Файл: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общая характеристика законодательной власти в России
1.1. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации
2.1.Компетенция Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
2.2. Акты Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
3.1.Порядок созыва и проведения заседаний Государственной Думы
3.2.Аппарат палаты. Структура.
Конституция РФ предоставляет возможность субъектам РФ участвовать в осуществлении федеральных полномочий через Совет Федерации. Содержание перечня обусловлено конституционной природой этой палаты парламента, являющейся не органом прямого представительства многонационального народа Российской Федерации, а органом, обеспечивающим представительство субъектов РФ .
Закон как высшая форма государственного решения «оплодотворяет» настоящую классификацию принципом верховенства права, который образует социально – нравственную основу принятия решений.
Совет Федерации осуществляет мониторинг права и правоприменительной деятельности. На основе такого мониторинга верхняя палата парламента принимает решения в области своей законодательной деятельности.
Помимо того, что Совет Федерации обладает правом законодательной инициативы, то есть может разрабатывать и вносить в Государственную Думу проекты федеральных и федеральных конституционных законов и поправки к законопроектам, находящимся на рассмотрении в Государственной Думе, он является еще и непосредственным участником законодательного процесса. В его полномочия входят рассмотрение федеральных и федеральных конституционных законов, принятых (одобренных) Государственной Думой, а также повторное рассмотрение федеральных законов после отклонения их Президентом Российской Федерации и (или) Советом Федерации. Самостоятельным полномочием является также участие Совета Федерации в процедуре рассмотрения и принятия поправок к Конституции Российской Федерации.
Основное содержание деятельности Совета Федерации в федеральном законодательном процессе заключается в выражении своего согласия или несогласия с принятым Государственной Думой федеральным законом.
Участие Совета Федерации в законодательном процессе начинается с того момента, когда принятый Государственной Думой федеральный закон передается на его рассмотрение. Согласно Регламенту Совета Федерации Государственная Дума вместе с законом должна направлять в палату и сопровождающие его документы (постановление Государственной Думы о принятии закона, стенограмму заседания, материалы, представленные субъектами права законодательной инициативы при внесении законопроекта в Государственную Думу).
Члены Совета Федерации вправе обсуждать федеральные законы, поступившие из Государственной Думы, в субъектах Российской Федерации. Рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона на заседании Совета Федерации начинается с оглашения докладчиком заключения комитета (комиссии) Совета Федерации, ответственного за рассмотрение федерального закона, и проекта постановления Совета Федерации, внесенного комитетом, комиссией палаты. С содокладом по федеральному закону может выступить председатель или заместитель председателя либо по поручению комитета (комиссии) член комитета (комиссии) Совета Федерации, которому был передан для подготовки заключения.
По результатам обсуждения принятого Государственной Думой федерального закона Совет Федерации принимает одно из следующих решений:
а) одобрить принятый Государственной Думой федеральный закон;
б) отклонить принятый Государственной Думой федеральный закон.
Федеральный закон считается одобренным, если за его одобрение проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации. Решение об одобрении федерального закона оформляется постановлением Совета Федерации.
Данное положение полностью совпадает с положениями Конституции РФ. Решение об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона, переданного на рассмотрение Совета Федерации и не подлежащего в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации обязательному рассмотрению в Совете Федерации, должно быть принято до истечения четырнадцатидневного срока, исчисляемого в соответствии с частью 5 статьи 103 Регламента. В настоящее время сроки исчисляются следующим образом: законопроект должен быть зарегистрирован в канцелярии Совета Федерации в течение 1 часа с момента поступления, и в течение суток должен быть предоставлен всем членам Совета Федерации.
Интересно положение п. 8 ст. 107 Регламента: Федеральный закон считается отклоненным, если за его одобрение не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации. Решение об отклонении федерального закона оформляется постановлением Совета Федерации.
В Государственной Думе в отношении закона принимаются решения: за или против. Обычаи судебного рассмотрения дел также предусматривают ответ на вопрос: положительно либо отрицательно. При голосовании же в Совете Федерации предусмотрен только положительный ответ. Либо молчание.
Процедура рассмотрения федеральных конституционных законов в Совете Федерации в основном аналогична процедуре рассмотрения в палате федеральных законов. Различия заключаются в порядке одобрения федеральных конституционных законов (для этого требуется квалифицированное большинство голосов членов Совета Федерации — три четверти от общего числа членов палаты). Федеральные конституционные законы подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации, то есть они не могут быть одобрены палатой по умолчанию.
Совет Федерации высказывает рекомендации по поводу пакетного принятия законов и подзаконных актов в качестве метода, который позволяет устранить ряд проблем отечественного законодательного процесса: противоречивость, точность, неполнота, нарушения в системе видов нормативных правовых актов и некоторые другие.
Законодательная инициатива может быть реализована комитетом, комиссией или членом Совета Федерации. Ее инициатор направляет в комитеты, комиссии палаты свои предложения с целью подготовки ими заключений.
В ряде федеральных законов на Совет Федерации возложены и другие полномочия, не предусмотренные в Конституции Российской Федерации.
Совет Федерации, равно как и каждый член Совета Федерации, обладает правом законодательной инициативы.
По вопросам ведения Совета Федерации палата большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией Российской Федерации, принимает постановления.
