Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 815
Скачиваний: 15
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы технологии управления конфликтами в организации
1.1. Понятие и сущность конфликтов в организации
1.2. Виды и квалификация конфликтов в организации
1.3. Методы управления конфликтами работников в организации
2. Анализ технологии управления конфликтами в организации (на примере ООО «Квазар»
2.1. Краткая экономическая характеристика предприятия
2.2. Организационная характеристика предприятия
2.3. Исследование конфликтных ситуаций на предприятии
3. Совершенствование управления конфликтами в организации (на примере ООО «Квазар»)
3.1. Мероприятия по совершенствованию существующей технологии управления конфликтами в организации
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий
Менеджеры, занимающиеся поддержанием командного духа в организации, прекрасно знают о четырех главных типах противостояний (см. рисунок 3)[14].
Существующие типы конфликтов тесно связаны друг с другом. В частности, внутриличностные ссоры могут спровоцировать сотрудника на стресс и агрессивные действия по отношению к своим коллегам, а это уже создаст межличностное противостояние. В качестве источника ссоры может выступать нехватка ресурсов, различный подход к работе, дефицит самодеятельности, неоправдавшиеся надежды[15].
Рис. 3. Типология конфликтов в организации[16]
Внутриличностный (ролевой) конфликт. Принимающий различные вариационные формы, этот тип сводится к возникновению ситуации, когда к результатам работы сотрудника предъявляются двойственные и не стыкующиеся между собой требования. Этот тип характеризует ситуацию, когда производственные требования в силу разных причин идут вразрез с личными планами, ценностями и потребностями конкретного человека. Критическая в рамках одного человека ситуация может быть основана на хронической усталости из-за перегруза рабочими задачами или низкой степенью удовлетворенности своими результатами, постоянным стрессе[17].
Внутриличностный конфликт возникает, когда сотрудник пытается достичь нескольких целей, взаимоисключающих друг друга. Наиболее ярко это можно продемонстрировать на выпускнике университета, который пытается найти работу, в итоге индивид должен понять, насколько несостоятельны его знания, поведение и мысли[18]. Только в этом случае он начнет пытаться выйти из состояния вражды с самим собой, и добиться более или менее гармоничного состояния.
Межличностный конфликт – один их самых распространенных типов. Имеет различные проявления[19]:
- борьба руководителей одного ранга за производственные и рабочие ресурсы, денежные средства, продвижение проектов и т.д.;
- различные, а подчас и противоположные взгляды относительно отдельных аспектов деятельности организации;
- столкновения в попытках продвижения по карьерной лестнице («подсиживание»);
- чисто личностные конфликты, не имеющие отношение к деятельности организации – конфликтующие стороны переносят взаимную органическую неприязнь и на рабочие вопросы.
Конфликт между двумя личностями говорит сам за себя: его участники обычно имеют различные цели и уровни познания. Возникнуть противостояние подобного уровня может при борьбе за ограниченные финансовые потоки, ресурсы или даже рабочую силу. К этому типу столкновений относят ссоры между людьми, которые несовместимы друг с другом по психологическим показателям.
Личность начинает конфликтовать с группой, когда занимает обособленную позицию от коллектива. А вот межгрупповое противостояние может возникнуть в компаниях, где есть формальные и неформальные группы. Предупредить возникновение сложных ситуаций можно путем периодического мониторинга ситуации на предприятии[20].
Межгрупповой конфликт возникает между производственными и/или неформальными группами[21]:
- между руководящим составом и «рабочими лошадками»;
- между профсоюзом работников и административным корпусом, чьи взгляды в реалиях крайне редко совпадают;
- производственный конфликт поколений – между более продвинутыми и технически подкованными молодыми специалистами и консервативными, привыкшими работать по старинке, знатоками технологий прошлого века;
- между функциональными подразделениями компании – при попытках одних увеличить результативность и прибыльность своей работы за счет сознательного снижения таких же потребностей других.
