Файл: Характеристика различных теорий происхождения права.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Характеристика различных теорий происхождения права
1.2 Теория естественного права
1.4 Нормативистская школа права
1.5 Социологическая школа права
1.6 Реалистическая школа права
1.7 Психологическая школа права
2. Современная наука о причинах возникновения права
2.1 Интегральный (интегративный) подход к пониманию права
3. Отличие правовых норм от социальных норм первобытного общества
3.2 Отличие правовых норм от социальных норм первобытного общества
Данная теория делит право на позитивное и интуитивное. Позитивное — то право, которое установлено государством, то есть это система норм права, установленных самим государством. Интуитивное или «непозитивное» право — в противоположность позитивному это результат внутреннего, интуитивного самоопределения индивида, то есть интуитивное право - чисто психологическое явление, некое специальное состояние души человека, создаваемое путем совместного общения людей.
Интуитивные эмоции (интуитивное право) выступает, как регулятор поведения человека, поэтому рассматривается как действительное и реальное право. Поэтому именно это право выступает оценочной категорией позитивного права.
В расколе между позитивным и интуитивным правом заключается главная причина социальных неровностей. Право здесь является одним явлений психической жизни общества и поэтому будет представлять из себя императивно-атрибутивное (обязательно-притязательное) переживание людей. И уже это переживание включает в себя правовое сознание.
Основная суть этой теории состоит из следующих положений:
- основные причины появления права находятся в психике людей;
- субъективные права коренятся из чувства наличия права на что-либо;
- юридические обязанности берут свое начало от психологического чувства обязанности сделать что-либо;
- право разделяется на интуитивное начало (которое исходит из личных эмоций) и позитивное начало (которое устанавливается государством);
- главенствующим авторы концепции считают право интуитивное, так как именно оно побуждает человека к самостоятельным и волевым действиям.
Основными достоинствами этой теории будут следующие:
- признание психологического начала в происхождении и функционировании права;
- учитывает психологические переживания и отдельные особенности людей, а также роль правосознания в правовом регулировании отношений между субъектами.
- интуитивное право имеет много общего с правосознанием.
Основными недостатками теории являются:
- односторонний характер, отхождение от объективной реальности, фокусирование только на психологических факторах, недостаточный учет других факторов (кроме психологических). Учитывается только субъективный момент, лишая возможности должным образом показать объективный момент;
- объявление интуитивного права (правосознания, исходящего у каждого субъекта по-разному) действительным правом, придается значение только интуитивному праву, как регулятору поведения человека. Получается право у всех по-разному понимается и нет единого понятия права, в этом случае отпадает вообще необходимость в праве вовсе.
1.8 Марксистская школа права
Данная теория зародилась во второй половине XIX - начале XX в. и получила господствующее положение в СССР и ряде других социалистических стран. Учитывать нужно тот факт, что развита эта теория была на общегосударственном уровне вплоть до 90-х гг. XX в. А в ряде некоторых социалистических стран является господствующей по сей день. Даже в нашей современности можно увидеть влияние этой теории на всю науку и право в целом. Читая литературу к этой работе в ряде исследований советского периода мною были замечены ссылки на Маркса, Энгельса и особенно на Ленина.
Главными разработчиками данной концепции права являются: К. Маркс (1818 – 1883 гг.); Ф. Энгельс (1820 – 1895 гг.). Позднее в один ряд с ними встанет В.И. Ленин (1870 – 1924 гг.), как продолжатель их мысли[20].
В соответствии с этой теорией право будет являться выражением и закреплением воли экономически и политически господствующего класса. То есть право представляет из себя некое социальное явление, в котором воля одного экономически и политически господствующего класса получает государственно-нормативное выражение и закрепление. Право понимается как — производное от государства явление, которое в полной мере определяется его волей[21].
Эта школа права подчеркивает экономическую обусловленность права, а именно - оно всегда выражало требования отношений экономических. Само право не может быть выше, чем экономическая и культурная составляющая государства, в котором это право существует[22].
Одной мыслью сторонников этого направления будет та, что всякое право есть применение масштаба. Одна из идей сторонников этого направления состоит в том, что всякое право есть применение одинакового масштаба к различным людям, которые на деле не равны друг другу. Равное право, следовательно, оборачивается фактическим неравенством.
Основная суть марксистской теории права состоит из следующих положений:
- в основе теории лежит разделение общества на классы;
- законом будет являться воля господствующего класса (теряется значимость понятия справедливости);
- право отражает существующие производственные отношения, где основная масса средств производства сосредоточена в руках небольшой группы собственников;
- право устанавливается и охраняется государством.
Положительные стороны теории:
- соотношение экономического базиса и развития и изучения права;
- нормальная оценка значимости государства и государственной элиты в создании права;
- показывает зависимость права от социально-экономической составляющей его;
- обращает внимание на государство, которое является инструментом в руках класса, для осуществления своего права (да и вообще его создания)[23].