Совет Федерации принимает Регламент, в котором детально определяются органы и порядок работы Совета Федерации, участие палаты в законодательной деятельности, порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации.
2.2. Акты Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Перечисление вопросов ведения Совета Федерации в статье 102 Конституции РФ завершается указанием на то, что по данным вопросам палата принимает постановления. Эти постановления принимаются большинством либо квалифицированным большинством 3\4 от общего числа членов.
Согласно статье 68 Регламента Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, а также по вопросам организации деятельности Совета Федерации.
По общеполитическим и социально-экономическим вопросам Совет Федерации может выступать с заявлениями, обращениями, принимаемыми в том же порядке, что и постановления палаты.
Постановления Совета Федерации часто посвящены актуальным вопросам жизни страны, в них отмечается недостаточно активная работа Правительства РФ, содержатся обращения к Государственной Думе с призывом принять необходимые законодательные акты и т.д. Постановления, следовательно, не содержат обязательных указаний для главы государства и исполнительной власти. Естественно поэтому, что Президент и Правительство прислушиваются к пожеланиям палаты, когда эти пожелания носят деловой характер, и вправе игнорировать те из них, которые носят характер политических выпадов или вмешательства в прерогативы исполнительной власти.
В постановлении Совета Федерации, в котором содержатся предложения органам и должностным лицам, указываются комитет, комиссия Совета Федерации, должностное лицо Совета Федерации, на которые возлагается контроль за исполнением постановления Совета Федерации, а также срок представления информации Совету палаты о ходе реализации этого постановления.
Статья 69 Регламента описывает порядок принятия актов. А статья 70 Регламента говорит о том, что проекты актов, вносимых на рассмотрение Совета Федерации, проходят юридическую и лингвистическую экспертизы в Правовом управлении Аппарата Совета Федерации. Акты, принятые Советом Федерации, оформляются с учетом принятых палатой поправок, визируются в комитете (комиссии) Совета Федерации, ответственном за рассмотрение этого акта, а также должностными лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, и в течение 96 часов с момента принятия направляются для представления на подпись Председателю Совета Федерации, регистрации и рассылки.
Исходя из общего понимания Конституции РФ, ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального собрания» от 14.06.1994 г. № 5-ФЗ и в частности положений статьи 8 указанного закона и иных нормативных актов актами совета федерации не являются и не могут являться федеральные законы, федеральные конституционные законы[4].
Согласно абзаца 6) статьи 8 данного федерального закона актами совета федерации являются постановления палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат статьями 102 и 103 Конституции Российской Федерации, а также иные акты палат Федерального собрания РФ.
Таким образом, Совет Федерации является участником законодательной деятельности не только в области принятия решения «за» или «против» того или иного закона, поступившего из Государственной Думы, но и самостоятельно вносит свои законопроекты на рассмотрение в нижнюю палату парламента.
Часть 3 статьи 140 Регламента ввела относительно новый институт «программа законопроектной работы Совета Федерации». Программа не только включает перечень законопроектов, инициируемых верхней палатой, но и предусматривает анализ и оценку ею правоприменительной практики.
Конституция Российской Федерации поставила Совет Федерации в отношении собственных инициатив в щекотливое положение, поскольку существует некая двусмысленность, когда палата принимает решение об одобрении (отклонении) закона, который сама, возможно, и вносила.
Фактически Совет Федерации принимает участие в законодательном процессе на большинстве стадий. Зачастую роль верхней палаты в осуществлении законодательных полномочий сводят к формуле “Государственная Дума законы принимает, а Совет Федерации их одобряет”. На деле, однако, участие этой палаты достаточно весомое. Особенностью участия Совета Федерации в законодательном процессе является принадлежащее ему право самостоятельно регулировать значительную часть данного процесса с помощью регламентных норм.
Задачей активизации законотворческого потенциала Совета Федерации могут послужить предложения, как общего, так и частного характера: более широкое использование права законодательной инициативы; расширение перечня субъектов права законодательной инициативы за счет комитетов (комиссий) Совета Федерации; участие Совета Федерации в работе над проектами федеральных законов на этапе их рассмотрения (с этой целью необходимо приблизить структуру верхней палаты к функциональной структуре Государственной Думы); реализация права Совета Федерации на внесение поправок к законопроектам при их подготовке ко второму чтению в Государственной Думе; расширение перечня федеральных законов, подлежащих обязательному рассмотрению в Совете Федерации (за счет категории так называемых общественно значимых законодательных актов, которые могут и не совпадать прямо с тематикой ст. 106 Конституции России); определение приоритетов законодательной деятельности.
Глава 3.Государственная Дума
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации является, как принято считать, нижней палатой российского парламента. Именно она придает парламенту полноценные качества законодательного и представительного органа государственной власти. Дума – единственный федеральный, государственный орган, принимающий законы. Разрабатывать законопроекты и вносить их на рассмотрение могут многие субъекты, а вот принимать только один – Государственная Дума.
Кроме того, Государственная Дума дает согласие Президенту страны на назначение Председателя Правительства, решает вопрос о вотуме доверия Правительству, вправе инициировать обвинения для отрешения от должности Президента Российской Федерации. Только нижняя палата обладает правом объявлять амнистию, принимать государственный бюджет и заслушивать отчеты о его исполнении.