Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты семейного воспитания
Содержание и основы семейного воспитания
2 Факторы, влияющие на развитие личности
2.1 Семья как фактор развития личности
2.2 Роль родителей в формировании развития личности
2.3 Цели и задачи воспитания в семье
Содержание и основы семейного воспитания
Семья является для человека атмосферой, в которой каждый его понимает, поддерживает, ценит и готов прийти на помощь в трудную минуту, в ней формируются все личностные качества и моральные ценности. Значимость семьи в жизни каждого человека общеизвестна.
Семейное воспитание можно определить, как систему воспитания и обучения, которая складывается в рамках определенной семьи силами всех родственников.
В Большой советской энциклопедии (1969 – 1978 гг.) «семейное воспитание» определяется как систематическое целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада. «Главная и общая задача С. в. - подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях; более узкая, конкретная - усвоение ими знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования личности в условиях семьи. Цели и средства С. в. обусловлены общественно-экономическим строем, уровнем развития культуры; С. в. обычно строится на основе идеологии, морали и системы взаимоотношений того социального слоя, к которому относится семья. С. в. неразрывно связано с самовоспитанием взрослых, формированием у них качеств и черт характера, обеспечивающих эффективное педагогическое воздействие на детей» [3].
Тем самым мы можем определить содержание семейного воспитания. Содержание воспитания в семье определяется главной целью демократического общества – формирование физически и психически здоровой, нравственно и интеллектуально развитой личности, которая будет готова к трудовой, общественной, семейной жизни. Оно проявляется в нескольких направлениях воспитания:
- Умственное воспитание – это проявление интереса личности к окружающему миру; восприятие форм, цвета, качества предметов; заинтересованность в звучании музыки, речи, звуков. Также сюда входят советы родителей, их помощь в учении, развитии самостоятельности, активности и мыслительной деятельности ребенка.
- Нравственное воспитание отвечает за выработку нравственных представлений и понятий, чувств, убеждений, осознанного нравственного поведения, знании моральных устоев и правил поведения в обществе.
- Трудовое воспитание ориентировано на обучении детей преодолению трудностей в жизни, развитии трудолюбия, трудовых навыков, желание помочь ближнему и слабому, умение работать и трудиться, выполнять свои трудовые обязанности не только в рамках семьи, но и за ее пределами.
- Эстетическое воспитание формирует в личности представления о красоте, развитие творческих способностей, способность наслаждаться звуками музыки, эстетикой художественного письма и др., учить отличать красивое от «уродливого».
- Физическое воспитание направлено на прививание навыков укрепления здоровья и физических сил, поддержание тела в хорошей форме и стабильном здоровом самочувствии, соблюдение распорядка для, правильное распределение физических нагрузок и т.д.
Помимо этих основных компонентов содержания семейного воспитания существуют еще такие как половое воспитание, способствующее гармоничному развитию подрастающего поколения, соблюдению нравственных норм в половом поведении, укреплению брака и семьи; экономическое, дающее ребенку понимание ценности материальных благ и способах их получения; политическое, просвещающее ребенка в политические и государственные вопросы и темы, с целью формирования знаний о политическом институте общества.
Очень тесно с составными компонентами связаны задачи семейного воспитания, которые по умолчанию делятся на 3 основные группы: воспитательные, образовательно-воспитательные и личностно-развивающие. Рассмотрим эти задачи внимательнее.
Воспитательные задачи – основа формирования характера ребенка, его первых нравственных установок и позиций. Эти задачи закладывают основы трудолюбия, стремление к общественно важной и полезной деятельности, порядку, дисциплине, соблюдению норм и правил жизни общества.
Образовательно-воспитательные задачи имеют более широкий спектр воздействия. Они осуществляют нравственно-эстетическую подготовку ребенка к будущей самостоятельной семейной жизни, формируют чувства нежности, любви, доброжелательности, уважения и заботы к родителям, сестрам, братьям, иным членам семьи, помогают в обучении умениям и навыкам организации быта, семейного досуга и семейного хозяйства.
Личностно-развивающие задачи создают условия для эстетического, трудового, физического, умственного, нравственного развития детей в процессе жизнедеятельности общения в социуме.
В содержание семейного воспитания также входят принципы. Рассмотрим их подробно.
Первый принцип основывается на гуманности и милосердии к растущему человеку. Если этот принцип не будет учитываться в семье, то вряд ли ребенок сможет вырасти гуманным и милосердным к другим людям. В семьях, в которых этот принцип обходили стороной, нередко дети вырастают с дефицитом внимания, отсутствием уважения и внимания к проблемам и чувствам других людей.
Второй принцип – участие младших в жизнедеятельности семьи как равноправных участников. Дети – это важные члены семейного общества. Когда в семье рождается ребенок, все внимание родителей обращено на него и будет правильно, если родители предоставят подрастающему поколению свободу слова и возможность продемонстрировать свои навыки, ответственность и умения в бытовой жизни семьи, а также научат тому, чего ребенок еще не умеет делать.
Третий принцип заключается в открытости и доверительном отношении в семье. Нельзя создать благоприятную семейную атмосферу, если в семье не существует понятий «понимание», «доверие» и «участие». Для того, чтобы вложить в юный организм понимание этих слов, прежде всего родители должны показать ребенку, что это такое. Еще лучше это будет действовать, если все будет происходить естественно. Ребенок не будет открыт к родителям, если они ему не доверяют и постоянно обвиняют во всех неудачах его самого. Поэтому важно придерживаться этого принципа постоянно.
