Файл: Особенности семейного воспитания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Как только ребенок появляется на свет, он сразу попадает в общество, в котором ему предстоит жить. Как он адаптируется к обществу, какова будет его личная позиция, самосознание, взгляды на окружающую его среду зависит только от общества, в котором он будет расти и находиться большую часть своей детской жизни. Этой средой является семья.

Для начала стоит разобраться в самом понятии «семья».

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью [16]. Отсюда следует, что семья, это не только люди, которые будут окружать ребенка длительную часть его жизни, это общество, в котором ребенок будет связан с близкими людьми посредством ответственности и взаимовыручки, которой семья обязана его научить. Таким образом, семья является основой формирования нравственных начал ребенка.

Наравне с тем, как семья может создать личность ребенка, она также может и разрушить ее. Семья поощряет одни личностные влечения, параллельно препятствуя другим, тем самым формируя личность в рамках семейных взаимоотношений. И от того, как именно семья будет влиять на становление у личности образа своего «Я», будет зависеть, каким членом общества вырастет ребенок, как он будет относиться к вещам, людям, событиям и т.д. Именно поэтому семья является первостепенно важным институтом развития личности.

Какими вырастут дети зависит прежде всего от того, как строились взаимоотношения в семье, какие ценности выдвигались на первый план, а какие уходили на последний, в какой мере ребенку уделялось внимание и учитывалось его мнение или позиция к тем или иным событиям и действиям. Атмосфера семьи оказывает воздействие на моральную атмосферу всего общества. Ребенок, который очень чутко чувствует настроение взрослых, улавливает их поведение – быстро усваивает жизненные уроки, которые рождаются в бытовой жизни в семье, от этого и зависит успешность воспитания, социализации, развития и формирования личности. Детей из проблемных семей сложно перевоспитать. Далее, они приносят в общество дискомфорт и даже опасность, именно поэтому очень важно понимать, как успешно воспитать полноценного члена общества со своим взглядом на жизнь.

Большая роль в воспитании ребенка возлагается на родителей. Родители – первые воспитатели юного члена общества, все последующие воспитатели оказывают намного меньше влияния на личность, нежели предыдущие. Именно поэтому обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются ответственной и неотъемлемой задачей всего человечества.


В здоровых семьях отношения между всеми членами семьи достаточно близкие, глубокие и связаны, непосредственно, естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между членами семьи, которые приводит к душевному единению, согласованности жизненных устремлений и действий. В родительской любви, заботе и привязанности проявляются чувства материнства и отцовства, которые составляют природную основу таких отношений.

К сожалению, в современных реалиях семейные отношения постоянно нарушаются различными социальными, информационными факторами, ускоренным темпом жизни и т.д. Также огромное «разрушение» семейным взаимоотношениям приносит недостаток нравственно-этических начал в отношениях взрослых, низкая социально-психологическая культура общения и др. Именно поэтому было решено рассмотреть проблему формирования личности в семье и влияние семьи на формирование личности.

Особенности семейного воспитания изучали А. И. Захаров, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллер, М. Буянов, 3. Матейчек, А. Фромм, Р. Снайдер и другие.

Огромную роль в изучении семейных взаимоотношений играют исследования всемирно известного воспитателя, педагога и писателя А.С.Макаренко. В своем труде «Книга для родителей» Антон Семенович говорит о том, что семья является первичным коллективом, где каждый является полноправным членом, имеет свою роль, обязанности и функции, в том числе и ребенок [5].

Курсовая работа имеет теоретический характер и состоит из введения, первой и второй глав и заключения. В первой главе рассматривается теоретические аспекты семейного воспитания, подробно описываются функции, методы и формы семейного воспитания, а также его содержание. Во второй главе идет подробное описание главных факторов, влияющих на становление и развитие личности ребенка.

Цель курсовой работы – обосновать: семья является основой воспитания, формирования и развития личности.

Задачи курсовой работы:

- изучить теоретические основы данной проблемы;

- раскрыть понятие семьи, основы, методы, формы и содержание семейного воспитания;

- психолого–педагогическое обоснование семейного воспитания;

- обосновать: процесс семейного воспитания, как главный фактор развития личности.

Объектом исследования является воспитание детей в семье.

Предмет исследования – процесс формирования личности в семье.

Гипотеза исследования: семья – главный фактор формирования полноценного члена общества.


Методом написания курсовой работы является анализ.

1 Теоретические аспекты семейного воспитания

Семья и ее социальные функции

Как уже отмечалось ранее, семья, с позиции социологов, это малая социальная группа, основанная на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Это самый древний институт человеческого общества. Он прошел длинный и сложный путь развития, начиная от родоплеменных форм сожительства, до современных форм семейных отношений.

Семья – это сложная система, в основе которой лежит целый ряд функций. Что представляет собой функция? Функция семьи – это такой способ проявления активности и жизнедеятельности всех ее членов, при котором каждый участник имеет свои обязанности и роли, которые они выполняют.

Ян Щепаньский выделял следующие функции семьи:

- Поддержание биологической непрерывности общества. Тем самым мы можем говорить о том, что репродуктивная функция семьи является первостепенно важной, ведь именно для продолжения человеческого рода люди всегда вступали в брак и создавали семьи. В современных реалиях, конечно, все обстоит несколько иначе, и семьи могут создаваться не учитывая данной функции, однако, мы говорим о традиционных семейных отношениях.

