Файл: Налоговая система РФ и проблемы её совершенствования (Сущность и функции налогов).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Сущность и функции налогов
1.2. Налоговая система государства
Понятие и структура налоговой системы
1.3. Налоговая система Российской Федерации
2. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Недостатки налоговой системы России
Налоговый кодекс состоит из двух частей — общей и специальной. В общей части, которую называют первой частью НК РФ, устанавливаются виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц [6, с.175-176].
Вторая или специальная часть Налогового кодекса раскрывает вопросы конкретного применения федеральных, региональных и местных налогов. Нашли отражение и такие элементы налоговой системы как применение специальных режимов налогообложения.
Законодательство субъектов федерации и нормативно-правовые акты муниципальных образований о налогах и сборах должны быть приняты в соответствии с Налоговым кодексом РФ [9, с.144].
В соответствии с налоговым законодательством в Российской Федерации устанавливаются федеральные, региональные и местные виды налогов и сборов.
К федеральным налогам и сборам относятся:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- государственная пошлина [4, с.107-109].
Региональные налоги включают:
- налог на имущество организаций;
- налог на игорный бизнес:
- транспортный налог.
К местным налогам и сборам относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц:
- торговый сбор [4, с. 109].
Федеральными называются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Эти налоги вводятся в действие и прекращают действовать также в соответствии с НК РФ.
Региональными называются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Эти налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.
Местными налогами называются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и норма ж иными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах [8, с. 28].
В НК РФ установлены, так называемые, специальные режимы, которые предусматривают налоги, не указанные в составе федеральных, peгиональных и местных налогов. В этих налоговых режимах определяется порядок их установления, ввода в действие и применения налогов, а также освобождения от обязанностей по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов. По существу, большинство из этих специальных режимов представляют собой льготные режимы налогообложения [8, с. 28-29].
К специальным налоговым режимам относятся:
- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог):
- упрощенная система налогообложения;
- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
- патентная система налогообложения.
В совокупности федеральные, региональные, местные нaлoги и сборы, а также специальные налоговые режимы образую систему налогообложения Российской Федерации [4, с.110].
Определение и четкое формулирование целей налогообложения во многом обеспечивает реализацию принципов налогообложения. Само слово «принцип» переводится с латинского (principium) как основа, первоначало чего-либо. Под принципами налогообложения «понимаются основные исходные положения системы налогообложения». Принцип налогообложения может быть определен как исходная идея, лежащая в основе налоговой системы государства [4, с.117].
Налоговые системы многих зарубежных стран складывались на протяжении многих десятилетий, и по структуре налогов, методам их взимания они имеют существенные различия. Принципы построения налоговых систем зависят, как правило, от экономической направленности развития той или иной страны, но имеют ряд общих черт. Россия, так же, как и большинство зарубежных стран, пытается найти пути увеличения налоговых доходов государства. Для достижения этой цели необходимо соблюдать принципы построения налоговой системы, являющиеся основополагающими в ряде развитых стран и показавшие свою эффективность [6, с.143].
Налоговая система Российской Федерации в настоящее время основана на следующих принципах:
- принцип единства налоговой системы: единое налоговое законодательство на территории государства, единство правил налогообложения, финансовой, в том числе налоговой, политики и т.д.;
- принцип подвижности: он говорит о том, что налог и некоторые налоговые механизмы могут быть изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени;
- принцип стабильности: согласно ему, налоговая система должна действовать в течение ряда лет до налоговой реформы;
- принцип множественности налогов: налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения;
- принцип однократности налогообложения: данный принцип означает, что один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный период налогообложения;
- принцип равенства и справедливости: в Налоговом кодексе отмечается, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев, нe допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от форм собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала за исключением ввозных таможенных пошлин [4, с.119-120].
Налоговая система, которая построена на данных принципах, призвана создавать условия мотивации деятельности хозяйствующих субъектов, стимулировать деятельность предпринимателей и трудовую активность населения, обеспечить рост и укрепление доходной базы государственного бюджета [4, с.120].
Таким образом, из всего выше сказанного можно делать следующие выводы:
Появление налогов связано с возникновением государства, которые являются одним из источников его дохода. Благодаря налогам идёт пополнение бюджета страны, от которого зависит её развитие. Финансовые ресурсы государства направляются на реализацию государственных функций: социальных, оборонных, экологических и др.
Налоговая система Российской Федерации делится на три уровня налогов: федеральные, региональные и местные налоги. Для каждого налога существуют свои налоговые ставки, налоговый период и налоговая база.
