Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 819
Скачиваний: 15
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы технологии управления конфликтами в организации
1.1. Понятие и сущность конфликтов в организации
1.2. Виды и квалификация конфликтов в организации
1.3. Методы управления конфликтами работников в организации
2. Анализ технологии управления конфликтами в организации (на примере ООО «Квазар»
2.1. Краткая экономическая характеристика предприятия
2.2. Организационная характеристика предприятия
2.3. Исследование конфликтных ситуаций на предприятии
3. Совершенствование управления конфликтами в организации (на примере ООО «Квазар»)
3.1. Мероприятия по совершенствованию существующей технологии управления конфликтами в организации
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий
В аналитической части исследования «Анализ технологии управления конфликтами в организации (на примере ООО «Квазар»)» нами было исследовано экономическая составляющая предприятия, которое показало, что торговое предприятие ООО «Квазар» специализируется на продаже товаров для строительства и ремонта оптом и в розницу. И в анализируемом периоде действует эффективности. Таким образом, нами был сделан вывод, что торговое предприятие ООО «Квазар» занимает свои позиции на рынке строительно-отделочных материалов и оборудования г. Балашиха.
Исследование организационной характеристики ООО «Квазар» показало, что на предприятии работают 69 человек разной квалификации, на предприятии линейно-функциональная структура управления, наблюдается высокая текучесть кадров (37%), в целом, система управления персоналом развита.
Исследование конфликтных ситуаций на предприятии ООО «Квазар» показало, что на предприятии чаще всего возникают внутриорганизационные конфликты, которые могут быть как горизонтальные, так и вертикальные или смешанные. Также на предприятии ООО «Квазар» возникают и межличностные конфликты, и групповые конфликты.
В качестве наиболее частых способов решения конфликтов и конфликтных ситуаций были указаны уход от разрешения конфликта и сглаживание противоречий. Часть сотрудников ООО «Квазар» считает, что возникновение конфликтов инициировано их коллегами и не обосновано какими бы то ни было объективными обстоятельствами.
Таким образом, нами был сделан вывод, что на предприятии ООО «Квазар» необходимо совершенствование технологии управления конфликтами.
Таким образом, нами в практической части исследования «Совершенствования управления конфликтами в организации ООО «Квазар» были систематизированы и предложены следующие мероприятия, которые будут направлены на коррекцию существующей технологии управления конфликтами на предприятии ООО «Квазар»:
1. На предприятии ООО «Квазар» рекомендуется ввести должность штатного конфликтолога (психолога), что позволит на предприятии снизить уровень конфликтности и социальной напряженности в трудовом коллективе торгового предприятия.
2. Рекомендуется проведение регулярных корпоративных и обучающих тренингов и семинаров по управлению конфликтами, что позволит сформировать у участников навыков грамотного разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности с разными категориями коллег и клиентов.
3. Руководителю ООО «Квазар» и начальникам отделов предприятия необходимо получить дополнительные знания в области организационной конфликтологии, что позволит сформировать стресс-компетентность руководителей ООО «Квазар», что также возможно за счет проведения тренингов и семинаров по управлению конфликтами в организации.
4. Рекомендуется ООО «Квазар» проведение корпоративных тренингов по командообразованию на предприятии, что позволит улучшить процесс взаимодействия между членами коллектива ООО «Квазар», достижение высоких результатов деятельности предприятия.
5. На предприятии ООО «Квазар» необходима разработка конфликтологического кодекса, что позволит сформировать и поддержать общепринятых норм и традиций делового поведения в ООО «Квазар».
Согласно проведенных расчетов, общие затраты по улучшению существующей технологии по управлению конфликтами на предприятии ООО «Квазар» составят примерно 870,0 тыс. руб.
Инвестирование на внедрение мероприятий будет осуществляться за счет собственных средств ООО «Квазар», так как предприятие рентабельное и имеет возможность не привлекать внешних кредиторов.
Предполагается, что за счет реализации предложенных мероприятий по улучшению существующей технологии по управлению конфликтами на предприятии ООО «Квазар» позволит увеличить эффективность труда на предприятии как минимум на 30%
Таким образом, в результате предлагаемых мероприятий «положительный эффект», выраженный в стоимости, вырастет на 245415 тыс. руб., а расходы вырастут на 869,2 тыс. руб., что приведет к эффективности мероприятий, которая составит 99,6%.
В целом можно утверждать, что внедрение предлагаемых мероприятий по улучшению существующей технологии по управлению конфликтами и стрессами на предприятии обеспечит в ООО «Квазар» рост результатов деятельности и повышение удовлетворенности персонала, что является залогом перспективного развития предприятия в будущем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Анцупов А.Я. Конфликтология. Теория и практика: учебник / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – СПб.: Питер, 2016. – 336 c.
- Алексеев О.А. Конфликтология и управление: учебное. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015. – 238 c.
- Балан В.П. Конфликтология: учебное пособие / В.П. Балан, А.В. Душкин, В.И. Новосельцев и др. – М.: РиС, 2015. – 342 c.