Следующий принцип говорит об оказании посильной помощи ребенку и отражается в готовности родителей отвечать на вопросы. Очень часто маленькие дети любят задавать множество разнохарактерных вопросов, на которые им очень хочется знать ответы и будет правильно, если родители потратят немного времени, чтобы расширить кругозор ребенка ответом на вопрос и посодействовать удовлетворению любопытства юного члена общества [14].
Таким образом, придерживаясь этих основных принципов, возможно создать наилучшую атмосферу для формирования личности ребенка.
Семейное воспитание во многом зависит еще от типа семейных взаимоотношений. В каждой семье существует свой тип, который основывается на своем понимании целей воспитания, задач, учитывается то, что ребенку позволено делать, а что нет и т.д.
По умолчанию выделяется 4 тактики воспитания в семье, соответственно существует отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений:
- диктат;
- опека;
- невмешательство;
- сотрудничество.
Диктат проявляется в подавлении чувств и интересов одних членов семьи другими. Обычно инициативность ребенка подавляют взрослые, преимущественно родители. Естественно, родители имеют право воспитывать своих детей по тем канонам, которые они считают правильными и нужными, но, когда родители предпочитают такие виды воздействия как приказ, насилие, не стоит удивляться, если ребенок начнет отвечать на принуждения и угрозы такими санкциями как обман, грубость, лицемерие, а в некоторых случаях даже ненависть.
Опека – «мягкая» система отношений, при которой родители всеми способами ограждают своего ребенка от забот, трудностей, принимая их на себя и решая самостоятельно. Такой тип взаимоотношений характерен тем, что активное формирование личности отходит на второй план. Взрослые ограждают ребенка от проблем, которые могут встретиться ему в взрослой жизни, ребенок будет не подготовлен к самостоятельному решению трудностей, вследствие чего дети оказываются неприспособленными к жизни в коллективе.
Система невмешательства характерна тем, что в семье считается нормальным существование взрослых отдельно от детей. Создаются два мира: взрослый и детский и никто не вправе переступать эту линию. Чаще всего в такой тактике родители выступают пассивными воспитателями и не считают нужным «навязывать» воспитание детям, дети предоставлены в этом плане сами себе.
Сотрудничество предполагает достижение общих целей и задач всеми членами семьи, а также совместную деятельность и оно характерно наличием высоких нравственных ценностей. Семьи с такой тактикой являются группой высокого уровня развития и считаются коллективом. Большое значение в этом случае имеет стиль семейного воспитания, а также ценности, принятые в семье.
Также можно выделить 3 стиля семейного воспитания:
- демократический, при котором интересы ребенка ставятся на первый план, иначе это можно назвать стилем «согласия»;
- авторитарный, при котором происходит навязывание ребенку взглядов и интересов родителей, иначе – стиль «подавления»;
- попустительский, при котором юный член семьи предоставлен сам себе [6].
В разделе мы подробно рассмотрели понятие «семейное воспитание», ознакомились со его сложной структурой, которая включает направления воспитания, 3 группы задач, принципы, 4 тактики и 3 стиля воспитания в семье, которые однозначно влияют на дальнейшее становление личности ребенка.
Таким образом, гипотеза о том, что семья – главный фактор формирования полноценного члена общества подтверждается благодаря долгой и кропотливой научной работе множества педагогов и ученых. Их взгляды были внимательно изучены и приведены в данном разделе.
Методы семейного воспитания
Методы (способы) воспитания детей в семье – это пути, по которым осуществляется направленное педагогическое воздействие взрослых (преимущественно родителей) на поведение и сознание детей.
Скорость развития ребенка и формирование его личности зависит от качества и количества методов семейного воспитания, которые используют родители.
Существует ряд условий, на которые стоит опираться при выборе методов родительского воспитания.
- Знание родителями своих детей. Если родитель хорошо знает все положительные и отрицательные качества своего ребенка, интересы, пристрастия, а также его друзей, огромный перечень методов педагогического влияния в рамках семьи резко сокращается.
- Личный опыт родителей, их характер отношений в семье, авторитет, желание воспитывать детей на личном примере также определяет группу методов, которые следует использовать в той или иной семье. С такой тактикой воспитания родители чаще предпочитают наглядные методы воспитания.
- Родители, предпочитающие совместную деятельность внутри семьи, чаще используют практические методы воспитания. Общение во время совместного труда, походов, прогулок показывает хорошие результаты: дети становятся более откровенные с родителями, проявляют чуткость и открытость, это позволяет родителям лучше понять своих детей.
- Большую роль при выборе методов семейного воспитания играет педагогическая культура родителей. Дети, растущие в образованных семьях или семьях педагогов всегда лучше воспитаны априори. Следовательно, изучать педагогическое искусство вовсе не роскошь, а необходимость, которая позволит создавать положительный климат не только в семье, но и в обществе в целом. «Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда отец и мать являются единственными воспитателями своего ребенка. В возрасте от 2 до 6 лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависит от элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром понимании сложнейших душевных движений развивающегося человека», — писал ВЛ. Сухомлинский [9].
Методы воспитания отвечают на вопрос «как воспитывать?». Эти способы семейного воспитания помогают также ответить на главный вопрос воспитания «как сформировать личность человека гармоничной и всесторонне развитой?». Именно поэтому самый первый воспитатель – родитель обязан знать и уметь правильно применить методы семейного воспитания.
Первый метод – рассказ на этическую тему подразумевает под собой систематическое и последовательное обсуждение знаний, при котором активное участие принимают родитель и ребенок.