к будущей самостоятельной семейной жизни, формируют чувства нежности, любви, доброжелательности, уважения и заботы к родителям, сестрам, братьям, иным членам семьи, помогают в обучении умениям и навыкам организации быта, семейного досуга и семейного хозяйства.

Личностно-развивающие задачи создают условия для эстетического, трудового, физического, умственного, нравственного развития детей в процессе жизнедеятельности общения в социуме.

В содержание семейного воспитания также входят принципы. Рассмотрим их подробно.

Первый принцип основывается на гуманности и милосердии к растущему человеку. Если этот принцип не будет учитываться в семье, то вряд ли ребенок сможет вырасти гуманным и милосердным к другим людям. В семьях, в которых этот принцип обходили стороной, нередко дети вырастают с дефицитом внимания, отсутствием уважения и внимания к проблемам и чувствам других людей.


Второй принцип – участие младших в жизнедеятельности семьи как равноправных участников. Дети – это важные члены семейного общества. Когда в семье рождается ребенок, все внимание родителей обращено на него и будет правильно, если родители предоставят подрастающему поколению свободу слова и возможность продемонстрировать свои навыки, ответственность и умения в бытовой жизни семьи, а также научат тому, чего ребенок еще не умеет делать.

Третий принцип заключается в открытости и доверительном отношении в семье. Нельзя создать благоприятную семейную атмосферу, если в семье не существует понятий «понимание», «доверие» и «участие». Для того, чтобы вложить в юный организм понимание этих слов, прежде всего родители должны показать ребенку, что это такое. Еще лучше это будет действовать, если все будет происходить естественно. Ребенок не будет открыт к родителям, если они ему не доверяют и постоянно обвиняют во всех неудачах его самого. Поэтому важно придерживаться этого принципа постоянно.

Следующий принцип говорит об оказании посильной помощи ребенку и отражается в готовности родителей отвечать на вопросы. Очень часто маленькие дети любят задавать множество разнохарактерных вопросов, на которые им очень хочется знать ответы и будет правильно, если родители потратят немного времени, чтобы расширить кругозор ребенка ответом на вопрос и посодействовать удовлетворению любопытства юного члена общества [14].

Таким образом, придерживаясь этих основных принципов, возможно создать наилучшую атмосферу для формирования личности ребенка.

Семейное воспитание во многом зависит еще от типа семейных взаимоотношений. В каждой семье существует свой тип, который основывается на своем понимании целей воспитания, задач, учитывается то, что ребенку позволено делать, а что нет и т.д.

По умолчанию выделяется 4 тактики воспитания в семье, соответственно существует отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений:

- диктат;

- опека;

- невмешательство;

- сотрудничество.

Диктат проявляется в подавлении чувств и интересов одних членов семьи другими. Обычно инициативность ребенка подавляют взрослые, преимущественно родители. Естественно, родители имеют право воспитывать своих детей по тем канонам, которые они считают правильными и нужными, но, когда родители предпочитают такие виды воздействия как приказ, насилие, не стоит удивляться, если ребенок начнет отвечать на принуждения и угрозы такими санкциями как обман, грубость, лицемерие, а в некоторых случаях даже ненависть.


Опека – «мягкая» система отношений, при которой родители всеми способами ограждают своего ребенка от забот, трудностей, принимая их на себя и решая самостоятельно. Такой тип взаимоотношений характерен тем, что активное формирование личности отходит на второй план. Взрослые ограждают ребенка от проблем, которые могут встретиться ему в взрослой жизни, ребенок будет не подготовлен к самостоятельному решению трудностей, вследствие чего дети оказываются неприспособленными к жизни в коллективе.

Система невмешательства характерна тем, что в семье считается нормальным существование взрослых отдельно от детей. Создаются два мира: взрослый и детский и никто не вправе переступать эту линию. Чаще всего в такой тактике родители выступают пассивными воспитателями и не считают нужным «навязывать» воспитание детям, дети предоставлены в этом плане сами себе.

Сотрудничество предполагает достижение общих целей и задач всеми членами семьи, а также совместную деятельность и оно характерно наличием высоких нравственных ценностей. Семьи с такой тактикой являются группой высокого уровня развития и считаются коллективом. Большое значение в этом случае имеет стиль семейного воспитания, а также ценности, принятые в семье.

Также можно выделить 3 стиля семейного воспитания:

- демократический, при котором интересы ребенка ставятся на первый план, иначе это можно назвать стилем «согласия»;

- авторитарный, при котором происходит навязывание ребенку взглядов и интересов родителей, иначе – стиль «подавления»;

- попустительский, при котором юный член семьи предоставлен сам себе [6].

В разделе мы подробно рассмотрели понятие «семейное воспитание», ознакомились со его сложной структурой, которая включает направления воспитания, 3 группы задач, принципы, 4 тактики и 3 стиля воспитания в семье, которые однозначно влияют на дальнейшее становление личности ребенка.

Таким образом, гипотеза о том, что семья – главный фактор формирования полноценного члена общества подтверждается благодаря долгой и кропотливой научной работе множества педагогов и ученых. Их взгляды были внимательно изучены и приведены в данном разделе.

Методы семейного воспитания

Методы (способы) воспитания детей в семье – это пути, по которым осуществляется направленное педагогическое воздействие взрослых (преимущественно родителей) на поведение и сознание детей.


Скорость развития ребенка и формирование его личности зависит от качества и количества методов семейного воспитания, которые используют родители.

Существует ряд условий, на которые стоит опираться при выборе методов родительского воспитания.

  1. Знание родителями своих детей. Если родитель хорошо знает все положительные и отрицательные качества своего ребенка, интересы, пристрастия, а также его друзей, огромный перечень методов педагогического влияния в рамках семьи резко сокращается.
  2. Личный опыт родителей, их характер отношений в семье, авторитет, желание воспитывать детей на личном примере также определяет группу методов, которые следует использовать в той или иной семье. С такой тактикой воспитания родители чаще предпочитают наглядные методы воспитания.
  3. Родители, предпочитающие совместную деятельность внутри семьи, чаще используют практические методы воспитания. Общение во время совместного труда, походов, прогулок показывает хорошие результаты: дети становятся более откровенные с родителями, проявляют чуткость и открытость, это позволяет родителям лучше понять своих детей.
  4. Большую роль при выборе методов семейного воспитания играет педагогическая культура родителей. Дети, растущие в образованных семьях или семьях педагогов всегда лучше воспитаны априори. Следовательно, изучать педагогическое искусство вовсе не роскошь, а необходимость, которая позволит создавать положительный климат не только в семье, но и в обществе в целом. «Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда отец и мать являются единственными воспитателями своего ребенка. В возрасте от 2 до 6 лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависит от элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром понимании сложнейших душевных движений развивающегося человека», — писал ВЛ. Сухомлинский [9].

Методы воспитания отвечают на вопрос «как воспитывать?». Эти способы семейного воспитания помогают также ответить на главный вопрос воспитания «как сформировать личность человека гармоничной и всесторонне развитой?». Именно поэтому самый первый воспитатель – родитель обязан знать и уметь правильно применить методы семейного воспитания.

Первый метод – рассказ на этическую тему подразумевает под собой систематическое и последовательное обсуждение знаний, при котором активное участие принимают родитель и ребенок.