Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 817
Скачиваний: 15
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы технологии управления конфликтами в организации
1.1. Понятие и сущность конфликтов в организации
1.2. Виды и квалификация конфликтов в организации
1.3. Методы управления конфликтами работников в организации
2. Анализ технологии управления конфликтами в организации (на примере ООО «Квазар»
2.1. Краткая экономическая характеристика предприятия
2.2. Организационная характеристика предприятия
2.3. Исследование конфликтных ситуаций на предприятии
3. Совершенствование управления конфликтами в организации (на примере ООО «Квазар»)
3.1. Мероприятия по совершенствованию существующей технологии управления конфликтами в организации
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12.
А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
13.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14.
А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15.
А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16.
А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17.
А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18.
А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19.
А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20.
А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
Б. Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех.
21.
А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22.
А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
Б. Я отстаиваю свои желания.
23.
А. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.
Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24.
А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25.
А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27.
А. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры.
Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.
29.
А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий
30.
А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.
Спасибо за уделенное время!
Обработка результатов.
За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл.
Ключ
№ |
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление |
1 |
А |
Б |
|||
2 |
Б |
А |
|||
3 |
А |
Б |
|||
4 |
А |
Б |
|||
5 |
А |
Б |
|||
6 |
Б |
А |
|||
7 |
Б |
А |
|||
8 |
А |
Б |
|||
9 |
Б |
А |
|||
10 |
А |
Б |
|||
11 |
А |
Б |
|||
12 |
Б |
А |
|||
13 |
Б |
А |
|||
14 |
Б |
А |
|||
15 |
Б |
А |
|||
16 |
Б |
А |
|||
17 |
А |
Б |
|||
18 |
Б |
А |
|||
19 |
А |
Б |
|||
20 |
А |
Б |
|||
21 |
Б |
А |
|||
22 |
Б |
А |
|||
23 |
А |
Б |
|||
24 |
Б |
А |
|||
25 |
А |
Б |
|||
26 |
Б |
А |
|||
27 |
А |
Б |
|||
28 |
А |
Б |
|||
29 |
А |
Б |
|||
30 |
Б |
А |
Интерпретация результатов.
Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.
- Соперничество: наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
- Приспособление: означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.
- Компромисс: компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок.
- Уклонение (избегание): для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей
- Сотрудничество: когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Приложение 6
Мероприятия, направленные на коррекцию существующей технологии управления конфликтами в ООО «Квазар»
Мероприятие |
Предполагаемый результат |
---|---|
1. Введение на предприятии ООО «Квазар» должности штатного конфликтолога (психолога) |
Снижение уровня конфликтности и социальной напряженности в трудовом коллективе: – снижение уровня деструктивной конфликтности на предприятии; – снижение уровня социально-психологической напряженности в коллективе; – формирование конструктивной организационной культуры; – формирование благоприятного морально-психологического климата. |
2. Проведение корпоративных и обучающих тренингов и семинаров по управлению конфликтами |
Формирование у участников навыков грамотного разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности с разными категориями коллег и клиентов, а также стресс-компетентности и эмоциональной компетентности руководителей и работников ООО «Квазар». Обучающие тренинги рекомендуется проводить один раз в 8-12 недель. Возможные темы тренингов: – источники и функциональные последствия организационного стресса; – правила антистрессового управления и подчинения; – копинг-стратегии поведения работников, попавших в сложную стрессовую (кризисную) ситуацию |
3. Руководителю ООО «Квазар» и начальникам отделов предприятия необходимо получить дополнительные знания в области организационной конфликтологии |
Формирование стресс-компетентности руководителей ООО «Квазар». Это позволит: – наиболее четко ориентироваться в сложившейся конфликтной ситуации; – оказывать квалифицированную помощь участникам конфликта; – выявлять, предотвращать и заниматься профилактикой возникающих в организации конфликтов и профессиональных стрессов; – проводить мониторинг послеконфликтного эмоционального состояния и поведения участников конфликта. |
4. Проведение корпоративных тренингов по командообразованию. |
Улучшение процесса взаимодействия между членами коллектива ООО «Квазар», достижение высоких результатов деятельности предприятия. Программы и упражнения разработаны с целью создания позитивных перемен социально-психологического характера. В дальнейшем это помогает эффективно работать в реальных условиях, способствует общему организационному развитию предприятия. |
5. Разработка на предприятии ООО «Квазар» конфликтологического кодекса |
Формирование и поддержание общепринятых норм и традиций делового поведения в ООО «Квазар». Конфликтологический кодекс является официальным документом, которому должны будут следовать все сотрудники предприятия ООО «Квазар» независимо от занимаемой должности. |
Приложение 7
Тренинги для управления конфликтами
Тренинг «Управление конфликтами» направлен на формирование у участников навыков грамотного разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности с разными категориями коллег и клиентов.