Конфликт между индивидом и группой. Возникает при неприятии одним человеком установленных группой норм организационного поведения: потребности оппозиционной личности идут вразрез с установленными группой критериями и ее мнением[22]. Наиболее яркий пример: напряженность между строгим руководителем и группой подчиненных ему сотрудников, считающих его требования неприемлемыми.
Редко какие-либо уровни возможно четко идентифицировать, зачастую они тесно взаимосвязаны и переплетены, несмотря на свои отличительные черты.
Таким образом, управление конфликтами в организации результативно только в случае понимания природы их возникновения.
1.3. Методы управления конфликтами работников в организации
Управление конфликтами должно происходить на двух уровнях одновременно. То есть управлять процессом повышения стрессоустойчивости и урегулирования противоречий в коллективе должны и работники, и их руководители.
Идеальной считается ситуация, когда менеджер занимается не устранением конфликта, а его эффективным управлением и использованием в целях компании. Специалист по управлению конфликтами обязан вести работу в следующей последовательности, которая представлена на рисунке 4[23].
Рис. 4. Последовательность работы по управлению конфликтной ситуацией на предприятии
Противостояния в коллективе могут носить рациональный и эмоциональный характер. В зависимости от этого управление конфликтами может проводиться на основании[24]:
- непосредственного воздействия на условия и причины конфронтации;
- корректировки установок и ценностных ориентиров конфликтующих сотрудников.
Данные виды управления процессами конфликта реализуются разными методами: организационными, социокультурными и социально-психологическими. Сотрудник предприятия, отвечающий за психологический климат на территории предприятия, имеет право использовать межличностные и структурные методы разрешения ситуации[25]. Они различаются по используемым приемам, но сходны в своей цели.
Структурные методы подразумевают внесение изменений в иерархию предприятия для того, чтобы разрешить развивающиеся конфликты.
В широко известном учебнике по менеджменту указывается на следующие организационные (т.н. «структурные») способы разрешения конфликтов[26]:
- Необходимо разъяснить сотруднику требования к работе. Он должен четко понимать, что именно хочет от него начальство, в какие сроки необходимо выполнять работу, какого качества следует достигать.
- Решение каждой проблемы можно найти с помощью обращения к непосредственному руководству, переложив ответственность на начальника.
- Допускается также использовать комплексные цели общеорганизованного характера. Все участники должны идти навстречу общей цели, однако направление движения задается руководством.
- Внутри предприятия должна существовать структура, которая гарантирует работникам вознаграждение при соблюдении определенных условий. Именно премирование зачастую помогает избежать последствий конфликтных ситуаций. Премией должны награждаться те сотрудники, которые вкладывают огромное количество сил и идей в достижение целей, поставленных предприятием.
Межличностные методы решения ситуации управление конфликтами на предприятии подразумевает, что для решения необходимо использовать установленный стиль поведения, который будет совпадать с манерой общения и природой самих ситуаций. Стиль мышления и поведения человека во время противостояния может напрямую зависеть от того, удовлетворены ли его интересы, активно ли он демонстрирует свою позицию, насколько удовлетворяются интересы другой стороны и т.д.
Существует пять методик разрешения конфликтных ситуаций, которые представлены на рисунке 5.
Рис. 5. Межличностные методы решения ситуации управление конфликтами на предприятии[27]
- Конкуренция. Каждая сторона заинтересована одержать победу, пусть даже с ущербом для другой стороны. Эта методика может подойти для тех, кто использует физические, материальные преимущества или власть[28].
- Уход из конфликта. Еще одна методика, при которой сотрудник демонстрирует нежелание нести ответственность за разрешение ситуации[29]. Если обе стороны избирают такой стиль, то конфликт обречен на продолжение, в котором проигравшими окажутся все. Неодобрение бездействия – выход из данной ситуации.
- Проще всего разрешить ситуацию с помощью сотрудничества. Все стороны должны быть заинтересованы в разрешении конфликта – тогда каждый сможет реализовать свои амбиции и добиться желаемого результата[30]. У каждого участника ситуации здесь имеются равные права на ее разрешение, каждая точка зрения имеет право существовать.