- Семья поддерживает культурную непрерывность общества путем передачи культурного наследства следующим поколениям. С помощью этой функции семья осуществляет социализацию молодого поколения, вводит его в нормы совместной жизни и в механизм конформизма общественной жизнью.

- Семья дает социальное положение детям. В некоторых обществах в прошлом и в настоящем социальный статус, карьера и социальное положение передаются из поколения в поколение.

- Семья обеспечивает индивидам удовлетворение эмоциональных потребностей, потребностей интимной совместной жизни, дает ощущение безопасности, обеспечивает эмоционально равновесие, тем самым препятствуя дезинтеграцию личности в общественном пространстве.

- Семья – это также институт социального контроля, особенно для молодого поколения [10].

А.И.Антонов, В.М.Медков в своей работе «Социология семьи» отмечают, что для семьи не существует главных функций и второстепенных. Все функции являются главными, однако есть те, которые позволяют отличить институт семьи от других институтов. Таким образом, они выделили специфические и неспецифические.


Специфические функции отличаются тем, что они отражают общественные результаты жизнедеятельности на уровне общества, они имеют очень значимые последствия, характеризуют семью, как институт общества. К специфическим функциям относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и воспитание детей (функция социализации).

Неспецифические функции связаны, прежде всего, с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства, домохозяйства, заботой о членах семьи, созданием атмосферы, способствующей снятию напряжения и дающей чувство комфорта и безопасности [1].

Рассмотрим некоторые функции семьи подробнее.

Репродуктивная функция, как отмечалось ранее, является самой важной функцией. Она подразумевает продолжение рода. Чтобы на протяжение следующих 20-30 лет население нашей страны не сократилось, следует придерживаться правила «на каждого родителя по ребенку».

Снижение рождаемости в стране обусловлено многими факторами. Некоторые из них это увеличение занятости женщин, ухудшение экологии, тяжелое экономическое положение и т.д.

Функция культурного наследия отвечает за поддержание культурной непрерывности общества, путем передачи накопленного культурного наследия следующим поколениям.

Функция социального контроля осуществляет организацию по осуществлению мер по контролю морального поведения членов семьи в разных сферах жизнедеятельности, обязательства супругов и т.д. Также функция включает в себя поддержание моральных и правовых санкций, если социальные нормы были нарушены членами семьи.

Функция эмоционально-психологического стабилизатора отвечает за предоставление всем членам семьи удовлетворения эмоциональных потребностей, безопасности, создает эмоциональный баланс. Эту функцию активно осуществляют родители. Они являются первыми воспитателями для детей, поэтому ребенок берет от родителей все, он учится на их примере, перенимает их повадки, привычки и т.д. Отец и мать проявляют к ребенку заботу и ласку, уделяют внимание, поддерживают в периоды невзгод и трудностей. Именно от качества выполнения этой функции будет зависеть дальнейшее формирование личности ребенка.

Экономическая и хозяйственно–бытовая функция. Еще с незапамятных времен семья является основной хозяйственной ячейкой общества. Семья, как социальный институт, связана с распределением и производством материальных благ. Производство благ родителями осуществляют также и жизнеобеспечение несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. Успешное осуществление экономической функции позволяет включиться в экономическую структуру общественного производства, а также позволяет определить уровень материального благосостояния семьи. Хозяйственная функция заключается в распределении обязанностей всех членов семьи в бытовом плане. Совместное ведение хозяйства улучшает отношения между участниками семьи, повышает их удовлетворенность за счет бытовой устроенности семейной жизни.


Досуговая функция осуществляет рациональное и благотворное использование свободного времени для всех членов семьи, оказывает поддержку в развитии творческих способностей, удовлетворяет интересы, приносит удовлетворение в совместном ведении досуга и т.д.

Функция духовного общения осуществляет их духовное взаимообогащение, удовлетворение потребности в общении между членами семьи, поддержание дружеских, теплых, семейных отношений, моральную ответственность друг перед другом.

Также семья выполняет социально-статусную функцию, которая отвечает за положение семьи в обществе, определяет ее роль и воспроизводстве социальной структуры общества, определяет содержание статуса, удовлетворяет потребность в социальном продвижении к более высоким статусам и ролям.

Нельзя обойти стороной защитную функцию, которая заключается в предоставлении физической, экономической и психологической защиты всех членов семьи. Нередко, при задевании чувств одного члена семьи, можно задеть и всех ее членов, при этом семья предоставляет моральную поддержку и защиту одному из участников семейных отношений. Во многих случаях семья разделяет вину, стыд, печаль или радость одного члена.

Функция социализации также является важной. Центральное место в социализации подрастающего поколения занимает семейный институт. Именно в ней ребенок получает необходимые навыки, знания, правила общения с людьми и нахождения в обществе. В семье закладываются основы формирования ребенка прежде всего, как личности. Несмотря на влияние иных институтов на личность ребенка, у нее всегда остаются полученные в раннем детстве основные образцы поведения, которые он приобрел от родителей путем копирования поведения взрослых. Неудачи возможны тогда, когда ребенок перенимает не совсем удачные образцы поведения родителей, которые могут привести к противоречиям с тем, что он видит в других семьях. Таким образом ребенок может найти для себя иные образцы поведения, и не всегда они могут быть положительными.

Коммуникативная функция заключается не только в предоставлении индивиду общения внутри семейного общества, но также и уединение.

Подводя итог, можно говорить о том, что именно семья признается основным носителем образцов культуры, наследуемых и передаваемых из поколения в поколение, семья также является обязательным условием для социализации личности.