В результате прохождения программы «Управление конфликтами» участники:
- познакомятся с природой, видами, закономерностями протекания конфликтов;
- научатся взаимодействовать с различными категориями «трудных» коллег и клиентов;
- освоят алгоритм эффективного разрешения конфликтных ситуаций;
- смогут обоснованно придерживаться различных стратегий поведения в конфликте;
- научатся распознавать манипуляции и противостоять им;
- познакомятся с методами управления конфликтами в организации.
20% времени тренинга – это теоретический материал по тематике тренинга, 80% времени тренинга – это практические упражнения – разбор предложенных кейсов и реальных жизненных ситуаций, предложенных участниками, видеоанализ конфликтов, деловая игра, дискуссия в мини-группах, работа в парах.
Основные модули программы:
- Понятие конфликта.
- Динамика конфликта.
- Стратегии поведения в конфликте Томаса-Килмена.
- Эффективная коммуникация в конфликте.
- Алгоритм разрешения конфликтной ситуации с «трудными» клиентами.
- Манипуляции в конфликте.
- Регулирование конфликтов с клиентами.
- Методы управления конфликтами в организации.
Тренинг по командообразованию в ООО «Квазар».
Тренинги командообразования помогают улучшить процесс взаимодействия между членами коллектива, добиться высоких результатов деятельности предприятия. Программы и упражнения разработаны с целью создания позитивных перемен социально-психологического характера. В дальнейшем это помогает эффективно работать в реальных условиях, способствует общему организационному развитию предприятия.
Упражнения на тренингах командообразования разрабатывают с учетом решения следующих задач:
- повышение лояльности сотрудников;
- создание полезных неформальных отношений;
- повышение опыта командного взаимодействия;
- понимание личностных особенностей друг друга;
- установление доверительных отношений;
- умение принимать решения с учетом мнения всех членов одной команды.
В настоящее время в организациях чаще проводятся тренинги командообразования по стандартному сценарию. В качестве тренера выступает менеджер по работе с клиентами. Необходимо учитывать, что за основу можно взять любой сценарий, помогающий участникам учиться взаимодействовать в команде.
Упражнения на командообразование «Тропинка». Основная цель тренинга заключается в проведении испытаний на определение сплоченности и терпения команды. Сценарий рассчитан на проявление командных ролей участников. Весь процесс занимает 30-40 минут. Количество человек в группе варьируется от 8 до 30 человек.
В офисе выложить змейку можно из скотча и бумаги формата А-4. Шаг змейки должен быть достаточно большим.
Упражнение. Перед участниками ядовитое болото. Начало и конец расположен в зоне змейки. Преодолевая болото, необходимо соблюдать определенные правила: находиться в контакте со всеми участниками команды, разрыв связки означает, что начинать проходить болото придется заново. Касание земли приравнивается к тому, что участник начинает тонуть. Команда проходит этап игры сначала.
Итоги. Ведущий задает участникам вопросы, получает на них ответы и анализирует ситуацию.
- Достигли ли вы цели?
- Что помешало?
- Можете ли гордиться результатами?
- Какие выводы сделали из упражнения?
В общей программе тренинг по командообразованию может занимать лидирующие или второстепенные позиции. Сотрудникам можно донести, что работать в команде выгоднее, это позволит получить ряд преимуществ от успешного взаимодействия всех членов.
С помощью тренинга командообразования можно выработать навыки распределения:
- обязанностей;
- делегирования полномочий;
- принятия групповых норм;
- повышения эффективности при решении проблем.
Но это не поможет, если в организации не создать целевую направленную программу командообразования и все условия для полноценной работы. Менеджер по подбору персонала на начальном этапе оценивает соискателей. На собеседовании рационально задавать вопросы о способности работать в команде.
На втором этапе создания программы поддерживается развитие корпоративной культуры. Общие ценности помогают осознать цель командообразования, направить работу в соответствующее русло. Все это предназначено для достижения долговременных целей, создание команды единомышленников, способных работать слаженно и эффективно.
Корпоративный тренинг по стрессоустойчивости.
Почему мы рекомендуем этот тренинг?
Для многих из нас стресс становится «нормой жизни»: ежедневно обрабатывается большое количество писем и звонков, делается множество дел одновременно, многие из них не доводятся до конца.
Эмоциональное напряжение растет, ночью в головах прокручиваются рабочие ситуации и конфликты.