- Водопьянова Н. Е. Стресс–менеджмент: учебник. – М.: Юрайт, 2018. – 283 с.
- Гапоненко Ю.Н. Управление конфликтами на предприятии / Ю.Н. Гапоненко, Т.А. Дудник // Экономика и социум. – 2015. – № 2–1 (15). – С. 1195–1200.
- Демцура С.C. Управление конфликтами на предприятиях // В сборнике: Конфликтология и конфликты в современном мире. – 2017. – С. 96–100.
- Елюбаева А.А. Управление конфликтами на предприятии / А.А. Елюбаева, Э.Е. Ярмухаметова // Сборник статей Международной научно–практической конференции. – 2016. – С. 64–68.
- Емельянов С. М. Управление конфликтами в организации: учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2017. – 261 с.
- Кибанов А.Я. Управление персоналом: теория и практика. Управление конфликтами и стрессами. Учебно-практическое пособие / А.Я. Кибанов, В.Г. Коновалова, О.Л. Белова; под ред. А. Я. Кибанова. – М.: Проспект, 2014. – 111 с.
- Конфликтология: учебник / В.П. Ратников [и др.]. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 543 c.
- Лапыгин Ю.Н. Теория организации и организационное поведение: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2013. – 329 c.
- Лопарев А.В. Конфликтология: учебник / А.В. Лопарев, Д.Ю. Знаменский. – М.: Юрайт, 2017. – 292 с.
- Лукаш Ю.А. Внутрифирменные конфликты, или Трудовая конфликтология в бизнесе. – М.: Юстицинформ, 2014. – 158 c.
- Мринская Е. Н. Влияние конфликтов на эффективность работы организации // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. – 2014. – №3. – С.98–104.
- Овчаренко Е.А. Межличностные отношения и конфликты на предприятии / Е.А. Овчаренко, М.В. Попкова, Н.К. Семенова // Молодой ученый. – 2016. – №10. – С. 1368–1370.
- Опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте» [Электронный ресурс]. – URL: https://world-psychology.ru/oprosnik-k-tomasa-stil-povedeniya-v-konflikte-2/ (дата обращения 01.11.2018 г.)
- Регнет Э. Конфликты в организациях. Формы, функции и способы преодоления. – М.: Институт прикладной психологии «Гуманитарный центр», 2013. – 396 с.
- Решетникова К.В. Организационная конфликтология. – М.: ИНФРА–М, 2013. – 175 c.
- Руденко А.М., Самыгин С.И. Конфликтология / А.М. Руденко, С.И. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 316 c.
- Рыбакова Н. Н. Роль менеджера в исследовании управления конфликтами и стрессами в организации // Молодой ученый. – 2016. – №23. – С. 281–284.
- Рыбакова Н. Н. Способы разрешения конфликтов в организации в современных условиях // Молодой ученый. – 2017. – №45. – С. 201–204.
- Сафоненко В.В. Управление конфликтами на предприятии // Образование и наука без границ: социально–гуманитарные науки. – 2016. – № 3. – С. 88–92.
- Соколовская В.В., Улаева О.М. Управление конфликтом на предприятиях // Региональная экономика и управление. – 2014. – № 3–2 (03). – С. 92–94.
- Спатарь А. В. Основы управления конфликтами в организации // Проблемы современной экономики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С. 95–98.
- Степанов Е.И. Современная конфликтология: Общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов. – М.: ЛКИ, 2015. – 176 c.
- Фадеева С.З., Гагаринская Г.П. Управление производственными конфликтами и стрессами во взаимосвязи с мотивацией работников на предприятии // Самарский государственный технический университет; Ответственный редактор: И.В. Косякова. – 2015. – С. 287–292.
- Фадеева С.З. Мотивационное управление социально–экономическими конфликтами на предприятиях // Экономика и предпринимательство. – 2016. – № 7 (72). – С. 307–313.
- Шапиро С.А. Управление трудовой карьерой как механизм развития персонала организации: Монография. – М.: РХТУ им Д.И. Менделеева, 2012. – 195 с.
- Шарков Ф.И. Общая конфликтология / Ф.И. Шарков, В.И. Сперанский. – М.: Дашков и К, 2016. – 240 c.
- Щербаков И.Д. Конфликты в организации, причины их возникновения и способы разрешения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2014. – № 3. – Ч. 1 [Электронный ресурс]. – URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4610 (дата обращения: 07.10.2018).
Приложения
Приложение 1
Динамика основных показателей деятельности ООО «Квазар» за 2013-2017 гг.