Законодательство Российской Федерации включает в себя Налоговый кодекс и федеральные законы о налогах и сборах, которые регулируют налоговую систему России. В зависимости от того, насколько будет эффективна налоговая система государства, настолько же будет эффективно функционирование страны в целом.
2. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Недостатки налоговой системы России
Ни одна из проблем перехода к рыночным отношениям в экономике России не является столь сложной и запутанной, как проблема налоговых отношений. Она связана с формированием финансовых ресурсов на разных уровнях, затрагивает экономические интересы всех налогоплательщиков, зависит от социально-экономических целей, которые ставит перед собой общество, определяет характер взаимоотношений государства и всех хозяйствующих субъектов [2, с. 317].
За последние 20 лет налоговая система Российской Федерации постоянно изменялась под влиянием множества факторов и условий, таких как социально-экономических, так и политических [7, с. 240]. Основными направлениями развития налоговой системы и совершенствования налоговой политики РФ в настоящее время являются:
- поддержка инвестиций и развития человеческого капитала;
- совершенствование механизмов налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, а также иных финансовых операциях;
- совершенствование специальных налоговых режимов для малого бизнеса;
- развитие взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях [5, с. 3].
Хозяйственные процессы вызывают изменения фактически всех составляющих налоговой системы Российской Федерации — ставок налогов, их состава, методик расчетов, налогового законодательства, налогового администрирования и т. д. [7, с. 240]. Налоговая политика, с одной стороны, была направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны — на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста [5, с. 3]. Многие из этих изменений в налоговой политике имели положительные результаты, ряд из них — отрицательные [7, с. 240].
Ряд недостатков налоговой системы России:
− отсутствие стабильности в проводимой налоговой системе;
Из-за большого количества видов налогов существует проблема запутанности и противоречивости нормативной базы налогов, к которым по сей день периодически вносятся изменения и поправки. Это приводит к неустойчивому положению экономики страны, а также к ошибкам при отчислении налогов, за которые предприятиям приходится платить пени за несвоевременную уплату налога;
− устранение дефицита бюджета способом изъятия доходов с предприятий;
Такой метод «борьбы» с дефицитом бюджета вызывает банкротство и убыточность у предприятий, т. к. чтобы не платить высокие налоги — пропадает стимул зарабатывать больше. В связи с этим, растут цены на товары и услуги, следовательно, такая тенденция убивает конкуренцию и тормозит развитие торговли.
− система налогов в России не сочетает в себе интересы различных слоев общества;
Налоговая система должна обеспечивать социальное равновесие в обществе. О его отсутствии в нашей системе можно судить по сильно выраженному социальному расслоению в сфере доходов. Это весьма значительный недостаток нашей далеко не совершенной системы [2, с. 317].
− чрезмерное налоговое бремя, которое несут налогоплательщики [2, с. 317];
Сравнивать систему налогов, применяемых в России, следует с соседними странами, включая страны, входящие в ЕАЭС. В первую очередь, это Республика Казахстан, которая в последние годы (и даже в 2015 кризисном году) имела более высокие темпы роста экономики по сравнению с Россией. Казахстанская система налогов в лучшую сторону для налогоплательщика отличается от российской. Так, согласно Налогового кодекса Республики Казахстан:
- ставка НДС в Казахстане составляет всего 12 % (в России ставка НДС - 18 % и 10 % (на некоторые виды товаров));
- ставка корпоративного подоходного налога (аналога налога на прибыль) такая же как в России 20 %;
- ставка индивидуального подоходного налога 10 % (аналог НДФЛ в России – 13%);
- индивидуальный подоходный налог, взимаемый с дивидендов, имеет ставку всего 5 % (в России с 2015 года он с 9 % повышен до 13 %, что никоим образом позитивно рассматривать нельзя);
- ставки социального налога и страховых взносов в Казахстане также ниже, чем в России [11, с. 311].
− чрезмерное распространение налоговых льгот, приводящее к потерям бюджета [2, с. 317];
Данное обстоятельство провоцирует налогоплательщиков на осуществление коррупционных мер. И, как следствие, к уклонению от уплаты налогов и сборов. Практика подтверждает, что неопределенность федеральных налогов, сборов и несправедливое налогообложение наиболее часто становятся основными причинами налоговых нарушений. При внедрении в практическую деятельность любой льготы надо учитывать потерю доходов бюджета, и обоснованность получения налогоплательщиком налоговой выгоды. Стратегия действующей налоговой политики направлена на проведение анализа применения налоговых льгот по всем налогам. Целесообразно эффективно применять налоговые льготы в экономической системе общества с учетом интересов обоих сторон – государства и налогоплательщика. Сегодня нет достоверных данных, которые позволяли бы принимать объективное решение при использовании налоговых льгот [3, с. 43-44].