Файл: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Парламент выступает и как своего рода уравновешивающая сила в отношениях конкурирующих политических сил.

Глава 2.Совет Федерации

Вопрос о порядке формирования Совета Федерации является одной из важных составляющих политической жизни России. Споры о концепции формирования палаты предопределены тем, что Конституция РФ не содержит однозначного ответа на этот вопрос. За время существования Совета Федерации были опробованы три способа его формирования. Перемены в судьбе Совета Федерации стали своего рода зеркалом эволюции не только российского парламентаризма, но и федеративной государственности .

Конкретный механизм формирования Совета Федерации из представителей органов власти регионов должен был быть установлен федеральным законом. Первый вариант закона (июль 1995) - о прямых альтернативных выборах из числа кандидатов, выдвинутых органами власти региона - был отклонен Президентом. Проект Президента - орган власти избирает представителя из своего состава - не был принят Думой. За неделю до истечения срока полномочий парламента первого созыва, 5 декабря 1995, ввиду цейтнота, Дума приняла, а Президент подписал лаконичный закон, который вступил в силу 13 декабря 1995 и действовал до августа 2000.

В соответствии с этим законом в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного и глава исполнительного органов государственной власти, по должности. В двухпалатном законодательном органе субъекта Российской Федерации совместным решением обеих палат определяется его представитель в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. При этом закон предписал во всех регионах, где главы администраций назначены указами Президента, провести выборы не позже декабря 1996.

Второй "губернаторско-спикерский" Совет Федерации сформирован 23 января 1996 на неограниченный срок и заседал 23 января 1996 - 26 декабря 2001. Таким образом, фактический срок его деятельности, с захватом "переходного периода", составил 7 лет.

Закон 1995 года о порядке формирования Совета Федерации был обжалован в Конституционный Суд Российской Федерации обеими палатами парламента. Однако запрос, направленный 9 декабря 1995 Советом Федерации первого созыва, был отозван новым составом палаты на первом же его заседании.

В Комитете Государственной Думы по законодательству был подготовлен проект закона, заменяющего должностной принцип формирования Совета Федерации выборным. Президент В.В.Путин внес в Думу в мае 2000 свой проект закона о порядке формирования Совета Федерации, предусматривающий замену руководителей органов исполнительной и законодательной власти регионов представителями этих органов. 31 мая 2000 Дума рассмотрела оба проекта и приняла в первом чтении проект Путина. После принятия закона Думой в целом он был отклонен Советом Федерации. После работы согласительной комиссии, созданной по настоянию Думы, Совет Федерации одобрил закон в согласованной редакции. Закон был подписан Президентом 5 августа, опубликован в "Собрании законодательства РФ" и вступил в силу 7 августа 2000 .


Третий Совет Федерации окончательно сформирован к 1 января 2002 на неограниченный срок и заседает в полностью обновленном составе с 16 января 2002 года. Регламент и структура палаты переформированы 30 января 2002.

В отличие от Совета Федерации первого созыва, последующие его составы официально не имеют подобного порядкового номера, т.к. считаются вечными.

В настоящее время формирование Совета Федерации происходит согласно федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» № 113-ФЗ от 05.08.2000 года.

Член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Обычно двухпалатные представительные органы государственной власти встречаются в республиках РФ.

Член Совета Федерации - представитель от однопалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации должен быть избран не позднее трех месяцев со дня первого заседания в правомочном составе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва, в том числе в случае досрочного прекращения полномочий этого органа предыдущего созыва, а член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, формируемого путем ротации, - со дня истечения срока, на который был избран предыдущий представитель соответствующего органа.

В случае досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации новый член Совета Федерации - представитель от этого органа должен быть избран не позднее трех месяцев со дня прекращения полномочий предыдущего члена Совета Федерации .

Высшие должностные лица субъектов Федерации с 2000 года не являются членами Совета Федерации; вместо них в такой роли выступают назначаемые ими представители.

Статья 3 определяет, что «Кандидатура (кандидатуры) для избрания представителя в Совете Федерации от однопалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносится (вносятся) на рассмотрение этого органа его председателем.


В двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации кандидатура (кандидатуры) для избрания представителя в Совете Федерации вносится (вносятся) на рассмотрение этого органа поочередно председателями палат.

Группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может внести на рассмотрение этого органа альтернативную кандидатуру (альтернативные кандидатуры) для избрания представителя в Совете Федерации».