Приложение 2
Организационная структура управления ООО «Квазар»
Приложение 3
Количественная и качественная характеристика кадров компании
ООО «Квазар»
Показатель |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
Изменения 2017 г. к 2015 г. |
||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
чел. |
структура, % |
чел. |
структура, % |
чел. |
структура, % |
Абсолютное, ± |
Темп роста, % |
|
Среднесписочная численность персонала, в т.ч.: |
73 |
100 |
72 |
100 |
69 |
100 |
-4 |
-5,5 |
- управленческий персонал |
13 |
17,8 |
13 |
18,1 |
13 |
18,8 |
0 |
0,0 |
- торгово-оперативный персонал |
37 |
50,7 |
36 |
50,0 |
34 |
49,3 |
-3 |
-8,1 |
- вспомогательный персонал |
23 |
31,5 |
23 |
31,9 |
22 |
31,9 |
-1 |
-4,3 |
Гендерная структура: |
||||||||
- женщины |
16 |
21,9 |
15 |
20,8 |
15 |
21,7 |
-1 |
-6,3 |
- мужчины |
57 |
78,1 |
57 |
79,2 |
54 |
78,3 |
-3 |
-5,3 |
Возрастная структура: |
||||||||
- до 30 лет |
55 |
75,3 |
53 |
73,6 |
52 |
75,4 |
-3 |
-5,5 |
- от 30 до 40 лет |
15 |
20,5 |
16 |
22,2 |
14 |
20,3 |
-1 |
-6,7 |
- от 40 до 50 лет |
1 |
1,4 |
1 |
1,4 |
1 |
1,4 |
0 |
0,0 |
- свыше 50 лет |
1 |
1,4 |
2 |
2,8 |
2 |
2,9 |
1 |
100,0 |
Образовательный уровень персонала: |
||||||||
- высшее |
30 |
41,1 |
30 |
41,7 |
31 |
44,9 |
1 |
3,3 |
- среднее-специальное |
41 |
56,2 |
40 |
55,6 |
37 |
53,6 |
-4 |
-9,8 |
- среднее полное |
1 |
1,4 |
2 |
2,8 |
1 |
1,4 |
0 |
0,0 |
Стаж работы: |
||||||||
- до 1 года |
35 |
47,9 |
31 |
43,1 |
29 |
42,0 |
-6 |
-17,1 |
- от 1 до 5 лет |
34 |
46,6 |
37 |
51,4 |
36 |
52,2 |
2 |
5,9 |
- свыше 5 лет |
4 |
5,5 |
4 |
5,6 |
4 |
5,8 |
0 |
0,0 |
Приложение 4
Экспресс-оценка глубины конфликта
(А.М. Бандурка, С.И. Бочарова, Е.В. Земянская)
Инструкция к тесту. В методике представлены 8 позиций, имеющих непосредственное отношение к конфликтной ситуации. Ваша задача состоит в том, чтобы оценить выраженность каждого фактора в пятибалльном измерении. Сильная выраженность факторов левой стороны методики оценивается в 1 балл, а правой – в 5 баллов.
Тестовый материал
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
1 |
Стороны осознают причину конфликта |
Стороны не осознают причину конфликта. |
|||||
2 |
Причина конфликта имеет эмоциональный характер |
Причина конфликта имеет материальный (служебный) характер. |
|||||
3 |
Цель конфликтующих – устремленность к социальной справедливости |
Цель конфликтующих – получение привилегий. |
|||||
4 |
Есть общая цель, к которой стремятся все. |
Общей цели нет. |
|||||
5 |
Сферы сближения выражены. |
Сферы сближения не выражены. |
|||||
6 |
Сферы сближения касаются эмоциональных проблем. |
Сферы сближения касаются материальных (служебных) проблем. |
|||||
7 |
Лидеры противоположных мнений не выделяются. |
Замечено влияние лидеров противоположных мнений. |
|||||
8 |
В процессе общения придерживаются норм поведения. |
В процессе общения оппоненты не придерживаются норм поведения. |
Обработка и интерпретация результатов теста
После оценки каждой позиции следует подсчитать общую сумму баллов, которая будет свидетельствовать о глубине конфликта.
Сумма в 35-40 баллов свидетельствует о том, что конфликтующие находятся в жесткой конфронтации друг к другу. Руководитель в этом случае должен принять на себя роль обвинителя и прибегнуть к административным мерам воздействия.
Сумма в пределах 25-34 баллов указывает на колебания в отношениях конфликтующих сторон. Руководитель может выступать в роли консультанта и прибегать в основном к психологическим мерам разрешения конфликта.
Сумма меньше 25 баллов свидетельствует о случайности возникшего конфликта. Руководителю целесообразно выполнять функции воспитателя, оказывая педагогическое воздействие на конфликтующих.
Приложение 5
Опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте»
Уважаемые сотрудники ООО «Квазар», просим вас пройти опрос. Опрос проводится для того, чтобы мы могли проанализировать виды возникновения конфликтных ситуаций и разработать рекомендации по управлению конфликтами на вашем предприятии.
Инструкция: Перед вами ряд утверждений, которые помогут определить некоторые особенности вашего поведения. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение.
Имеются два варианта, А и В, из которых вы должны выбрать один, в большей степени соответствующий вашим взглядам, вашему мнению о себе. В бланке для ответов поставьте отчетливый крестик соответственно одному из вариантов (А или В) для каждого утверждения. Отвечать надо как можно быстрее.
1.
А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
2.
А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои.
3.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
4.
А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5.
А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.
6.
А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б. Я стараюсь добиться своего.
7.
А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
Б. Я считаю возможным уступить, чтобы добиться другого.
8.
А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
9.
А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10.
А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11.
А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.