Основными недостатками теории будут являться:
- чрезмерное преувеличение роли классовых антагонизмов, что доходит до того, что критерии справедливости попросту стираются;
- недооценка права, как средства интеграции решения проблем, а именно разрешения противоречий в обществе;
- отсутствие критериев, характерных для человечества в целом (мораль, справедливость);
- полное игнорирование культурных факторов, предпочитая социальные и экономические факторы;
- создание барьеров для существующего права историческими границами классового общества.
2. Современная наука о причинах возникновения права
2.1 Интегральный (интегративный) подход к пониманию права
Нами было рассмотрено множество позиций по природе возникновения права. Каждая позиция отчасти раскрывает какую-то сторону сущности права в целом, односторонне и с некоторыми недостатками, но тем не менее помогает раскрыть сущность права. Однако можете ли вы вообразить идеальное право? Лично нами не представляется достойного варианта. По своей природе оно всегда чем-либо не дополнено и несовершенно, право вечно решает какую-то проблему, поэтому требует модификации, в зависимости от поставленной проблемы и данных условий (такие как: место, время и обстоятельства).
Но не стоит считать тот факт, что мы не нашли единого подхода – минусом, недостатком правопонимания. Благодаря этой многогранности право может трактоваться по-разному, позволяя решать самые различные практические вопросы. Поэтому следует приветствовать различные подходы к пониманию права.
В каждой концепции имеются свои плюсы и минусы. Многогранность подходов к правопониманию, отличающиеся друг от друга определения права и желание синтезировать их в рамках единого понятия имеют значительную ценность, но думается только в целях научного изучения.
Нельзя утверждать, что какой-то признак, присущий правопониманию в рамках одной теории неприемлем[24], потому что он просто на просто не отвечает правопониманию субъекта восприятия (у которого свое видение права).
Содержание права будет выражаться через такие категории, как свобода и справедливость. А формальная сторона права будет выражаться через общеобязательность и принуждение со стороны государства.
Неизбежна и утрата ценности права, потеря его функций по стабилизации и упорядочению общественных связей если оно понимается всеми по-разному (в рамках одного общества). Из этого можно сделать вывод, что при определенности в понимании права у общества возникает определенность в жизни вообще, наоборот же - неопределенность в праве создает хаос в обществе.
«Право — это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом»[25].
С учетом положений всех теорий, их анализе и синтезе можно сделать выводы о праве:
1. Право — это определенная система регулирования, посредством определенных инструментов «норм», которая основывается на учете интересов разных слоев общества, их согласия и компромиссах.
2. Право есть единица измерения, граница дозволенного поведения человека:
- мера полноты реализуемых им прав;
- мера предельно допустимых ограничений его свобод.
Так, к примеру, одним их основных статутных документов современного права будет «Декларация прав человека и гражданина». В ней гарантируется, что «Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому[26].
3. В основе обеспечения права лежит государственная власть, которая охраняет и преобразовывает право.
4. Также основополагающим и исходным свойством правом является «нормативность». Она придает ему качество единственного регулятора, некого рычага, который координирует деятельность людей и порождает собой другие регуляторы на нижестоящем уровне.
5. Право по своей функции представляет собой особую систему по нормативному регулированию. Само право существует только благодаря тому, что его положения и основы живут в памяти у субъектов права – выражаясь через их действия и правоотношения между ними.
6. Право и закон – разные категории. Закон только является позитивной формой выражения права. В то же время закон, облеченный не в «право», не является формой права. Таким образом мы разделяем понятия «закон» и «право».
2.2 Типология права
Типология права — это его особая классификация. Сам тип права формируется по 3-м основным подходам:
- формационный подход;
- цивилизационный подход;
- подход на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и других признаков.
Основными признаками формационного подхода выступают социально-экономические признаки. Форма производственных отношений при данном подходом является главным условием развития общества, посредством которого формируются соответствующие типы дополнительных составляющих, таких как право и государство.
По типу производственных отношений (формационный подход) выделяют следующие типы права:
- Рабовладельческое;
- Феодальное;
- Буржуазное;
- Социалистическое.
По типу цивилизационного подхода выделяют следующие типы прав:
- Право древних государств;
- Право средневековых государств;
- Право современных государств;
По типу конкретно-географических, национально-исторических, религиозных и других признаков выделяют следующие типы права:
1. Система национального права.
Система национального права — это исторически-конкретная совокупность прав, правовой практики и ведущей идеологии конкретного государства.
2. Правовая семья:
- континентальная (романо-германская);
- общее право (англо-американская);
- смешанные семьи прав (к примеру, отдельные штаты Австралии)
- мусульманская и другие;.[27]
Правовая семья — это совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью своих основ (Rechtsgrunde), таких как: источники, структурированная особенность права, исторический путь его формирования. Если смотреть на общие черты правовых семей, то можно выделить предпосылки происхождения права.
Социальные предпосылки (такие как: табу на инцест и появление семьи, распад первобытнообщинного строя и расслоение общества т. д.) Они направлены в основном на регулирование социальных отношений.
Экономические предпосылки (например: переход к присваивающей экономике, разделение труда, частная собственность и т. п.).