- Приспособление – эта методика используется сотрудниками компании чаще всего[31]. Они приносят собственные интересы в жертву другой стороне, убеждая себя в том, что делают это во благо других людей, однако это далеко не так. Таким способом чаще всего пользуются неуверенные в себе, инфантильные люди, неспособные решать проблемы самостоятельно.
- Компромисс – идеальная модель решения конфликта. Интересы каждой из сторон учтены, при этом все участники ситуации идут на какие-то уступки ради своих противников[32]. Подобный стиль позволит быстро разрешить конфликт, что немаловажно в ситуациях, когда у одной из сторон имеются явные преимущества.
Организационные способы характеризуются воздействием руководства на подразделения и отдельных сотрудников для ослабления конфликтных взаимодействий. Основными организационными вариантами разрешения противостояний являются следующие меры[33]:
- Образование внутри конфликтующих сторон подгрупп для снижения их сплоченности. Это приводит к ослаблению целеустремленности в конфликтных взаимодействиях и сокращению участия членов из разных подгрупп в конфронтации. Часто данный способ управления конфликтами и стрессами в организации применяется для уменьшения интенсивности противостояния между администрацией и подчиненными.
- Введение независимых третьих лиц. Создаются комиссии по разрешению спорных вопросов для связи между противоборствующими сторонами, склонению их к примирению. В зависимости от характера причин, остроты или длительности конфронтации такой процесс управления конфликтами в организации может использоваться для следующих целей[34]:
- затягивания времени и прохождения критической точки противостояния;
- поиска компромисса на основе переговоров со всеми участниками спора.
- Замена лидеров отдельных команд, подразделений. При этом у рядовых членов команды появляется желание выйти из конфликтной ситуации или найти нового лидера для отстаивания интересов группы.
- Ротация кадров из одной структурной единицы в другую Замена наиболее активных членов конфликтующих групп является весьма действующим способом. Зачастую достаточно разделить участников конфликтующих сторон, чтобы снизить интенсивность или вообще погасить противостояние.
Социологические и культурные способы управления конфликтами включают следующие меры[35]:
1. Изменение форм власти в решении ситуации. Конфликтная составляющая изменяется в результате ухода от агрессии путем изменения способа воздействия на сотрудников. Руководитель получает возможность воздействовать на причины конфликта и установки сторон, разрешая конфронтацию.
2. Изменение отношений зависимости. Перевод отношений односторонней зависимости в отношения взаимозависимости часто становится средством взаимного компромисса и гашения спора.
3. Изменение структуры неформальной социальной группы. Это может ослабить ее сплоченность и убрать конфликтную ситуацию.
4. Корректировка системы ценностей. Цель – отодвинуть на второй план ценности, подпитывающие причину противостояний. Это удается путем демонстрации более значимых ценностей или выгод, личного воздействия со стороны руководителей.
5. Нормативное управление конфликтом. Разработка и внедрение новых норм, изменяющих конфликтную ситуацию, заставляет членов конфронтации «играть по новым правилам». Однако данный способ не предполагает воздействие на причину противостояния, что подразумевает его возобновление в дальнейшем.
6. Изменение отношения к деятельности. Можно изменить содержание функций сотрудников, направить интересы на достижение успехов в деятельности, отвлекая тем самым от конфликтных взаимодействий.
7. Изменение системы коммуникаций. В данном случае большое значение имеет управление межличностными связями на основе изменения коммуникационных ролей.
Социально-психологические варианты управления конфликтами имеют следующее содержание[36]:
- корректировка мотивации конфликтующих сотрудников;
- создание благоприятной эмоциональной атмосферы, что всегда снижает интенсивность конфронтации;
- манипулятивное воздействие на поведение конфликтующих сотрудников предприятия. В такой работе должны обязательно принимать участие профессиональные психологи, способные воздействовать на подсознание участников противостояния с целью разрешения спорного вопроса.