Главный итог преобразования порядка формирования Совета Федерации - практическое становление Совета Федерации в качестве “палаты регионов” - реального гаранта политической стабильности страны. Законодательные приоритеты Совета Федерации определялись тем, что "сенаторы", будучи региональными политиками, основное внимание должны были уделять законопроектам, в которых интересы территорий затрагивались в наибольшей степени. К числу таковых относились, прежде всего, проекты бюджета, трансфертная политика, налоговая реформа, избирательное законодательство. Рассматривая документы, поступающие из Государственной Думы, члены Совета Федерации руководствовались тем, насколько они соответствуют интересам субъектов Российской Федерации с экономической или политической точки зрения .

Закон от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"[2] предусматривает, что представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом соответствующего субъекта РФ. Принятие поправок в Закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и изменение существующих для Совета Федерации правовых рамок привели к тому, что Совет Федерации коренным образом изменил свой характер и тем самым утратил способность значимо выполнять свою функцию.

Переход на новый уровень взаимодействия основных участников законодательного процесса позволил Совету Федерации существенно повысить его эффективность и результативность законодательной деятельности в целом. С переходом на постоянный режим работы палаты существенно возросло значение взаимодействия с институтами гражданского общества, научными и экспертными сообществами, общественными объединениями и организациями.


Если половина членов Совета Федерации назначается высшими должностными лицами субъектов РФ и если эти должностные лица сами назначаются Президентом РФ и могут быть отрешены от должности Президентом РФ в любой момент в случае утраты доверия Президента, то тогда этих членов Совета Федерации, назначенных исполнительной властью, нельзя считать достаточно независимыми для значимого наблюдения и контроля за федеральным правительством и Президентом РФ.

Одно из возможных решений заключалось бы в обеспечении того, чтобы половина его членов продолжала избираться представительными (законодательными) органами субъектов РФ, а другая половина избиралась бы непосредственно гражданами соответствующих субъектов РФ .

В Послании Президента РФ в 2008 году Д.А. Медведев поднял в том числе вопрос о «не совершенности нынешней системы формирования» верхней палаты российского парламента и предложил новый порядок путем установления требования о том, что Совет Федерации формируется из числа депутатов представительных органов и депутатов местного самоуправления соответствующих субъектов Российской Федерации. Это гарантирует, по его мнению, что членами Совета Федерации будут граждане, прошедшие процедуру публичного избрания и являющиеся представителями населения соответствующих территорий.

14 февраля 2009 года был принят федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации»[3].

Данный нормативно – правовой акт положит начало новому этапу развития политической системы России, суть которого состоит в сбалансированной и поэтапной демократизации государственных институтов и системы местного самоуправления в направлении расширения участия граждан в управлении делами государства и местном самоуправлении, повышении роли институтов гражданского общества в политическом процессе с одновременным повышением устойчивости политической системы в-целом .

2.1.Компетенция Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Компетенция парламента – это объем его полномочий, через которые раскрываются его основные функции. Парламентам большинства стран мира свойственны три функции:


- принятие законов;

- утверждение государственного бюджета;

- в определенных формах контроль за исполнительной властью.

Однако признанием основных функций парламента дело не исчерпывается. Важно также определить его предметную законодательную компетенцию, которая составляет главную часть общей компетенции любого парламента.

Согласно статье 102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами РФ.

б) утверждение указа Президента РФ о введении военного положения.

в) утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;

В России после распада СССР чрезвычайное положение на общефедеральном уровне не вводилось. Указ Президента о введении чрезвычайного положения не требует предварительного согласования с руководством субъектов Федерации, однако он должен быть одобрен Советом Федерации «в возможно короткие сроки», в течение 72 часов с момента обнародования указа (пункт 1 статьи 155 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации). Указ, не утверждённый Советом Федерации, автоматически утрачивает свою силу по истечении трёх суток с момента его обнародования.

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

д) назначение выборов Президента РФ;

е) отрешение Президента РФ от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Часть 1 статьи 104 Конституции РФ наделяет Совет Федерации в-целом и его членов правом законодательной инициативы.

Статья 105 Конституции РФ определяет порядок принятия федеральных законов.

Статья 106 Конституции РФ говорит, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

23 марта 1995 года Конституционный суд РФ принял постановление, в котором определил, что законодательный процесс в России осуществляет Государственная Дума. Совету Федерации предоставляется возможность выразить свое согласие либо несогласие с Государственной Думой в отношении любого закона, обеспечить учет его мнения в законодательном процессе .